Джон Мюррей. Арминианство и странствие души

АРМИНИАНСТВО И СТРАНСТВИЕ ДУШИ
Джон Мюррей

 

Некоторым может показаться ненужным, спорным и даже нечестивым навязывать читателям любого рода обсуждение арминианства. Это звучит убедительно по двум причинам. Прежде всего, почему мы должны возрождать старые споры и тем самым провоцировать вражду, которая давно уже умерла от старости? Арминианство происходит от Джеймса Арминия, который умер в 1609 году. Кто в нашу эпоху, с ее многочисленными и весьма конкретными проблемами, найдет время и возможности для тонкостей богословской дискуссии, которой уже три века? Далее, почему мы должны идти на риск допустить разделения между братьями по таким вопросам? Арминиане верят Библии. Они принимают основополагающие истины, как Троица, божественность Христа, воплощение Вечного Сына, девственное рождение и телесное воскресение Христа, оправдания верой, воскресение тела, рай и ад. Почему мы, когда сталкиваемся с общими врагами, как модернизм, Христианская наука и мормонизм, не говоря уже о множестве других языческих религий и философий, должны участвовать в споре с теми, кто согласен с большинством наших основ? Эти два возможных повода избежать обсуждения, очевидно, противоречивы, и прежде всего, второй из них предполагает фальшь. Тем не менее они являются аргументами, которые иногда лежат бок о бок.
Хотя это правда, что арминианство получило свое название и корни от человека, который умер в 1609 году, мы не должны думать, что вопрос, который оно поставило, мертв. Даже очень беглый обзор современного состояния Церкви откроет тот факт, что есть множество протестантских церквей, которые поддерживают и признают принципы, заданные Арминием. Это верно независимо от того, знают ли эти люди об этом или нет, слышали они что-либо об Арминии или нет. Таким образом, если наш интерес к Арминию, возможно, остается в значительной степени историческим, мы должны быть заинтересованы выяснить, что из себя представляет арминианство. Мы должны понять это, ибо оно живет рядом с нами. Мы не можем не быть заинтересованы в том, чтобы понять мировоззрение церквей, существующих по соседству. Мы не можем уйти от этого, если мы хотим жить и думать хотя бы в какой-то мере достойно своего звания христианина.
Второй аргумент представляется гораздо более весомым. Ибо в конце концов, как это ни покажется странным, очень немногие из нас действительно хотят спорить с теми, кого мы вынуждены считать за братьев, за которых умер Христос. Большинство из нас, я думаю, против этого. И это естественно, ибо результаты споров должны требовать достаточно правдоподобных аргументов, чтобы оправдать приложенные усилия.
Существует, однако, вещь, которая мешает нам уклониться от проблемы, и это наши убеждения. Когда мы говорим об убеждениях, мы имеем в виду что-то более ценное, чем жизнь. В этом вопросе наши убеждения существенны. Они могут содержать великую и страшную правду или столь же страшную ложь. Но они в любом случае касаются истины, и это Божья истина, а не наша. Поистине, такие убеждения могут быть нашими, но их Автором и Источником является Бог.
В чем же состоит истина, которую мы имеем в виду? Без сомнения, многие из наших читателей имели некоторые проблемы с учением об избрании. Может быть, в связи с ним вы пережили самые болезненные терзания души. Возможно, когда вы были пробуждены к интеллектуальной заинтересованности в решении этого вопроса, вы нашли в Писании учение, которое стало для вас огромной загадкой и действительно неодолимым барьером для вашей надежды. Вы могли сказать: если бы я только мог вырвать из Библии эту ужасную доктрину избрания вместе с ее не менее ужасным спутником – доктриной отвержения! Предопределение – это то, что стоит камнем на пути моей надежды. Оно отсекает всякие побуждения к каким-либо усилиям с моей стороны. Если я, как вы сказали, не избран, я должен лишь смириться с этим. У меня нет возможности узнать, в каком я классе – избранных или отверженных. Результатом становится недоумение, если не отчаяние.
Но некоторые евангелисты приходят и, кажется, становятся вестниками мира, обращающимся к вам среди этого уныния. Они говорят вам, что Бог не осуществляет по Своему суверенному благоволению от вечности избрание некоторых ко спасению и отвержение других на погибель. Нет, даже не совсем так. Они скажут: избрание в Библии есть, но вы не поняли его. Это просто избрание тех, кто будет верить. Бог избрал тех, кто, как Он предвидел, уверуют, и, конечно, не избрал тех, кто, по Его предвидению, отвергнет Его. Такой вещи, как безусловное избрание, не существует. В конце концов, примете вы Евангелие или отвергнете его, полностью зависит от вас.
Волна новые надежд вторгается в вашу душу. Вы начинаете укреплять свое мужество. Бог, как мне сказали, предоставил меня моей собственной ответственности. Со своей стороны, я должен принять эту ответственность на себя, и это будет моим вкладом. Если я сделаю то, что требуется от меня, Бог сделает все со Своей стороны. Бог дает всем людям шанс на спасение, и Он не простит меня, если я не воспользуюсь этим шансом. «Ныне время благоприятное, теперь день спасения».
Нельзя сказать, что возможное оправдание всех не воспринимается как ветер надежды,   освежающий ваше унылое лицо. В вашем опыте есть некая доля правды. Но эта правда искажена самой опасной ошибкой. Бог был милостив к вашей душе. Он не позволит вам уйти в мирскую стихию. Свежий ветер проходит, и лихорадка уныния вновь вселяется в душу.
Вы вновь начинаете читать Библию, и вы останавливаетесь на Еф.1.4-6. так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви: предопределив нас к усыновлению через Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодетельствовал нас в Возлюбленном”. Вы читаете эти строки и другие похожие места в Священном Писании. Вы видите, что это очень похоже на доктрину, которой вас учили в Малом Катехизисе: «Ибо Бог, по Своему благоволению от вечности избрал некоторых для жизни вечной, и вступил с ними в завет благодати, чтобы извлечь их из греха и страданий и привести ко спасению в Искупителе» (Вопрос 20).
Итак, вы снова оказались в тисках старой загадки, и вы не можете принять решение. Слова, которые вы слышали от благонамеренных евангелистов, не согласуются с вашим пониманием истины Писания. Бог был милостив к вашей душе. Он привел вас к истине, которую вы так долго и настойчиво искали, и это стало для вас облегчением.
Но вот приходят два евангелиста. Первый появляется серьезным, даже суровым. Он проповедует полное падение и безусловное избрание. Его акцент на абсолютном суверенитете Бога неотразим. Кажется, он мало сочувствует глубокой ране, поразившей вашу душу. Он вонзает в нее еще более острый меч. Но его весть верна Писанию, и в ней есть явные признаки истины. Она ценна для вашей совести и в глазах Бога, и она находит глубокий отклик в вашей душе.
Другой евангелист, однако, проповедовал Евангелие суверенной благодати, полной и свободной в спасении. Евангелие для него означало полный, свободный и беспрепятственный призыв ко грешникам. Он представлял Христа во всей славе Его Личности и во всем совершенстве Его завершенного дела. Во имя Христа он пригласил вас ко Христу. Он сказал, что это предложение спасительно для вас, как грешника, мертвого по преступлениям и грехам, и что оно приходит к вам на гребне волны Божественного суверенитета, сладко возвещая Его благодать и любовь и взывая на самой глубине к вашей нужде и ответственности.  Он сказал вам, что Бог не просто информирует вас о Своем деле или заверяет в вашем избрании, но что Он приглашает, увещевает, повелевает и призывает возложить ваше доверие на Иисуса, вас, потерянного и осужденного грешника. Он сказал вам, что ваше избрание не есть ваше право верить в Иисуса, но основание, на котором вы должны верить в Него – это Его вседостаточность и совершенство как Спасителя вместе с приглашением, требованиями и обетованиями Евангелия. Он процитировал: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». «Дух и Невеста скажут: приди. И всякий слышащий скажет: приди. И пусть жаждущие приходят и берут воду жизни даром». И ваше сердце было обращено. Слава и любовь Христа пленила вас. Простота и красота Евангелия непреодолимо и таинственно привлекли ваш дух. Все это было так просто, все было так гармонично. Вы препоручили себя Спасителю грешников. Вы получили мир с Богом через Спасителя вашего Иисуса Христа. Мир Божий, который            превыше всякого ума, завладел вашим умом и сердцем. «Действенное призвание является работой Духа Божьего, которой Он, избавляя нас от наших грехов и страданий, просвещая наш ум познанием Христа и обновляя нашу волю, Он убеждает нас и позволяет нам принять Иисуса Христа, даруя нам свободный доступ к Евангелию» (Малый Катехизис, 31). Бог был милостив к вашей душе.
Знаете ли вы, что странствие вашей души прошло через саму суть арминианских споров? Великие проблемы, поставленные на карту в веках богословской дискуссии, вошли в малый мир вашей души. Это, в конце концов, не было просто академическим делом. Это и не игровая площадка праздной богословской схоластики. Это вопрос, который касается целостности истины и чистоты Евангелия. Это вопрос жизни и смерти.
Теперь у вас нет спора с суверенным и безусловным избранием. Вы  ясно видите, что если бы не было суверенного избрания благодатью Божьей, не было бы и спасения. Вы можете сейчас радоваться полной радостью, которую невозможно описать словами – полнотой славы и избрания в любви Бога Отца, искупительной любви Бога Сына и возрождающей любви Бога Святого Духа. Благодарность и радость врываются в ваше поклонение, и вы можете повторить слова древней литургии: «Свят Отец, Свят Сын, Свят Дух Святой». Ваш дух вполне согласен с о словами нашего Господа о Его суверенитете: «Славлю Тебя, Отче, Господи Неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и явил младенцам. Ибо таково было Твое благоволение» (Мтф.11.25-26).

1940

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии