Открытый теизм и свобода воли

ОТКРЫТЫЙ ТЕИЗМ И СВОБОДА ВОЛИ
 
Мэтт Слик
 
http://www.carm.org/open-theism-and-libertarian-free-will
 

Открытый теизм утверждает, что Бог даровал людям свободную волю, и чтобы она оставалась свободной, Бог не может знать заранее свободный выбор людей. Открытые теисты считают, что если Бог знает будущий выбор человека, то человек не может быть действительно свободен что-то выбрать, когда приходит время это сделать. Таким образом, утверждают они, если Бог знает будущий свободный выбор людей, то свободной воли не существует.
Кроме того, открытые теисты принимают не только свободу воли, но и либертаризм, то есть позицию, согласно которой выбор между различными вариантами, производимый человеком, не зависит от влияний или ограничений со стороны внутренних или внешних причин. Другими словами, человек способен в равной мере выбирать между любыми наборами условий. С другой стороны, компатибилисты считают, что человек может выбирать лишь то, что соответствует его природе, и что существуют ограничения, влияющие на его способность выбора. В либертаризме человек может выбрать или отвергнуть Бога независимо от своего греховного состояния. В компатибилизме грешник может делать лишь то, что соответствует его греховной природе.
Либертарная воля – это свобода воли, зависимой от человеческой природы, но сохраняющей возможность выбора вопреки нашей природе и желаниям. Компатибилистская воля не имеет возможности выбрать нечто противоречащее своей природе и желаниям. В компатибилизме человек есть раб греха (Рим.6.14-20) и он не может разуметь духовно (1 Кор.2.14), так что он не может выбрать Бога по свободной воле, ибо его воля не имеет возможности выбрать то, что противоречит природе, а его природа духовно мертва и не может выбрать Бога. Либертарианство утверждает, что независимо от характера человека его свободная воля может выбрать Бога, является ли человек рабом греха или нет, и способен ли он понимать духовные вещи. Я считаю, что наиболее важным аспектом открытого теизма является либертарианское понимание свободной воли, через которое рассматриваются вся Библия, греховность и свобода человека, характер времени и сама природа Бога. На самом деле я также считаю, что все наше толкование Библии зависит от понимания этой вещи.   
Разница этого рода оказывает глубокое влияние на открытый теизм, ибо последний неминуемо должен держаться либертаризма, а не компатибилизма. Почему? Открытые теисты признают абсолютную, суверенную свободу человека, независимо от его греховной природы. Компатибилизм же учит, что человек свободен лишь настолько, насколько его природа позволяет ему быть свободным. Если это так, то Бог открытого теизма никого не может спасти, не вмешиваясь в его волю.  Но поскольку открытый теизм считает, что Бог даже не знает свободный выбор людей, ясно, что Он и не будет вмешиваться ни в чью волю.
Тем не менее Библия учит, что Бог действительно вмешивается в выбор людей. Обратим внимание на Притч.21.1:  «Сердце царя в руке Господа, куда захочет, направляет его». Если либертаризм прав и если Бог не вмешивается ни в чью свободную волю, то как это может быть? Кроме того, обратите внимание, что Бог даже ожесточает сердца людей, чтобы исполнить Свою волю. «Но Сигон, царь Есевонский, не согласился позволить пройти нам через свою землю, потому что Господь, Бог твой, ожесточил дух его и сердце его сделал упорным, чтобы предать его в руку твою, как это видно ныне» (Втор.2.30). «ибо от Господа было то, что они ожесточили сердце свое и войною встречали Израиля - для того, чтобы преданы были заклятию и чтобы не было им помилования, но чтобы истреблены были так, как повелел Господь Моисею» (Иис.Нав.11.20). Ясно, что эти стихи говорят, что Бог влияет на сердца людей. Если это так, то почему открытые теисты думают, что Он этого в любом случае не делает?
 
Свободная воля
 
Библия говорит, что неверующий есть раб греха (Рим.6.14-20), его сердце больно  и лукаво (Иер.17.9), полно зла (Мк.7.21-23), любит тьму, а не свет (Иоан.3.19), что он мертв в грехах своих (Еф.2.1), не стремится к Богу (Рим.3.10-12) и не разумеет духовного (1 Кор.2.14). Влияет ли все это на волю человека? И либертаризм и компатибилизм согласны, что да, но либертаризм убежден, что падшая природа человека не ограничивает его волю настолько, чтобы ограничить выбор. Компатибилизм, с другой стороны, утверждает, что мы не можем нарушить свою собственную природу, и что наша воля есть часть нашей природы, непосредственно связана с ней и зависит от того, что, согласно Библии, находится в весьма поврежденном состоянии. Если компатибилизм признает, что человек есть раб греха, мертв в нем, не стремится к Богу и не разумеет духовно, то имеет смысл сказать, что его выбор по своим возможностям ограничен, и это соответствует описанию его природы, данному в Библии.  Но либертарианец скажет, что он не зависит от природы, потому что может выбирать вопреки ей. Это, конечно, нелогично.
Свобода воли заключена в возможности для человека делать выбор, определяя некоторые или все свои действия. Я полагаю, что свободная воля состоит из трех частей: понимания, желания и выбора. Понимание ведет к желанию, а желание – к выбору.
 
Осведомленность, желание и выбор
 
Прежде чем выбрать что-либо, мы должны иметь желание сделать выбор. Но прежде чем обрести таковое, мы должны знать, с чем имеем дело. Мы не можем выбрать то, чего не знаем. Кроме того, мы не можем знать ничего за пределами нашей способности познания и характера. Например, во вселенной есть вещи, о которых мы не знаем ни их размера, ни места и времени их существования, ибо это находится вне возможностей нашего знания и ограничений человеческой природы. Эта неизвестная реальность не может относиться к тому, что мы понимаем, ибо мы ничего о ней не знаем. Это значит, что мы не можем принимать решения по поводу того, о чем мы никак не осведомлены. Наша недостаточная информированность логически вытекает из ограничений нашей природы. Аналогичным образом наша природа влияет на нашу способность выбора, и Библия ясно говорит об этом. Может ли греховная природа выбрать то, что, как четко вытекает из Библии, противоречит ей?
 
Либертарная воля
 
Либертарианцы, как я надеюсь, признают, что мы ограничены нашей природой достаточно, чтобы иметь возможность выбрать лишь между вариантами, которые мы знаем. Открытые теисты, насколько я могу судить по их работам, также признают это.  Но даже учитывая характеристику природы неверующих в Писании, они по-прежнему утверждают, что свободная воля не ограничивается  нашей греховностью и все еще может сделать выбор между равно возможными вариантами, - например, выбрать или отвергнуть Бога, несмотря на все ограничения нашей греховной природы.
Но, кажется, происходит то, что не входит в намерения открытых теистов. Они хотят доказать, что даже если мы зависим от нашей природы, ее греховность не стесняет ее выбор. Они просто постулируют это, и я вынужден спросить: как это может быть, если Писание говорит об обратном?
 
Вывод

На мой взгляд, позиция открытых теистов и либертариан нарушает откровение Писания, которое четко ограничивает нашу невозрожденную человеческую природу как несвободную из-за греха. Кроме того, она противоречит Писанию, которое говорит, что Бог вмешивается в сердца людей. Открытый теист возвышает свободную волю на столь высокий уровень, что она уменьшает Бога, Который, как предполагается, не может знать будущего, должен делать ошибки и т.д., чтобы наша драгоценная воля не была ничем нарушена. Любое богословие, которое снижает славу и величие Бога, возвышая свободу человека – ошибочное богословие

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии