Знаменитая бриллиантовая огранка

  Давно подмечено,   если на прозрачный камень нанести грани, в нём появляется живой огонек: камень начинает «играть».  Такие камни всегда привлекали внимание людей своей красотой и пользовались неизменным успехом.  Сильнее всех играли бесцветные камни, особенно алмазы, которые после огранки стали называть бриллиантами.

Искусство шлифовки естественных граней алмазов было известно в Индии еще с древнейших времен. Вначале научились стачивать одну из вершин октаэдра, в форме которого  часто встречается алмаз, до образования плоской площадки. Так появился простейший тип огранки, которая была названа,  как и сам кристалл  - «октаэдр». В Европе уже  с 1456 года для шлифовки алмаза стали применять алмазный порошок, нанесённый на металлический диск. Тогда же Людвиг-ван-Беркем, придворный ювелир бургундского герцога, впервые предложил огранку алмаза в форме «розы». Потом были разработаны другие виды огранок и среди них -  знаменитая бриллиантовая.

Бриллиант с огранкой   «роза» имеет плоское основание, а в верхней части у него  12, 24 или 32 грани, которые ещё называют фацетами или  фасетами. Все грани при такой огранке сходятся в одной точке - в вершине. В отличие от современных бриллиантов, верхняя часть «розы» завершается острым шипом или закругляется. Розой огранён упомянутый алмаз «Орлов».

Бриллиант формы «роза» можно было использовать не в каждом ювелирном изделии, а главное, что подметили ювелиры - камень  слабо «играл» и внизу просматривалась подложка, на которой он лежал. Естественно, такая огранка нравилась не всем. Как альтернативу «розе» стали применять другие виды огранок. Шип у них  был внизу, а площадка как у простейшего «октаэдра» - сверху. Ювелиры обратили внимание также на то, что при увеличении количества граней камень начинает лучше сверкать. В нём словно беснуется живой огонёк, пытаясь

выскочить наружу.  Но это ещё не всё. Игра огранённого камня увеличивалась только при определённых углах наклона граней. Причем оптимальный угол наклона граней у всех самоцветов оказался разным. Вот эти «отправные» точки и легли в основу новой огранки алмаза, которую назвали «бриллиантовая». Что же это за огранка, название которой   часто бывает у нас  на слуху? Конечно, та, которой  ограняют  все алмазы, - ответят многие и будут  не совсем правы.

Огранку, обеспечивающую оптимальные условия для полного внутреннего отражения и дисперсии света в алмазе, разработали  примерно в 1600 г. в Париже. На нижнюю и верхнюю части бриллианта нанесли по восемь граней. Так бриллиант стал состоять из двух частей: верхней - короны и нижней - павильона, разделённых между собой узким пояском – рундистом. Эту огранку  назвали бриллиантовой.  Позднее к этому названию добавили определение «простая».

Так, получилась «простая бриллиантовая огранка». Алмазы с этой огранкой выгодно отличались  лучшей игрой света, и она постепенно вытеснила своих предшественников.
Но на этом прогресс гранильного дела не остановился: расчетом оптимальных пропорций бриллиантов, при которых происходит  его максимальная «игра», в течение многих лет занимались разные ученые. Не все достигли желаемых результатов, однако в старинных

украшениях еще можно встретить их работы. Многие остались как память о  творчестве безвестных мастеров. А дальше всех в разработке новой огранки продвинулся Марцель Толковский. Автор этого изобретения математически  рассчитал  «идеальную» огранку для алмаза, и в своей  статье «Diamond Design», опубликованной в  1919 году в Нью-Йорке, привёл параметры такого бриллианта.

Бриллиантовая огранка М. Толковского учитывает величину углов  для  основных граней и другие параметры, необходимые при обработке алмаза. Согласно им, у бриллианта  круглой формы должно быть 57 граней: 33 в верхней части (32 грани и одна площадка), 24  - в нижней, заданные под определенными углами. Эту огранку часто называют его именем или классической бриллиантовой огранкой. Ещё можно услышать «полная бриллиантовая огранка».

В классической бриллиантовой огранке используют данные М. Толковского. Однако, несмотря на звучное название, на практике применяют практическую бриллиантовую огранку, позволяющую с  максимальной эффективностью использовать алмазное сырьё. Отличить её могут только специалисты, но  в этом обычно нет необходимости.

В настоящее время мелкие алмазы, массой до 0,03 карата ограняют простой бриллиантовой огранкой. Камням массой крупнее 0,03-0,05 карата придают более сложную форму, при которой на поверхность алмаза наносится 33 грани: по 16 граней на обеих частях бриллианта. Эта огранка получила название «швейцарская».

Кроме круглых, существует много других форм огранок алмазов, которые называют фантазийными. К  ним относятся маркиза, панделок, овал, багет и др. Для крупных камней массой более 1 карата применяют более сложные огранки с большим количеством граней.  Среди них  «Хайлайт-Кат» с  73 гранями, «королевская» -  86 граней, «величественная»  - 102  грани.

В последние годы выбор оптимальной формы самоцвета стали производить с помощью компьютера. Это помогает огранщику получить максимальный выход годной продукции из самого  разного сырья. Но наука не стоит на месте и  в  2001 году американец  Д. Паулсен разработал компьютерную программу по расчёту допустимых параметров бриллиантов, при которых достигается такая  же «игра» как при «бриллиантовой» огранке, только ещё более эффективно расходуется алмазное сырьё. Он создал целый ряд бриллиантовых огранок с параметрами, претендующими на  настоящую идеальную огранку. Так что, возможно на прилавках магазинов уже появились бриллианты с более совершенными огранками. Правда, поклонники бриллиантов, скорее всего этого даже не заметят.


Рецензии