Политсан. Продолжение 29

***

И здесь, и на воле меня всё время преследует один и тот же сон.
Жаркий летний день. Пустынная платформа. Безлюдный деревянный вокзал. Всё явственно, до мельчайших деталей: оцинкованный бачок для питьевой воды с крышкой и краником. Крышку не видно под тряпичным белым колпаком, но я знаю, что она есть. Исцарапанные диваны из гнутой толстой фанеры. На одном из них «намывает гостей» трёхцветная кошка. К бачку привязана эмалированная кружка. Цепочка настолько короткая, что пить воду можно только сидя на корточках. Единственное окошечко билетной кассы наглухо закрыто. Белая масляная краска на нём истёрта.

Я стою на перроне один и жду прибытия поезда. Он подходит. Мельком отмечаю, что кабина тепловоза пуста, но не придаю этому значения. Поезд останавливается. Двери всех вагонов заперты. Открыта лишь одна, в самом конце состава. Я бегу к этой двери, но платформа заканчивается, и ступени вагона оказываются очень высоко. Билета у меня нет, и я мучительно думаю о том, как уговорить проводника, чтобы он впустил меня. Но проводника нет, а поезд трогается. И я запрыгиваю в тамбур в полной решимости, что добровольно я этот поезд не покину.

Вагон купейный. Случайно смотрю в окно, на проплывающую мимо платформу. На ней множество людей, которые неспешно прогуливаются, кто-то машет платком, кто-то несёт в руках чемоданы. Я открываю купе. Оно пусто.
Сажусь у окна. За ним крупными хлопьями идёт снег.
И я просыпаюсь в слезах.
 
***

В тайге у меня не имелось карты, но были наручные часы, луна и солнце. И, как любой дикарь, я измерял расстояния временем. Часами или днями, что затрачивались на пеший или лыжный переход. В замкнутом пространстве этой камеры все расстояния неизменны. На длинном пути по бесконечному кругу я ещё ни разу не встретил ничего нового.

Я прекрасно понимаю, что сейчас всё в корне переменилось, и уже давно измерил время между приёмами пищи. Его длина равна приблизительно четырнадцати километрам. Это почти двадцать девять тысяч шагов. Каждый день я обязательно прохожу этот путь, но уже не утомляю себя бесполезным подсчётом. Зачем понапрасну убивать время, если с ним можно наладить приятельские отношения? Ведь оно – личное. Даже если иногда совпадает с чьим-то чужим.

И мне приходится занимать и развлекать своё время мыслями. Они короткие и длинные, мимолётные и тягостные, ясные или туманные, как, например, этот необъяснимый сон, преследующий меня. И время, подчиняясь им, то мучительно растягивается, то предельно сжимается. Порой, я не понимаю, как оно могло так незаметно умереть между приёмами пищи, и с удивлением замечаю, что цилиндр санитарной кабины в очередной раз повернулся, приглашая принять душ.      

Линия жизни, вышедшая из точки рождения, непременно станет отрезком. Считается, что где и когда это произойдёт – никому неизвестно. И в этом, будто бы – счастье: человек избавлен от мучительного ожидания своего последнего часа.

Что же делать мне, если я точно знаю, что моя линия в какой-то – пока неведомый момент –  чудовищно изогнётся, а потом будет неумолимо стремиться к пересечению в известной мне точке, где 13 сентября 1974 года  я, старик, умру на руках у молодого парня – самого себя. И отрезок превратится в бесконечное кольцо времени, по которому мне придётся ходить, как в этой камере, по замкнутому кругу, совершая одно и то же, и не замечая ничего нового.

И я размышляю о том, наказание это или немного запоздалый, но от этого не менее щедрый подарок моей доброй судьбы? Если бы человек заранее знал о многократном повторении одной и той же истории собственной жизни, то, возможно, с самого начала он вёл бы себя гораздо осмотрительнее.          

***

Я хожу по кругу, заложив руки за спину. Так ходил бывший зэк Володя Черезов, так ходили, ходят и будут ходить тысячи заключённых России. Я – один из них. Но мои мысли – свободны. Я не думаю о куреве, пайке хлеба и миске баланды.
Я не думаю о том, сколько времени осталось до освобождения – мне недосуг вести бессмысленные подсчёты прожитых дней, которые не отличаются от ночей. 
Моё время занято совсем другими мыслями.

А если не только я один обречён на бесконечное повторение жизни после смерти?
Если оно ожидает каждого?
И почему я делаю допущение – «если», когда точно знаю, что моя жизнь будет повторяться при участии всё тех же самых людей, моих современников, а не их призрачных копий?
Тогда получается, что поступками, совершёнными в первой жизни, каждый из нас выстраивает свой личный ад или рай, или животно-рабское существование – в одном и том же круге времени.

Убийца будет вечно совершать одно и то же убийство, страдать от страха разоблачения, униженно просить суд о пощаде, а Бога – о прощении. После приговора он будет трепетать от ужаса в одиночной камере смертников и ждать, когда за ним придут, чтобы отвести в страшное место исполнения казни, где его кровь прольётся на душистые опилки, а он даже не успеет почувствовать их запах и понять, что наказание будет бесконечным. А потом он родится невинным, чтобы снова стать тем же убийцей и опять совершить непоправимое, и молить людей и Бога. Его наказание – вновь и вновь падать на свежие опилки с простреленной головой.
Зачем этому убийце обещанная христианством преисподняя?
Разве такое бесконечное повторение не худший вариант ада?
Если бы человека с малых лет неустанно предостерегали, что ничто не проходит, а «всё повторяется» и повторяется вечно, то разве стал бы он преступником?
Надпись на кольце царя Соломона – утешительный обман хитроумного ювелира, а вовсе не истина. 

По странному стечению обстоятельств, мне довелось узнать, что человек бессмертен.
Но это не фантастическое бессмертие для немногих избранных, позволяющее из века в век продлевать жизнь лучших представителей человечества.
Это и не спасительное бессмертие для негодяев, которые хотели бы с помощью волшебных эликсиров и чудесных снадобий пережить опасных свидетелей-современников, сохранить вечную молодость и отдалиться во времени от совершённых преступлений.
Я говорю о «криволинейном» бессмертии, избежать которого не удастся никому: однажды возникшая человеческая жизнь повторяется с абсолютной и беспощадной точностью – от рождения до смерти. И это происходит бесконечно.

Если бы в ту страшную ночь на берегу Нижней Тунгуски я знал: кто именно умер у меня на руках. Если бы я знал тогда, что все мои подлости будут бесконечно повторяться, то я прожил бы жизнь иначе. Только став политсаном, я начал жить по совести. Любому человеку жить так в нашей России очень страшно. И я – не исключение.
Но ещё страшнее – жить иначе, зная, что всё повторится.    

Продолжение http://www.proza.ru/2012/04/01/1355


Рецензии
Закончил чтение романа. Впечатления разные. Поделюсь некоторыми.

Начал читать первую главу и рефреном зазвучало в голове: «вихри враждебные веют над нами, тёмные силы нас злобно гнетут».
Подумал: «О гипотетическом будущем пишет автор. Не очень далёком, но и не близком».
Ошибся. Дата попадания героя в камеру Специального Изолятора - третье сентября 2012 года. Осталось пять месяцев, однако.

Далее появился любимый жупел демократов-разоблачителей, из числа перекрасившихся коммунистов: «гэбэшники». И следом вывод: «На самом деле я готов признать лишь одно: им действительно удалось создать могущественную систему управления и превратить целый народ в покорно чавкающее быдло».

На мой взгляд, могущество существующей системы управления сомнительно. Могу говорить так ещё и потому, что лишь недавно из неё вышел. Занимался областными финансами. За ними видно многое.

Насчёт превращения народа в «покорно чавкающее быдло». Не слишком ли категоричен и оскорбителен приговор политсана? Себя он из народа исключает? Противопоставляет ему? И на этом основании пророчествует. Почему-то вспомнился Блок:
«А это кто?
Длинные волосы
И говорит в полголоса:
Предатели! Погибла Россия!
Должно быть писатель
Вития…»

Слава Богу начались воспоминания героя.
И сразу же история с подброшенным ГБ письмом, сама камера куда-то «испарились». Забылись. Вдруг стало хорошо. Душевно. Мрак исчез. Светло. Тайга. Живые, очень разные люди. Столкновения интересов и характеров. Лучшие, по признанию героя, годы молодости. Или жизни?

Вот и подумалось, необходимо ли было нагнетание обстановки вначале? С таким же успехом герой мог предаваться воспоминаниям, терзаниям, самосуду в доме престарелых. На необитаемом острове. Или в мегаполисе. Душа каждого находится в одиночной камере тела. Диалог идёт между ними. Конечно, далеко не у всех. Но герой романа из крупных «самоедов» будет. Из единоличников.
Хотя все мы являемся таковыми. В этот мир приходим и уходим из него в одиночестве. И поэтому прав герой, говоря себе: «Гибель коммунистической колонии, о которой я думаю долгими часами в беспорядочно скомканное время перепутавшихся дней или ночей, по сути дела – событие донельзя ничтожное и столь же малозначительное, как почти каждая единичная человеческая жизнь».

Думает ли о своей жизни герой так же? Или надеется попасть в число
«тех редких людей, чьи мысли прорастают через неизбежную смерть, и живут веками». Не похоже. Тогда зачем он роется в прошлом, бередит свою душу воспоминаниями? Что ищет? Может быть, себя?

Возможно, в этом и есть главное, истинное призвание человека разумного - познать, обрести себя. Не искать себя, как некий образ, а понять себя изначального, осознать, что ты уже есть. От понимания себя зависит видение мира, принятие жизни со всеми её мерзостями, радостями, парадоксами и тайнами.

О художественных достоинствах романа, стиле изложения, образности, владении словом, метафоричности и прочих слагаемых подлинного творения, судить не берусь. Не специалист. Как читатель «вкушал» читаемое. Люблю природу. Тайгу. Живу семь месяцев в году в северной деревне. Путешествую. Вот и с героями книги побродил по сибирской тайге. Узнал много нового для себя, полезного. Чувствуется, что автор «пощупал» руками все детали жизни, быта, описанные в романе. Испытал «на своей шкуре».

Хочется пожелать роману хороших, думающих читателей. Они будут разными. И мнения их будут иными. Приведённое выше всего лишь одно из многих. Читатель может и заблуждаться. Писатель зачал, выносил, в муках «родил». Черты «дитя» ему зримее.

Успехов Вам, Василий, в творчестве! Удач в жизни!

С почтением,

Александр Чашев   29.03.2012 00:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за вдумчивое прочтение. Работа над этим романом ещё не закончена.
С уважением и благодарностью,

Василий Тихоновец   30.03.2012 16:08   Заявить о нарушении
Вы знаете, я согласна с Александром.ТоЖе хотелось что-тотакое давно сформулировать. Мне тоЖе резануло "чавкающее быдло". Я с трудом перевариваюлюбые идеи вселенских (или всероссийских) заговоров против народов.Мы все достойны того что имеем. Мне тоЖе пощекотало от фантастики 2012, или не фантастики. Больше личного! А общенациональные мысли оставим 20летним коммунарам)). Ну и не удержусь... В сцене с провокативным обнажением Лилит хорошо описано как мужа заводит (возбуждает) фантазия об измене.И это тоже физиология с психологией. Часто именно мужья провоцируют. Но пожалуй несправедливо требовать, чтобы герой это осознал...

Юлия Жемчужникова   07.01.2013 20:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.