Стив Шлиссель. Сохраняя единство завета

СОХРАНЯЯ ЕДИНСТВО ЗАВЕТА
Стив Шлиссель
http://spindleworks.com/library/CR/schlissel.htm
 
1.Пожалуй, наиболее важное, что мы можем сделать, чтобы раскрыть эту тему – это в какой-то мере оставить ее закрытой. Есть веские причины для этого. Бог дивно и свободно возвещает:«Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое - нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор.29.29).

Показать полностью..
Хотя это правда, что Бог открыл факт личного избрания, пожалуй, даже более важно, что Он не предоставил нам список тех, кто избран и кто не избран. Если Он все же сообщает нам имена, эти имена часто не укладываются в наши системы. Есть персонажи Ветхого Завета, относительно которых мы, живя в Новом, можем лишь удивляться, что они тоже избраны. По нашему собственному опыту мы знаем тот трагический факт, что некоторые известные нам люди отходят от веры, хотя некоторое время назад мы были убеждены, что они избраны. С другой стороны, мы видим людей, которых мы никогда не могли бы себе представить обратившимися, но они чудесно возрождаются, представляя тем самым очевидное свидетельство избрания.
Ц.Г.Моул понимал это лучше нас, когда говорил, что «доктрина суверенного избрания – это светильник, а не солнце». Ясно, что она не претендует объяснить всю истину, но лишь указывает на реальную вещь: что человек, который считает, что он возлюбил Бога, прав только если прежде Бог возлюбил его. Если мы поставим личное избрание в центр богословской инициативы, то мы обеспечим разочарование, и неудивительно, ибо в таком случае мы стремимся строить на том, что не известно нам конкретно, и не может быть известно согласно Втор.29.29. Личное избрание как таковое слишком легко становится абстрактным понятием, уводящим нас далеко от библейского баланса.
2.  Чтобы в дальнейшем помочь понять библейскую истину о завете, будем рассматривать завет как определенные взаимоотношения. Взаимоотношения действительно лежат в основе идеи завета, но отношения завета всегда должны определяться как конкретные. Так, отношения Бога с Адамом можно рассматривать как завет творения (но не «завет дел») с Адамом, как главой его потомства в завете. Бог жил с Адамом как любящий Отец, и Адам, в свою очередь, должен был жить в благодарности, как пророк, священник и царь над творением и под Богом. Адам нарушил завет с Богом и, следовательно, все, кто происходят от него, не могут полагаться на этот изначальный завет для надлежащих отношений с Богом.
Однако после падения Бог ввел другой завет, который мы вслед за П. Што (Венгрия – Канада, CRC) будем называть заветом искупления. Эти заветы конкретны и различны. Завет творения охраняет и защищает различие между Творцом и тварью, представленной в Адаме. Адам стремился уничтожить это различие и стать как Бог, вопреки заповеди. Завет искупления проводит различие между Церковью и падшим миром, так как первая представлена во Христе, а последний в Адаме. Возвращение Христа проведет вечное различие между избранными и неизбранными: это мы можем назвать заветом совершенства. 
Строго говоря, взаимоотношения завета до и после падения характеризуются противоположностью. В самом деле, Новый Завет между Богом и человеком через Христа основывается на антитезисе: в падшем мире нет завета без Христа. Обратите внимание, что после грехопадения Бог впервые создает вражду между змеем и женой и их семенем. Тогда же Он предвозвещает приход Спасителя (завет Слова) и предоставляет кожаные одежды. При этом встает проблема искупления греха. При творении человек должен был возрасти от нуля до блаженства. В искуплении он переходит от сатаны ко Христу.
3. Завет работает в ряду поколений. Бог всегда призывал людей к Себе. Помните, что даже в Эдеме Он говорил о семени. В Завете, как он разработан и возрастает в Писании, этот аспект присутствует всегда.
 
·         И сказал Бог Ною и сынам его с ним: "Сейчас я поставлю завет Мой с вами и с потомками твоими после тебя" (Быт. 9:8-9).
·         В призыв к Аврааму включено его потомство, ибо завет Бога с ним повторяется в каждом поколении, как и в Быт.17: «И сказал Бог Аврааму: соблюдай завет Мой с тобой и потомками твоими после тебя». И снова в гл.18: «Тогда Господь сказал… Я избрал его, чтобы он руководил своими детьми и домом твоим после тебя, ходить путем Господним, делая то, что правильно».
·         В Книге Числ Господь сказал Моисею: «Пинхас, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил гнев Мой от израильтян… Он и его потомки будут иметь завет священства нерушимый». Поскольку Пинхас был ревностен, его сыновья получили обетование.
·         Бог говорит Давиду: «Навек утвержу семя твое, в род и род устрою престол твой» (Пс.88.6). Дому рехавитов Иеремия сказал: «не отнимется у Ионадава, сына Рехавова, муж, предстоящий пред лицом Моим во все дни» (Иер.35.18-19).
·         Дело истинного Бога не реализуется иначе как в ряду поколений: «Сыны рабов Твоих будут жить в Твоем присутствии, и семя их утвердится пред лицом Твоим» (Пс.101.28). «Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю» (Пс.24.12-13). «Изолью Дух Мой на семя твое, и Мое благословение на потомков» (Ис.44.3).  «И вот завет Мой с ними, говорит Господь: Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои, не отступят от уст твоих и от уст потомства твоего, и от уст потомков потомства твоего, говорит Господь, отныне и до века» (Ис.59.21). «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше» (Ис.66.22).
·         Петр в день Пятидесятницы говорит об «обетовании вам и детям вашим» (Деян.2.38-39). Ангел направил Корнилия в Яффу к Симону Петру. «Он принесет вам весть, через которую ты и вся твоя семья спасутся» (Деян.11.13-14). Павел и Сила сказали надзирателю: «Веруй в господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян.16.29-33).
 
In the call of Abraham, Abe's offspring are included, as they are in every reiteration of God's covenant with him, as in Gen. 17: "Then God said to Abraham, `As for you, you must keep my covenant, you and your descendants after you for the generations to come. This is my covenant with you and your descendants after you, the covenant you are to keep."4. Завет искупления основан на крови. Начиная с одежда Адама и коз Авеля и до конца Библии путь к Богу проложен по крови, через смерть и замещение, сначала прообразное. Израиль родился при силе крови. Завет был установлен на крови. Адтарь, священники и их одежды освящались кровью. Служение совершалось на крови. «Принесите кровь», «окропите кровью», «возьми крови», «предложение крови» и т.д. Это самый важный образ истины в системе скинии и Храма. «Душа тела в крови, и Я назначил ее для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо эта кровь очищает душу» (Лев.17.11).
В Новом Завете учение о крови Завета реализует, а не отменяет прежнее. Воистину, «без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9.22).
 
Искупление было через веру в Его кровь (Римлянам 3:25).
· Мы куплены Его кровью (Деян. 20:28).
· Мы оправданы Кровию Его (Рим. 5:9).
· Мы имеем искупление Кровию Его (Еф. 1:7; 1 Петра 1:18-19).
· Бог заключил мир Кровию Его (Кол. 1:19-20).
·  Его кровь говорит и с неба (Евр. 12:22-24).
· Мы освящены Его Кровью (Евр. 13:11-12).
· Его кровь очищает нас от всякого греха (1 Ин 1:7).
· Мы освобождены в Крови Его (Откр. 1:5).
· Мы сделаны Его людьми, царственным священством, Его Кровью (Откровение 5:9,10).
 
5. Завет всегда является реляционным и органическим, живым и активным. Хотя он содержит элемент закона, он никогда не является только законом. Завет на Синае никак не противостоит завету, реализованному во Христе и Его Откровении. Искупление Израиля из Египта – самый совершенный из ветхозаветных прообразов христианства.
 
·         Бог пришел, чтобы исполнить Свое обетование. Он «услышал стон» Израиля в рабстве, обеспокоился им (Исх.2.25) и вспомнил завет Свой (2.24,6.5).
·         Павел говорит о доброте и любви Бога, Спасителя нашего», Который спас нас «милостью Своею». Слушайте, как благодать Божия проявляется в Исходе: «Я Господь, и Я выведу вас… освобожу и спасу вас…Я сделаю вас Своим народом, и Я буду вашим Богом» (6.67). Исайя, размышляя об Исходе, охарактеризовал его так: «Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» (63.7).
·         Бог пощадил Свой народ и отменил смертный приговор ему исключительно в силу Своей милости и предоставленного покрытия кровью. «Когда Я увижу кровь, пройду мимо вас».
·         Бог вывел Свой народ к Себе «на орлиных крыльях» (19.4). Это противоположно изгнанию из рая, ибо Он оторвал наших предков от греха и сатаны и восстановил их как Свой народ. Также в Исходе Бог ревностно забрал Свое у поработителей.
 
 Синай есть нечто гораздо большее, чем договор с сюзереном. Это брачный завет Бога с Израилем. В нем есть предложение (Исх.19.5-7), ответ (ст.8), подготовка (9-15) и торжество (16-19). Невеста идет под хупу, выбирая Жениха, публично читается брачный контракт (Ктува). Бог следует за Своей невестой в «медовый месяц» - я говорю это серьезно (Исх.40). То, что это не полет фантазии, подтверждается пророками, когда они ссылаются на события Синая. Иеремия говорит от имени Бога: «Я помню преданность твоей молодости, невеста, когда ты любила Меня и шла со Мной через пустыню». Смелые обороты речи Иезекииля, без сомнения, обращают наше внимание на Синай, ибо это был день свадьбы.   «И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, говорит Господь Бог, - и ты стала Моею» (Ис.16.9). Мы и наши дети – Его Невеста во Христе. Нет призвания выше!
6. Завет является условным. Мы по благодати, реально и действительно включены в него. Но этот статус, хотя он суверенно присвоен, требует ответа в виде послушания веры. Бог, «женившись» на Израиле, характеризует эти отношения как благодать. Само упоминание Его имени источает благодать: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Но такая любовь и благодать никогда и ни при каких условиях не может восприниматься как повод для дерзости с нашей стороны, но она всегда есть основа для жизни в благодарности, жизни в послушании веры.
Милостивая любовь Божья – это скала, на которой возведен завет, но она также налагает на нас обязательство вернуться к Божией любви (Втор.7.7-12). Наши отношения с Богом сегодня не являются исключением из этого правила. Оба устроения Завета одинаково опосредованы Христом и оба требуют верности и послушания (1 Кор.10.1-12).
7. Завет один и тот же и в Ветхом Завете, и в Новом. Тем не менее, он отличается. Как это возможно? Самый простой образ одновременных сходств и различий – это возрастание в период полового созревания. Когда мальчик становится мужчиной, он остается тем же человеком и в то же время он в корне меняется. Он получает способности, которых у него не было до изменений. Он имеет теперь обязанности, которых у него не было раньше.
Дело Христа в истории от Его Воплощения до Вознесения являет Завет в трех основных аспектах. Иисус исполнил в Себе прообразы, включая все храмовое служение. Он сосредоточил в Себе таинства, преподанные через Слово, в виде двух простых заповедей. Он расширил членство в Завете. Окончание еврейских привилегий и включение язычников в Израиль является самым значительным изменением Завета при переходе от Ветхого к Новому. Этот вопрос неоднократно рассматривается на страницах Нового Завета.
Устроение завета начинает распространяться, и локальная ветхозаветная Церковь становится свободной уйти из дома, чтобы стать доступной для всех стран и народов. Евангелие было проповедано Адаму и Аврааму, богато одето на Синае и раскрыто окончательно Иисусом. Если бы не это, Савл никогда не стал бы Павлом и не ушел с родной земли! «Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего бы не совершил Христос через меня, в покорении язычников вере» (Рим.15.18). «Мне через откровение возвещена тайна… чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе» (Еф.3.3,6).
 
Итак, Завет прост и един.
1. В избрании Богом.
2. В конкретном характере отношений.
3. Он всегда работает в ряду поколений.
4. Он всегда строится на крови.
5. Он никогда не бывает просто законом.
6. Он всегда дается с условиями.
7. Новый Завет является возрастанием Ветхого и един с ним.
 
Теперь ради Того, Кто дал нам это Евангелие - провозгласим  Иисуса Христа как откровение тайны, сокрытой долгие века в прошлом, но теперь явной и открытой через пророческие Писания по повелению вечного Бога. Чтобы все народы могли верить и повиноваться Ему, мудрому Богу, Ему же слава вовеки через Иисуса Христа! Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии