11. Ура, практика!

          
      «Культура пития – категория безопасности!»
      СОБСТВЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ.
      
      Наверное, почвоведы РГУ всех курсов того времени через это проходили – сначала мечтали, наслушавшись рассказов «старичков», а потом реально проходили потрясающую, самую замечательную практику-поездку по природным зонам европейской части Советского Союза.
      …В июне 1969-го, сдав экзамены после второго курса университета, мы всей группой поехали на эту летнюю производственную практику.
      Так вот, повторюсь, поездка та представлялась нам классной, мы о ней мечтали весь первый и второй год учебы, и нам черной завистью завидовали все студенты других факультетов.
      Еще бы не завидовать! Маршрут практикантов-счастливчиков пролегал через три столичных города – Москву, Ленинград и Ригу – захватывал Курск, Брянск и завершался в городе-герое Волгограде. В Москве и Ленинграде студентам из провинции показывали научные лаборатории, университетские музеи, ботанические сады и различные испытательные стенды. В Риге вся практика проходила на базе Латвийской государственной сельхозакадемии, в Курске – в заповеднике. Везде нами изучались климатические зоны, чертились почвенные и геологические карты, создавались макеты залегания почвенных слоев и земных пород, и делалось еще много чего, увлекательного и полезного для будущих ученых и специалистов, и совсем ненужного, как оказалось, мне.
      Конечно, было у нас и много свободного времени, которое мы тратили со всей бесшабашностью юности – сидели в кафешках, ходили в кино, ну и, само собой, бегали на свидания…
      …В Ленинграде нас поселили в каком-то студенческом общежитии, обитатели которого разъехались по домам на каникулы. Располагалась та общага неподалеку от огромного парка, который местные называли Куракиной дачей. Здесь по вечерам было много молодежи, фланирующей по аллеям, толпящейся на танцплощадках. Стояла пора знаменитых ленинградских белых ночей, поэтому многие парочки, стараясь хоть как-то уединиться, забирались в самые глухие уголки парка. Ну а те, кто только-только познакомились, чинно прогуливались по набережным Невы, речек и каналов, стояли у парапетов, любуясь отблеском небес в светлых спокойных водах, время от времени вздыхая от наплыва чувств и берясь за руки или обнимаясь...
      Я тогда в парке на танцах познакомился с девушкой по имени Тамара, которая приехала из Мурманска, чтобы подготовиться и поступить на учебу в Ленинградский педагогический институт. Не буду её описывать, скажу только, что она мне очень понравилась…
      Мы встречались каждый день по вечерам в парке, шли куда глаза глядят и разговаривали не переставая, как будто до этого оба страдали немотой, а теперь выздоровели и не могли наговориться, испытывая томление и восторг от каждой секунды общения. В третий вечер знакомства я впервые её поцеловал…
      …Между тем, практика наша в Питере заканчивалась, и мы должны были поездом отправляться в Ригу. Мы с Тамарой так долго прощались перед отъездом в парке, что я думать забыл о времени, всё целовались…
      …Пришли в себя – а уже пора к поезду! Бегом в общагу за вещами! Вахтерша на входе сообщила – ушли все ребята, и вещи все забрали, сказали, чтобы ехал на вокзал. Поймал я такси на последние деньги, приехали с Тамарой, кажется, на Варшавский. А поезд на Ригу, оказывается, отправляется с Балтийского. Или наоборот все было, я уже не помню сейчас, а тогда и не соображал ничего.
      Хорошо, что эти два вокзала недалеко друг от друга находятся. Побежали мы с Тамарой то по платформам, то прямо по путям. Когда уже выбежали к нужному поезду, Тамара отставать начала, задыхаться. Кричит мне: «Беги к вагону, я догоню!». А все наши у входа в вагонный тамбур столпились, наблюдают, как мы бежим, посмеиваются…
      В общем, успели мы. Успели даже обняться на прощание, но сказать уже ничего не могли… Какие там слова!..
      Никогда не забуду фигурку ее тоненькую на перроне. Она была такой одинокой в той вокзальной толпе, шла так неуверенно за двинувшимся поездом, и рукой даже не взмахнула, только все смотрела вслед…
      Через полгода, в феврале 70-го, я бросил учебу в университете. Не сразу ко мне пришло такое решение. Сначала, вспомнив историю одного нашего однокурсника, которого прямо из университета забрали служить на флот, в подводники, я сходил в городской военкомат, попросил, чтобы меня забрали в армию. Военком расспросил меня обо всем и сказал, что пока призвать меня не может – нет еще приказа о весеннем призыве. Вот будет приказ, сказал он мне, приходи, напишешь заявление, и мы тебя призовем.
      Но я до весны ждать уже не мог. Невмоготу мне было уже всё. И сам я себе был противен, и невзгоды всякие меня уже замучили. И чтобы приглушить свою душевную тоску я, как у многих бывает, всё чаще пил, а опьянев – буянил. Так, что даже мои приятели стали на меня косо посматривать. Вот тогда я и пошел к декану и попросил отдать мне мои документы. В заявлении об отчислении указал причину – «По семейным обстоятельствам».
      Пока оформлял документы, попробовал устроиться куда-нибудь на работу в Ростове. Но кому был нужен ничего не умеющий парнишка, да еще и без жилья и прописки? Даже на заводе «Ростсельмаш», в то время известном тем, что ему постоянно нужны были рабочие руки, и что там брали на работу с предоставлением общежития, даже там для меня места не нашлось почему-то.
      И я, получив документы об отчислении, поехал к маме. Она к тому времени уже давно уехала из Молодогвардейска, купив вместе со средней нашей сестрой Ниной небольшой домишко под Краснодоном, на границе с Ростовской областью. Вот туда я и поехал.
      Конечно, возвращаться домой, как побитой собаке, мне было стыдно, и я придумал для родных душещипательную историю о невозможности для меня продолжать учебу. В своем этом обмане я перед близкими повинился уже значительно позже, только лет через двадцать…
      А осенью 1970 года меня забрали на срочную.
----------------------------
      На снимке: практика, июль 1969 г. В лесу у Петродворца. С лопатой – я, Толик Петин (так и не стал почвоведом). Спиной к зрителю куратор Владимир Федорович Вальков. Студиозусы (слева направо): Люда Долинчук, Надя Горбачева, Сергей Горгуль, Алина Задурян. За моей спиной – Валя Датченко.


Рецензии
Непостижимо!!! Каким чудом у тебя сохранился этот документ?!

А я помню эту историю с твоим опозданием. Я же была староста, и Вальков считал, что я все должна знать, чуть-что меня к ответу. Почему Петина нет? А я откуда знаю, ну, откуда?? Как мы волновались, ты не представляешь! Мобильных же тогда не было... Но, Слава Богу, перед самым отправлением поезда ты прибежал...

Фотография, кстати, отличная, жаль, я в кадр не попала :-))

Ольга Безуглова   31.03.2012 01:19     Заявить о нарушении
Оля, смотри внимательнее, это не мой документ... :-) Я его для наглядности "слямзил" с сайта почвоведов ЮФУ... :-)))))))

Жаль, что ты в кадр не попала. А еще больше мне жаль, что у меня вообще твоих фоток не сохранилось. А они у меня были, я тебе уже писал - Люды Долинчук с огромной луковицей на шее и твоя такая же. Еще была фотка Эммы, но она потерялась быстрее всех. Твоя и Люды - остались в альбомах там, где я жил, когда дети были маленькие. Целы ли они сейчас - не знаю. Возможно, еще найдутся...
А вот фотография Люси Грачевой 1968 г. (правда, в электронном виде) у меня есть. Хотел и её на Прозе поставить, да не знаю, удобно ли. Ведь мы с ней не контактируем...
Спасибо за отзыв! С дружеским приветом,

Анатолий Петин   31.03.2012 02:51   Заявить о нарушении
Вот, оказывается какое простое объяснение загадочного появления на твоей странице документа :-) Да я же сайт почвоведов смотрела, наверное, 1-2 раза за все время, да и то выборочно :-) Надо будет получше с сайтом познакомиться!

Ольга Безуглова   31.03.2012 07:38   Заявить о нарушении
А фото с луковицей это, наверное, очень интересно :-) Главное, абсолютно не помню по какому поводу я ее на шею повесила :-)))

Ольга Безуглова   31.03.2012 07:49   Заявить о нарушении
О документе - там на сайте под снимком даже твой комментарий есть! :-)))))
О луковице: снимки делались в колхозе, на уборке, луковица попалась гигантская, и все с ней фотографировались, сделали из стрелок "ожерелье" и вешали на себя такой "кулон".

Анатолий Петин   31.03.2012 11:42   Заявить о нарушении
Вот видишь, какой у меня склероз ранний :-) Наверное, на нашем сайте я ее восприняла как само собой разумеющиеся явление, и не запомнила... А колхозов потом у меня было много, со студентами ездила, и чего мы только не убирали, хотя чаще всего, да, помидоры. А вот лук - не помню! Но раз ты говоришь, значит так оно и было, жаль у меня такой фотки никогда не было, и даже я ее и не видела...

Ольга Безуглова   31.03.2012 12:11   Заявить о нарушении