Сэнди Фидлер. Против призыва к алтарю

ПРОТИВ ПРИЗЫВА К АЛТАРЮ
Сэнди Фидлер
http://www.gracesermons.com/hisbygrace/heed.html
 

К алтарю часто вызывают не для «спасения», а чтобы «Бог коснулся». Это непременно происходит в нашей харизматической церкви каждое воскресенье. Я знаю, что проповедник имеет на это право, но сегодня у меня нет призыва от Святого Духа выйти к алтарю или жгучей нужды в такого рода молитве. С кафедры я слышал убедительные призывы ко всем присутствующим: «Если вы еще не хотите выйти вперед, у вас еще есть время подумать». Или: «Вы не можете жить со вчерашней манной. Выходите вперед и получите свежее прикосновение Бога сегодня». Или: «Каждый может выйти вперед, так что я возложу на вас руки и помолюсь за ваши нужды». Мне все это не безразлично, но я могу молиться и дома до тех пор, пока не получу ответ, а не просто задам вопрос: «Услышит ли Бог и обратится ли ко мне?». «Смогу ли я довериться Богу в этом вопросе?». 
Почему же проповедники так стараются вызвать к алтарю? Было бы так легко обрести связь с Богом, просто сев на молитвенную скамью! Есть ли библейский пример или требование вызова к алтарю? Видимо, нет.
Этот вопрос заставил меня заглянуть в историю и выяснить происхождение призыва к алтарю. Для этого я должен был начать с Великого Пробуждения 1740-х гг. В этот период возрождения часто выделялось время, когда Бог будет «побуждать Свой народ к молитве», и это означало суверенную работу Бога, Который обращал многие души и освежал церкви. Все это происходило, как правило, в рамках обычной церковной службы.
Второе Великое пробуждение в 1820-е – 50-е гг. было временем, когда появились изменения в осмыслении времени возрождения, о которых пишет Иан Мюррей в книге «Пробуждение и ривайвелизм». Тогда появились специальные евангелизационные собрания, проводившиеся вне обычных богослужений, а также палаточные служения. Впервые стало объявляться, что человек возродился в данный момент. Результаты гарантировались «новыми мерами», в число которых входил и призыв к алтарю. Проповедники выяснили, что в конце проповеди они могут спросить людей, хотят ли они помолиться или прийти к «скамье скорби» покаяться в своих грехах. С этой практики начался и призыв к алтарю.
Само понятие «алтарь» в Церкви Англии стало означать площадку перед евхаристическим столом. Первоначально призыв к алтарю использовался для выявления людей, которые хотели помолиться или поговорить со служителями, с тем, чтобы облегчить общение, особенно в больших приходах. Остальная община могла уйти, но многие оставались в храме из любопытства. Но позже ответ на призыв к алатарю стал синонимом возрождения. «Новые меры» закрепили такое положение вещей, ибо оно давало видимый успех. Это стало впечатляющим новшеством.  Служители сравнивали число вышедших к алтарю. Призыв к алтарю зажил своей собственной жизнью и стал традицией целых конфессий.   
Пресвитерианский священник Чарльз Финни (1792-1875) популяризировал «новые меры» и заявил, что их использование возродит все Соединенные Штаты в течение трех лет, а в новом тысячелетии Церковь одержит победу и будет процветать. Не признавая, что на протяжении всей истории Церкви Евангелие распространялось и возрождало людей и без призыва к алтарю, Финни критиковал служителей, которые не использовали это новшество, заявляя, что их служение не евангельское. Между сторонниками старых и новых методов возник огромный спор. Однако труды тех, кто в свое время предупреждал об опасности, как и воспоминания самого Финни, написанные 40 лет спустя, были забыты и не переиздавались.
В 1827 г. Асаил Неттлтон (1783-1843) написал ревностное письмо-предупреждение Финни против нарушений и путаницы в деле возрождения, особенно в штате Кентукки. Неттлтон и другие люди по почти 30-летнему опыту знали, что такая практика, как требование публичного ответа, приводит к нежелательным результатам, ибо идет подсчет имен фактически необращенных людей и осуждение тех, кто с этим не согласен. Неттлтон предупредил, что взвинченные эмоции могут вызвать ложные обращения и путаницу между внешними и внутренними, подлинно духовными изменениями. Он также отметил, что результаты проповеди могут быть такими же или даже лучшими, если новшества не используются.
В прежнем смысле возрождение означало, что дело служителя – просто проповедовать Библию, в то время как Святой Дух будет обличать людей во грехе. Вера создает тревогу, ибо человек начинает узнавать, что он не прав перед Богом. Когда человек выходит из церкви, Бог все равно будет работать в нем, и процесс возрождения, то есть покаяние, молитва, поиск мира и уверенности в Боге, может занять по меньшей мере часы, а скорее всего, дни и недели. Нередки случаи, когда люди ждали и размышляли по полгода, прежде чем публично исповедовать свою веру. Возрождения не подсчитывались, но они были признаны, ибо жизнь людей изменилась, и это можно было пронаблюдать в течение определенного периода времени.
Основное внимание в Церкви уделялось проповеди Слова, ибо кальвинистские служители были уверены, что Слово исполнит свою работу. Они проповедовали с молитвой, вдумчиво, их проповедь была пояснительной, систематической, интерпретирующей, доктринальной, применяемой, практической, евангелизационной и убедительной. Это не были бессвязные разговоры о процветании и конце времен, которые мы часто слышим сегодня и которыми никогда не занималось традиционное христианство. Люди считали общину своим домом и знали, что богатство и власть Слова Божия им не постичь и за тысячу жизней.
«Новые меры» шли рука об руку со сдвигом в богословии от кальвинизма к арминианству, который забирал процесс обращения из суверенной руки Божией и вкладывал его в руки проповедников и прихожан. Прежде Богу было предоставлено двигаться, смотреть на сокрытое в сердцах и судить их. В новом порядке впервые в истории Церкви «душепобедительство» стало рассматриваться как дело человека, нуждающееся во внешних знаках, чтобы судить о его результатах.
Прежде процесс возрождения сопровождался сильным удивлением и благоговением. Это означало нечто большее, чем просто «билет на небеса», и было связано с общим нравственным преобразованием в природе человека, переходом от смерти к жизни, святой и прославляющей Бога. Новшества, с другой стороны, учили, что возрождение – это акт ума и воли человека. Это было делом мгновенным и легким, вроде решения сделать покупку. Многие, принявшие такое «решение», покинули церковь, думая, что ничего особенного не произошло. В их жизни ничего не изменилось.
Один наблюдатель XIXвека заявил, что от 45 до 50% «спасенных» в соответствии с «новыми мерами» пали и вернулись к прежним путям, тогда как большинство спасенных прежде являли жизнь, полную длительных изменений. Сам Финни признавал, что многие, кого он вывел к алтарю и заставил верить, вскоре отпали. Второе Великое пробуждение вскоре улеглось. Миллениум не начался.
Позже Чарльз Сперджен сообщил, как одна женщина жаловалась ему, как она ходила к ривайвелистам и была «спасена» десять раз, хотя ничего в ее жизни так и не произошло. Она повиновалась проповеднику, но понимала, что чего-то не хватает. Было ли это работой Святого Духа?
Будучи молодым сторонником Южно-Баптистской церкви, я однажды подумал: в какой момент человек спасается? Когда он идет по ковровой дорожке? Когда он молится с проповедником или другие молятся вместе с ним? Когда он заполняет переданную ему карточку?
Разве сегодня мы не должны обратить внимание на предупреждения Неттлтона? Разве плоды призыва к алтарю всегда сладки? Вызывает тревогу тот факт, что сотрудники больших евангелизационных служений, для которых призыв к алтарю есть неотъемлемая часть каждой службы, признают, что с ними остаются лишь 10% обращенных.
Один мужчина вспоминал, что когда ему было 11 лет, проповедник подошел к нему и призвал к алтарю. Мальчик ответил «да», но он так и не понял, о чем говорил ему проповедник. Следующее, что он помнит, это то, что он взял проповедника за руку, и они пошли к алтарю, где каждый из присутствующих пожал ему руку. Вскоре он был крещен и, будучи подростком, уже учил в воскресной школе. В возрасте 20 лет он стал самым молодым диаконом в большой церкви. Тем не менее спустя несколько лет его стали мучить ночные кошмары. Он знал, что если Иисус вернется, он не будет к этому готов. Он понял, что лишь теперь Святой Дух пришел в его сердце и обличил его греховную природу. Дома он каялся и молился на коленях, и лишь тогда заново родился. Его просьба о перекрещивании вызвала большой шум.
В другом случае, когда призыв к алтарю потерпел неудачу, молодые люди, уставшие от его повторения, стали приглашать к алтарю своих девушек, которые заявили, что они «обратились», после чего пастор распустил всех по домам, и этот сценарий стал повторяться каждое воскресенье.
Сторонники призыва к алтарю для спасения часто говорят, что это необходимо потому, что Иисус всегда призывал людей публично. Но когда Иисус говорил: «Следуй за Мной» - Он имел в виду физическое перемещение или внутреннее покаяние и веру? Он призывал Петра бросить свои сети идти к Нему так же, как призывают современные проповедники? Если требуется внешний знак, то почему им не должно быть крещение?
Некоторые харизматические проповедники используют сегодня призыв к алтарю в качестве основного инструмента по охвату паствы, а не для установления развивающихся отношений. Они призывают к алтарю так же, как священник призывает к таинствам, хотя Новый Завет говорит о священстве всех верующих.
Призыв к алтарю осуществляется не только для возрождения: для крещения Святым Духом, для получения дара языков, изгнания нечистой силы, физического исцеления, «повержения в Духе», исцеления воспоминаний, для помазания, спасения близких, молитвы за финансы, для того, чтобы «течь в реке Божьей», «встать под Божье знамя», дать возможность Богу удовлетворить любые нужды и т.д.
Хотя многие люди, включая меня, получили у алтаря благословения, которые они сочли убедительными, принудительные методы психологического давления могут привести просто к стадности. Эмоции могут быть ударными, но их духовные результаты будут равны нулю, если за ними не будет стоять Дух Святой. Также результатом может быть то, что люди выйдут к алтарю из желания угодить проповеднику, который в противном случае сочтет свое дело неисполненным. Кроме того, когда пасторы настаивают на корпоративном опыте больше, чем на частном изучении Библии и молитве, могут ли они подготовить людей к зрелой духовной жизни без общины, если из-за болезни или перемены места работы они не смогут участвовать в общем поклонении?
Какое будущее ожидает призыв к алтарю? 6 мая 1998 года журнал «Техасский баптист» писал, что некоторые Южные баптисты стали использовать альтернативы призыву к алтарю, такие, как предоставление возможности пообщаться с консультантами в соседней клмнате, поговорить с пастором после собрания или встретиться с ним на неделе, а также заполнить анкету. Но если я нахожусь в церкви и не иду к алтарю, мне становится неловко, если другие встают и идут вперед. Я не думаю, что проповедники и другие люди могут судить меня, если я не делаю того, чего они хотят. Я понимаю их нетерпение. Но знают ли они, что у меня в душе? «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар.16.7).
Человек всегда пытается протянуть Богу руку, как ребенок хочет помочь отцу в мастерской, на самом деле лишь мешая его работе. Возможно, Бог действительно хочет использовать конкретно нас в Великом поручении идти по всему миру и проповедовать всей твари (Мк.16.15), чтобы мы не стояли в стороне, когда Он творит Свою волю в глубине сердец. В день Пятидесятницы, когда Петр проповедовал, Святой Дух совершал Свою работу, и слушавшие его сокрушились сердцем с сказали Петру и другим апостолам: «Братья, что нам делать?» (Деян.2.37). Тогда апостолы с радостью заговорили с ними дальше. В конце концов, это «не воинством и не силой, но Духом Моим, говорит Господь» (Зах.4.6).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn   


Рецензии