Билл Паркер. Вменение или придание?

ВМЕНЕНИЕ ИЛИ ПРИДАНИЕ?
Билл Паркер
http://www.rofgrace.com/impute.html

Один из величайших споров между конфессиями, считающимися христианскими – это спор о том, основано спасение на вмененной праведности, придаваемой или комбинации обоих? Этот вопрос можно разрешить, только смиренно опираясь на Слово Божье.
Во-первых, что такое праведность? Строго говоря, когда Библия свидетельствует о спасении как об оправдании перед Богом, и когда она говорит о праве на небесное наследие, то праведность относится к совершенному удовлетворению Божия святого закона и неизменной праведности, которое было дано и представлено Богу в послушании и смерти Его Сына, Господа нашего Иисуса Христа (Рим. 1:16-17; 3:21-26; 10:4). Праведность в этом смысле относится ко всей заслуге дела Христова, применяемой к избранным Божиим, посредником и поручителем которых Он является. Слово Божие ясно говорит нам, что грешники могут быть спасены, оправданы пред Богом и получают право на небесное наследие исключительно на основе праведности Христовой, вменяемой им Рим. 5:18-21; 2 Кор. 5:21; Фил. 3: 7-10). Вменение означает, что заслуга посреднического дела Христа юридически вменяется им лично, с тем чтобы они могли быть спасены, оправданы, сделаны достойными спасения и имели на него право на основании праведности, которой лично они не имеют, праведности Христа, их заместителя и поручителя. Это спасение по благодати!
Библия не знает такого термина, как придание праведности. Когда люди говорят об этом, в большинстве случаев они имеют в виду работу Святого Духа в грешнике, дающую ему духовную жизнь, принцип жизни и благочестия, веру, покаяние, любовь, смирение и всякую благодать Святого Духа. Эта дивная благодать является тем, что придается грешнику в его сердце, ум, чувства и волю. Но эти вещи не есть собственно заслуга дела Христова. Они являются моральными качествами характера свободно избранных Богом, в силу их единства со Христом, а также плодов и результатов Его праведности, вменяемой им (Рим.8.32). Таким образом, эта благословенная и необходимая благодать Святого Духа не является в собственном смысле частью спасения как оправдания пред Богом и не делает нас достойными небесного наследия. Это плоды спасения, но не само спасение. Это плод и результат дела Христова, которое является единственным основанием спасения.
В таком случая спасение – это вменение праведности. Оно не может быть моральными качествами характера, которые нам придаются. Христова праведность является вмененной, как основание спасения, как то, что делает нас достойными Неба, и потому она имеет превосходство во всем. Благодаря ей работа Святого Духа приводит избранных Божиих к познанию Христа и Его праведности, как основы. Святой Дух дарует нам прославить Бога Сына Воплощенного (Иоанн.16:13-14). Праведность же, т.е. заслуга Христова дела, вменяется нам как основание спасения. Духовная жизнь и все, что она включает себя, придается нам Святым Духом, как плод и следствие дела Христова для нас. Иначе дело Святого Духа составляло бы часть нашего спасения, и спасение совершалось бы не благодатью, а делами.
Праведность Христа не может придаваться грешнику, ибо Его заслуги вообще никому не придаются. Она может быть только вмененной или юридически относимой ко грешнику. Духовная жизнь, стойкость в вере, покаяние, любовь и смирение не могут быть вменены грешнику, потому что моральные качества вообще не могут быть вменены, они могут быть только приданы. Это единственный путь, которым Христос может быть возвышен, а грешникам не остается повода ничем хвалиться. Бог не может спасти грешников на основе каких-либо моральных качеств характера, приданных им, и не основывает спасение на том, что дается им Святым Духом. Почему? Потому, что Бог свят и справедлив, и Он не может спасти грешников и даровать им небесное наследие на основе чего-либо менее совершенного, чем удовлетворение Его святого Закона и неизменной праведности. Поэтому разговор о придании праведности остается непонятным. Многие подразумевают под этим то, что Святой Дух дает грешнику постепенно возрастать в направлении совершенного стандарта Божия святого закона. Они думают, что Бог спасет их и благословит в некоторой мере на основе того, что они смогли сделать, а не исключительно на основе того, что сделал Христос! Но это спасение делами.
Всякая благодать Святого Духа дается избранным Божиим, ибо они во Христе совершенны, хотя и загрязнены грехом (Рим.7:14-24). Наша вера, хотя нам и вменена идеальная праведность Христа – не совершенная вера. Наша любовь – не идеальная любовь. Наше послушание – не совершенное послушание. И если мы должны попытаться добиться значительного улучшения в этих областях, то даже если мы этого не сделаем, мы не можем сказать, что мы стали менее праведны во Христе в силу Его вмененной праведности. Поэтому мы не можем ожидать того, что Бог спасает нас и ведет на Небо на основе чего-то другого, что придается нам. Мы должны иметь веру, чтобы спастись, но мы никогда не должны считать, что вера в какой-то мере является основанием нашего спасения или частью нашего небесного наследия. Мы должны взирать только на Христа и Его вмененную праведность! Это прославляет Бога, Который оправдывает нечестивого только на основании праведности Его Сына. Это возвышает Христа, Который жил, страдал, истек кровью и умер, чтобы установить праведность, которая позволяет Богу оправдать грешников и ввести их на Небо. Это удаляет всякую возможность хвалиться своим спасениям и внушает грешникам любовь и повиновение – но без законничества.
Спасение на основе праведности Христовой свободно вменяется и мы получаем его через веру. Спасение не основано на каком-либо придании праведности. Опять же, верно, что грешник не будет спасен без работы Святого Духа, дающей духовную жизнь, стойкость в вере, истинное покаяние, Божию любовь и смирение, но все это дается только во Христе и через Его праведность как единственную основу Божия спасения грешников. Джон Беньян писал: «Нет другого пути для грешников, чтобы быть оправданным от проклятия закона пред Богом, чем вменение праведности, осуществленной во Христе и пребывающей в Нем».
Что же говорит Писание о творении правды (напр. 1 Иоанн 2:29; 3:7)? Как и в каждом случае библейской интерпретации, контекст определяет смысл. Это не означает, что Святой Дух дает верующим возможность идеально удовлетворить Божий святой закон и Его неизменную справедливость. Это противоречило бы Его основной цели – указать нам на Христа и даровать покой в Нем, как в Том, Кто единственно удовлетворил Божий святой Закон и его праведность. Это не означает, что Святой Дух придает нам принцип, что позволяет нам постепенно встретиться с Богом и подняться на Его уровень святости. Мы как верующие стремимся к святости нашего характера и поведения, но имея эту цель, мы должны учитывать две вещи:
- Хотя мы свободны от вины, осуждения и растления грехом, мы в этой жизни никогда не будем вполне свободны от влияния и присутствия греха в нашем характере и поведении. В этом смысле мы освободимся от греха только в грядущей жизни. До этого мы грешники в характере и поведении, и, поскольку мы растем в благодати и в знаниях, мы понимаем все больше и больше, как мы грешны. Мы понимаем все больше и больше, что наши усилия, чтобы быть святыми, не могут сделать нас святыми, и не дадут нам какую-либо часть наследия благодати. Это требует, чтобы мы постоянно обращались ко Христу за утешением и уверенностью. Это заставляет нас постоянно просить Его праведности, как единственно дающей нам право на небесное наследие.
- Прежде, чем мы когда-либо сделали первый шаг в стремлении быть святыми или делать добрые дела, мы уже полностью оправданы, освящены и имеем небесное наследие на основе вмененной праведности Христовой. Мы должны жить как христиане, иметь упорство в вере, ходить во свете, стремиться принести плоды и творить добрые дела не для того, чтобы стать святыми, а делать все это, как полноценные святые, в силу только Христа и только Его правды.
Эта праведность – то, что соответствует определенному стандарту, стандарту Евангелия как Божия обетования спасти нас (а это включает в себя работу Святого Духа в нас), благословить нас, не оставлять нас и ввести нас на Небо, на основе вмененной праведности Христа. Мы творим правду и живем по вере во Христа, и стремимся подчиниться Ему, не для того, чтобы иметь право войти на Небо, а потому, что мы уже вполне воссажены на Небе во Христе (Рим. 12:1-2; Еф. 1:3; Кол. 2:9-10). Праведность ведет к верховенству Евангелия: «А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир распят для меня, и я для мира»(Гал.6.14).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии