Поэма о чёрной смородине. Рецензия
Когда-то в своё время, и в большой степени благодаря критическим статьям была замечена и по праву оценена книга Ивана Николаевича Тургенева «Отцы и дети». Книга стала чуть не настольным пособием для юношей того времени: « с чего начинать и как следует проживать свою жизнь». Смею заверить, что по своей силе «Поэма о чёрной смородине» стоит в одном ряду среди Настольных Пособий: «Юношам обдумывающим житьё».
О чём же эта книга?
Сюжет книги более чем банален, и даже склонен чуть не к обычной бытовой истории. Молодой столичный поэт, не без таланта, замеченный в богемных кругах, и преуспевающий студент Литературного института, вынужден на короткое время приехать в провинциальный городишко Оболенск, для продажи частного дома, доставшегося ему по наследству, от умершей тёти. Что может быть банальней? Отсюда и первая половина названия книги: «Дом в Оболонске…».
И всё же книга оказывается «Поэмой о чёрной смородине».
Попробуем объяснить и это.
Фактически главному герою – Алексею Афанасьеву, знакомому со многими прижизненными классиками: Корнеем Ивановичем Чуковским, Арсением Тарковским, со многими другими известными литераторами, музыкантами и артистами, дом в Оболонске не нужен, кроме как для получения определённой сумму денег вырученной от его продажи. Поэт берёт краткосрочный отпуск на две недели и благополучно прибывает в Оболонск. И вот тут начинаются небольшие чудеса. На удивление, Оболонск встречает гостя приветливо. Без труда для поэта подкатывает такси, поэт едет к нотариусу, где также без труда получает все документы по дому и наследству. Поэт привыкший к Столичной, суматошной и каверзной жизни, где постоянно приходится быть настороже, очень удивлён, таким бесхитростным благодушием Оболонска.
Поэт привык быть осмотрительным.
Поэт с детских времён боится высоты.
Но, дом встретил Алексея ещё более радушно. Чистым, прибранным, без единой пылинки где-либо. Это ещё более настораживает поэта. Следующий день поэт проводит в бане у радушного соседа – дяди Гриши, где кажется, полностью стараясь смыть с себя всё напускное и искусственное городское недоверие и мнительность. Поэт старается понимать и вживаться в простую и бесхитростную жизнь Оболонцев. Но, удачи продолжают преследовать поэта одна за другой. Если Поэту хочется выпить, в доме услужливо оказывается сосед с необходимым запасом спиртного. Если надо позвонить, в доме неожиданным образом оказывается телефон. Захватив в Оболонск рукопись стихов какой-то местной и никому неизвестной поэтессы Ольги Мочаловой, при первом же свидании, «хохмы ради», представившись доктором, поэт якобы для обследования заставляет девушку раздеться до пояса. Всё и буквально почти во всём благоприятствует поэту в этом провинциальном городишке. Будто добрый и незримый волшебник, проживающий в домике поэта, помогает герою во всех его, каких бы то не было, начинаниях. Даже в огороде за одну ночь появляется новенькая собственная и исправная банька. Казалось бы, живи да радуйся. Да, зачастую так и происходило. Любая творческая интеллигенция, тем более интеллигенция Столичная, всегда была негласно обласкана со стороны Партноменклатурной Администрации. И, тем не менее, что-то Поэта начинает беспокоить в этой со всех сторон к нему благожелательной жизни. И новые знакомые из Оболенска недвусмысленно намекают Поэту, что дом нельзя продавать некому Колбухину – человеку Корыстному, Лукавому, Лживому, Хитрому. Но, поэт продолжает жить в своей романтической идиллии. Вся поэма жизни поэта проходит в этой романтике. Вся поэма пронизана поэтическими строками различных поэтов о этой Романтике.
«Алексей воодушевлённо цитировал Рубцова:
… Спасибо, Родина,
Я счастлив, Родина…
Всех ягод лучше красная смородина…»
И, вдруг оказывается, что дяде Грише, простому мужику из народа, больше по вкусу смородина чёрная.
Оказывается, если в романтических иллюзиях образ Родины воспринимается с Красным цветом, отчего и образ Красной смородины, то в народной массе, это уже ставится под сомнение. Поэт будто прозревает, и начинает видеть, как далёк он от простой непритворной и не придворной жизни. Поэт начинает видеть, как далёк он от Народа. От простых Народных устремлений и Мечты. Он понимает, что стать настоящим, а не придворным Поэтом, он может, только проникнувшись жизнью простого народа. Поэт делает свой выбор в пользу, Простого, Настоящего, Народного, отрицая Лживое, Искусственное и Гламурное. Поэт осознаёт, что нельзя писать только о КРАСИВОМ и КРАСНОМ, если в жизни ещё так много встречается ЧЁРНОГО.
Алексею не просто это сделать и он даже проходит через Искушение, когда к нему приходит казалось бы Девушка Его Мечты – Мария. Но, Поэт проходит, через это ИСКУШЕНИЕ отказываясь от лёгкой и красивой жизни в пользу простой провинциальной Ольги. Ведь Ольга любит Алексея по-настоящему, без всякого притворства, и до полного доверия. Поэт женится на Ольге, дом передаётся в управление (на Хранение) матери Ольги. После Свадьбы, можно было бы написать «ХЭППИ ЭНД» и поставить точку. Поэт вместе с молодой женой возвращается обратно в Москву.
Но, уже, в стронувшемся с места поезде, Алексей узнаёт от своей жены, что стоящий и довольный Колбухин, является не кем иным, как отцом его супруги.
Алексей понял, что Домом – его фактически Малой Родиной он дал распоряжаться человеку – КОрыстному, Лукавому, БессердечномУ, ХИщНому.
Оказывается, он был, просто-напросто жалко ОБМАНУТ!!!
Поэт спрыгивает с поезда и возвращается в Оболонск, для исправления своей Ошибки. Поэт возвращается к Дому, теперь уже к чужому ему дому. Дом неприветлив. Силы Добра уже покинули Дом. Добрый Дух, или добрая Фея, или Девушка Его Мечты – Мария уже не откликается Поэту. Какой-то пёс злобно рычит на Поэта не подпуская того к Дому. Оберегаясь от собаки и пытаясь её испугать, Поэт бросает в неё зажженную спичку. Но, спичку отбрасывает ветром на куст смородины. Смородина вспыхивает огнём. За ней вспыхивают другие кусты, а следом и Дом. Спас из горящего Дома поэта всё тот же из простого народа – дядя Гриша. Дом в Оболонске – Малая Родина поэта, сгорел. Спас от гибели Поэта – представителя интеллигенции, простой мужик из народа. И СГОРЕЛА МАЛАЯ РОДИНА ПОЭТА – Дом в Оболонске, не от руки КОЛБУХИНА – представителя Злых Сил, но от руки ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ, меньше всего желавшего этого ПОЖАРА.
Более в Москву герой – Алексей Александрович Афанасьев не возвращался, затерявшись где-то в Зауралье, но написав какую-то «Поэму о чёрной смородине».
Книга «Поэма о чёрной смородине» - Сильная, Поэтическая, Романтическая, и одновременно СТРАШНАЯ. Это Поэма о судьбах Российской творческой интеллигенции. Это Поэма о МАЛОЙ РОДИНЕ, любого человека, и о том, что Родину нельзя продавать. Это Поэма о предназначении Интеллигенции. О её вечном выборе, с кем ей быть: С НАРОДОМ, или ПРИ ДВОРЕ? Это Поэма о Силах Добра и о Силах Зла.
Обложка книги под стать всей Поэме: На чёрном фоне, цвета чёрной смородины, Два воздушных, полувоздушных, интеллигентных, но серых силуэта, заключённых в НЕЧТО ПОХОЖЕЕ на ЧЁРНЫЙ КВАДРАТ Малевича.
Два БЕЗЛИКИХ СЕРЫХ СИЛУЭТА, ОТОРВАННЫЕ ОТ ЗЕМЛИ, но в СТРАШНОМ ЧЁРНОМ КВАДРАТЕ.
С кем же быть Российской Интеллигенции?
С НАРОДОМ? ИЛИ ПРИ ДВОРЕ?
Твёрдо СТОЯТЬ НА ЗЕМЛЕ?
Или ВИТАТЬ В ОБЛАКАХ?
Это решать самой Интеллигенции.
Об этом и говорится в книге Олега Николаевича Павлова «Дом в Оболонске или Поэма о чёрной смородине.
17.11. 2011 года.
Свидетельство о публикации №212032500690
Галия Байкан 25.03.2012 12:54 Заявить о нарушении
Юрий Алексеевич Бармин 25.03.2012 13:15 Заявить о нарушении
Уж не хотите ли Вы, чтобы я вдохновлялась Обломовым, вместо Печорина? :))
Галия Байкан 25.03.2012 14:59 Заявить о нарушении
Он говорил: "Му - му".
Своей свободой дорожил
И не хотел в тюрьму.
Исправно барыне служил,
Исправно муку нёс.
Но, вот героем всё же был
Безродный малый пёс.
Желаю вам ВДОХНОВЕНИЯ во всём!!! И дальнейших творческих удач!
Юрий Алексеевич Бармин 25.03.2012 17:00 Заявить о нарушении