Белое платье для царицы ночи

             (Весенняя сказка – пьеса-балет.)

                Действующие лица.

          Царь Время .
          Его дочери и сыновья:
              Царевич Рассвет,
              Царевна Утренняя Заря,
              Царица Дня,
              Царевна Вечерняя Заря,      
              Братья – царевичи Сумерки (двое),
              Царица Ночи.
          Весна.
          Ведущий.
          Месяц.
          Звёзды.

        Всё действие сказки происходит в День Весеннего равноденствия.

                ПРОЛОГ.

      На авансцене во время монолога Ведущего в танцевальных движениях проходят дети  царя Время: Рассвет, Утренняя Заря, царица Дня, Вечерняя Заря, братья Сумерки, Царица Ночи.

                Ведущий:

            Рассвет приходит и уходит,
            За ним -  прекрасная Заря,
            За нею чудный День приходит,
             А дальше Сумерек пора.
             Опять Заря, уже ночная,
             А там Царица Ночь.
             И так за часом час, играя,
             Проходят сутки прочь.
             Я хочу показать вам, друзья,
             Прекрасную сказку о времени Дня.
             Героями сказки будут царицы,
             Царевичи – всё Дня это птицы.
             Встречаем мы их ежедневно:
             То с радостью, а то и гневно.
              К примеру, день пасмурный, дождик идёт,
              Мы не довольны, ворчим  напролёт.
              День ясный – смеётся душа,
              И всё нам прекрасно, и жизнь хороша.
              Смотрите, смотрите,
              Слушайте, слушайте,
               Вдумайтесь, вдумайтесь
               В то, что увидите.

                Действие 1.

          Открывается занавес. На сцене темно. Зажигается свет.
          В центре сцены – великолепный трон, на нём сидит Царь Время.
          Слева от трона стоят царевич Рассвет, Утренняя Заря, Царица Дня.
          Справа – Вечерняя Заря, братья Сумерки, Царица Ночи.
    
   Царь Время:Сегодня у нас особый день – День весеннего Равноденствия.         
                Это      значит, что власть моих дочерей: царицы Дня и царицы               
                Ночи – равна, поэтому мы в этот день можем все собраться               
                вместе, чтобы встретить приход Весны.   
                С приходом весны начинается первый цикл жизни. Появятся у
                птиц птенцы, у животных детёныши, на деревьях распустятся
                листочки зазеленеют травы, зацветут цветы. Весна – это пора
                любви и пробуждение природы. Так давайте встретим Весну ра
                радостью и весельем, чтобы она была доброй и прекрасной и
                живущим на земле подарила счастье.

       Появляется Весна в окружении цветов, птиц, бабочек, стрекоз.

     Царь Время:Приветствуем тебя, красавица Весна, проиход твой нам же –
                ланный, благослави же  всех на этот великий праздник.
     Весна:  Я вас приветствую, друзья, дарю тепло и солнце, благославляю
                всех живущих в мире. Будьте всегда бодры и веселы, дарите лю-
                дям радость и счастье, доброту и свет, А теперь я хочу послушать
                всех, как вы жили без меня весь год, что делали. Первым нам рас-
                кажет о себе царевич Рассвет.

     Выходит стройный юноша в светло-сером костюме и такого же цвета ко –
     ротком плаще.

    Рассвет: Приветствую тебя, о прекрасная Весна, твой приход.как бальзам
                для меня, т.к. я раньше буду заступать на свою службу. Дело в том.
                что в этом году, когда я резвился, как обычно, на своём сером  ска-
                куне, я увидел, что одна Звезда никак не хотела покинуть небо, она,
                словно любовалась мною. Я остановился, посмотрел на неё и уви –
                дел, что она прекрасна. Я тоже  залюбовался ею и чуть задержался
                дольше, чем положено, за что получил нагоняй от Отца. И теперь я
                грущу об этой Звезде, Хочется её снова увидеть, но Отец  строг.
     Весна: Ты, Царь, действительно, строг, но иногда дай им полюбоваться
                друг другом.
     Царь: Нет, никогда. Я не могу нарушать законы природы.
     Весна: Ну, не печалься, мой юный друг, всё проходит, смирись. Закон есть
                Закон.
                Рассвет отходит.
     Весна:   А как ты, моя прекрасная Аврора, всё также резвишься, поёшь
                песни и танцуешь?
                Выходит стройная юная девушка в розовом наряде.
     Заря:   Да, прекрасная Весна!  Я люблю петь и танцевать, люблю аромат   
                своих цветов, они утром так свежи и душисты. Однажды я увидела,
                как одна из моих роз не раскрыла бутон, она уронила головку и
                плакала. Я спросила её, что случилось, и она ответила, что не слы –
                шит песен Соловья, который был влюблён в неё. Я сказала ей, что
                скоро придёт Весна, прилетит твой Соловей и будет петь ей свои
                песни. Тогда Роза подняла головку, вздохнула и распустилась. И
                вот ты пришла. Теперь запоёт Соловей, и Роза будет счастлива.
    Весна:  Благодарю тебя, юная Заря, за твой рассказ. А теперь пусть Царица
                Дня расскажет о себе.
                Аврора уходит, выходит Царица Дня – это молодая, высо-
                кая, стройная женщина, одета в красивое белое платье и
                белый плащ с золотой отделкой.
   Царица Дня:  Приветствую тебя, Весна! Твой приход я тоже встречаю ра –
                достно, хотя теперь у меня прибавится много забот: люди на –
                чнут работу на полях, надо будет помогать им, вовремя давать
                тепло и дождь, чтобы был богатый урожай. Я не всегда так
                празднично одета, только в ясные и солнечные дни, а в пас –
                мурные и дождливые я одеваюсь скромно. Иногда люди гне-
                вят меня, и тогда я посылаю им либо дождь, либо жару не в 
                то время, когда им нужно. В прошлом году люди южной
                страны поленились вовремя пахать, сеять, и я наказала их,
                послав жару и засуху. А люди севера, наоборот, были очень
                дружны в работе, и я послала им вовремя тепло и дождь, и
                они собрали богатый урожай. В этом году все люди своевре-
                менно начали и закончили  полевые работы, и я обещаю им
                добрый урожай.
      Весна:  Я рада, что у тебя нынче доброе настроение, не надо сердиться на
                людей. 
      Царица Дня: Я не люблю лентяев, это сердит меня, приходится их нака -
                зывать, чтобы помнили, что без труда не вынешь и рыбку
                из пруда. Такова я, и себя не переделаю.
               
                Царица Дня отходит.
              .
           Весна: Да будет так, А теперь я хочу послушать тебя, Вечерняя Заря.
                Расскажи нам о своих новостях.
                Выходит девушка, немного резковатая,
                одетая в пурпурное платье.
          Вечерняя Заря  Приветствую тебя, Весна, я не умею рассказывать кра-
                сиво, но скажу, что я подружилась с  Ветерком, ко мне
                он приходит лёгкий, нежный, смущает меня своими
                словами, отчего я краснею, а он радуется, на следу-
                ющий день разыграется как сумасшедший, приходится
                прогонять его. Когда же он уходит, я бледнею.
             Весна: Ты проказница, не боишься, что Царица Дня разгневается на
                тебя за это.               
           Вечерняя Заря: Боюсь,но хочется иногда увидеть и услышать его. Он
                так нежен и прекрасен. 
            Весна: А теперь послушаем, что скажут братья Сумерки.
            Сумерки: Приветствуем тебя, Красавица Весна. Мы дарим людям ве-
                чер – это время, когда  вся семья собирается вместе: взрос-
                лые приходят с работы, дети из школы, малыши из детско-
                го сада, бабушки встречают ужином, все обмениваются
                впечатлениями прожитого дня, рассказывают о новостях
                и своих проблемах. Кто-то идёт в театр, кто-то  смотрит
                телевизор, детки ложатся спать. Вечер – это время отдыха.
                Мы навеваем всем сон, гоним дневных птиц и зверушек по
                их «домам», и только ночные звери и птицы готовятся
                встретить Ночь. А мы уступаем время Царице Ночи.
          Весна: Ну, красавица Ночь, теперь пришла твоя пора. Но что я вижу,
                ты нынче печальна, поведай нам свою печаль.
                Выходит окружённая Звёздами  Царица Ночи, она в чёр-
                ном платье  и плаще, изнутри усыпанном золотыми звёз-
                дочками.
          Царица Ночи: О, прекрасная Весна, я так рада твоему приходу, что на 
                душе у меня посветлело. Но я всё равно грущу, потому
                что даже в праздники я всегда в чёрном, я никогда не
                могу одеть белое платье. Я как воплощение скорби. Я
                страдаю от этого, мне даже не хочется выпускать  Звёз-
                ды на небо. Вот отчего стали ночи тёмными. Мне грус=
                тно, одиноко.
              Весна:   Разве тебя не радуют больше  Звёзды, Луна, Месяц, ведь ты
                так любила играть с ними?
              Ночь:     Нет, они меня не радуют больше, я теперь с ними не играю.
                Мне скучно и печально. Прошу тебя, Весна, помоги мне.
                попроси Отца, чтобы он хоть один раз в году позволил мне
                одевать белое платье. 
               Весна, обращаясь к Царю Время: Ты слышал, о, великий Царь? 
                Твоя дочь в печали, сделай милость, исполни её мечту
          Царь Время:  Дорогая Весна, я очень тебя люблю и уважаю, пони-
                маю, что ты жалеешь мою дочь и хочешь ей помочь.
                Но я не могу исполнить ни твою, ни её просьбу, т. к. я не
                должен нарушать Закон Природы, я стою на страже его.
                Не просите, я этого не сделаю.
           Весна:  Но твоя дочь так несчастна. А исполнение её желания принесёт
                ей радость, она снова будет играть со Звёздами и Луной, а  лю-
                ди будут любаваться ими и радоваться их красоте.
          Царь Время: Нет, нет, никогда.
           Ночь, бросаясь к Отцу: Отец, Отец, я прошу тебя, исполни моё жела-
                ние.
            Царь:  Я сказал нет, и на этом кончим разговор.
            Ночь (перебивая): Если так, то я никогда не выпущу Звёзды, пусть бу-
                дет тьма ночная, люди не увидят дороги, не будут любоваться
                звёздным небом, нагоню тучи и ветер, чтобы валить с ног про –                хожих, закрыть им Луну или Месяц.
             Царь: Ах ты, дерзкая, как смеешь перечить мне, Отцу твоему. Да зна-
                ешь ли ты, ослушница, что я жестоко накажу тебя за это: я из –
                гоню тебя на Север, живи там, пусть люди возненавидят тебя.
                Вот тогда посмотрим, захочешь ли ты белое платье. Сразу при-
                дёшь просить прощение, а я подумаю, прощать или нет. А те –
                перь начнём веселье в честь прихода нашей красавицы Весны.

                Начинается всеобщее веселье с танцами и песнями. 
                В сторонке на пеньке сидит грустная Ночь и плачет.
                К ней тихонько подходит Весна.
               Весна:   Дитя моё, не плачь, я тихонько ушла с праздника, чтобы 
                подсказать, как помочь тебе. Слушай и запоминай. Когда
                ты придёшь на Север, там увидишь Солнце, ты его никогда
                не видела, оно похоже на Луну, но намного ярче  и жарче,
                не бойся его, но как только оно появится, ты сразу накинь
                на лицо вуаль, иначе оно ослепит тебя, а Звёзды и Месяц
                прикрой плащом, им нельзя видеть Солнце. Расскажи ему
                о своей просьбе, наказание Отца и о том, как ты несчастна.
                Постарайся тронуть его сердце, и только оно, только оно по-
                может тебе.
               Ночь:   Спасибо тебе, о прекрасная Весна, я всё сделаю, как ты ска-
                зала, Ты подарила мне надежду, а это уже радость. Прощай.
                Весна: Прощай, но есть ещё одно условие: идти туда трудно, надо.
                чтобы тебя хвалили, это будет придавать тебе силы, а если
                тебя будут ругать, то ты будешь терять силы и не сможешь
                дойти до крайнего Севера.
                Царица Ночи уходит.
                ЗАНАВЕС.

                Второе действие.
               
                Явление первое.

                На сцене полумрак, луч света движется за царицей Ночи,
                которая медленно, укутавшись в чёрный плащ, идёт к цен-
                тру сцены, в центре сцены она распахивает плащ и выпускает
                Месяц и Звёзды.   
        Месяц:   О великая Царица, наша повелительница, не ходи на Север на
                встречу с Солнцем, если оно исполнит твоё желание, то мы дол-
                го тебя не увидим.
        Звёзды:  Не ходи туда,  умаляем тебя, ведь тогда ты будешь с нами в раз-
                луке, разве это не будет огорчать тебя?
         Ночь:     Зачем вы меня расстраиваете и упрашиваете не ходить на край-
                ней Север к Солнцу, ведь только оно может исполнить моё же-
                лание. Я хочу, хотя бы раз в году надевать прекрасное белое
                платье. Это моя мечта, почему я должна от неё отказываться.
                Ведь потом мы снова будем вместе.
         Месяц:    Ты не любишь нас, ты эгоистична в своём желании. Пойми, ты
                будешь царить без нас, это обидно и больно.
         Звёзды:    Ты жестока, не считаешься с нами, забываешь о нас, ради сво-
                ей прихоти.
          Ночь:     Не говорите так, ваше осуждение отнимает у меня силы, за –
                молчите, не хочу больше вас слушать. (она запахивает свой
                плащ, и Месяц и Звёзды исчезают.)
                Она медленно идёт по кругу сцены и направляется к
                центру авансцены. В это время звучит фонозапись
                разговора людей.
      1 голос:   Проклятая длинная ночь, когда же она кончится.
       11 голос:  Господи, как же долго нет Солнца, белого дня, мы устали от
                этой тьмы.
      1 голос:  Тьма, тьма, уйди скорее, мы хотим света и Солнца.
       11 голос: Уходи скорее страшная, холодная, отвратительная Ночь.
      Ночь: Что это, я совсем слабею, неужели никто не скажет обо мне
                ничего хорошего.
                Теперь звучат другие голоса: мужской и женский.
        Мужской: О милая моя, как я люблю тебя. Как прекрасна эта ночь,
                Она дарит нам счастье, без неё мы не смогли бы встре-
                чаться.
        Женский:  Да, любовь моя. Мой отец не хочет отдать меня за тебя .
                Но Ночь поможет нам, и он не сможет отказать нам в счастье.
         Мужской: Пусть же подольше царствует Ночь, эта прекрасная царица
                всех влюблённых.
         Да, да, я тоже благославляю тебя, царица Ночи, ты подарила нам лю –
                бовь и счастье.
         Ночь:    Наконец есть те, кто любит меня, это даёт мне силы. Теперь я
                дойду до могучего Солнца.

                Явление второе.

                На сцене гаснет последний луч, ничего не видно.
                Звучит гол ос: Эй. люди, сейчас появится Солнце,
                смотрите, смотрите, оно уже выплывает из-за го-
                ризонта. Вот оно, прекрасное, большое наше Све-
                тило. Да здравствует Солнце!
                Сцена вся залита светом, на заднем плане диск
                Солнца. К нему обращается царица Ночи, прикрыв
                лицо чёрной вуалью. 
                Ночь: О могучее, прекрасное Солнце, я обращаюсь к тебе с моль-
                бою, выслушай меня.
                Она обращается к солнечному диску, ответы
                Солнца звучат в фонозаписи. 
                Солнце: Я слушаю тебя, Ночь.
                Ночь: Я чувствую себя очень несчастной, потому что постоянно
                ношу чёрное платье, мне так хочется хотя бы  один раз в
                году надеть прекрасное, белое платье. Мой Отец отказал
                мне в этом, а Весна подсказала, что только ты, о великое
                Солнце, можешь исполнить моё желание, осуществить мою
                мечту, без которой я чувствую себя глубоко несчастной.
                Помоги же мне.
               Солнце: О милая Ночь, ты и в чёрном платье прекрасна, тебя ук –
                рашают Месяц и Звёзды.Люди радуются этому. По закону
                Природы Ночь должна быть всегда в чёрном.
                Ночь:   Я знаю, но хочу, чтобы белое платье озарило чёрный мрак
                светом. Умоляю, сжалься надо мною.
                Солнце: Ну, что же, твои мольбы тронули меня Хорошо, я исполню
                твоё желание Я подарю тебе белое платье, которое ты не -
                надолго сможешь надеть. Пусть все люди будут привет –
                ствовать приход белой Ночи, петь песни и радоваться
                жизни, но время твоего торжества будет коротким, всего
                месяц. А сейчас лети на праздник к своему Отцу в белом
                платье.
                На сцене игра света и тьмы, как Северное
                Сияние. Ночь уже в белом платье.
              Ночь:   Благодарю тебя, о прекрасное, могучее Солнце!
                Она уходит. Занавес.

                Явление третье.

                Снова сцена первого действия. В центре на троне
                царь Время. Звучит весёлая музыка, все танцуют
                вальс. Появляется царица Ночи в нарядном белом
                платье. Музыка прекращается, все взоры устремлены
                на неё. 
              Царь Время: Дочь моя, что я вижу, ты ли это? Что это значит? Как
                ты посмела?
               Ночь:   Прости меня отец, но это белое платье подарило мне Солнце.
                Оно услышало мои мольбы и прониклось состраданием к мо-
                ему желанию. Отныне по велению великого Светила я на
                короткий срок смогу быть в белом платье, правда Месяц и
                Звёзды обиделись на меня, т.к. я буду с ними в разлуке,но
                это ведь ненадолго, но зато в эти белые ночи люди будут
                слагать стихи, петь песни, танцевать, веселиться и радовать-
                ся жизни, а меня никто не будет проклинать за тьму, ибо бу-
                дет светло, как днём. Прости и ты меня мой дорогой отец.
          Царь Время:  Хорошо, ради празднества, раз само Солнце одарило тебя
                белым платьем, то и я прощаю тебя, будь же ты весела и
                счастлива. Итак, давайте продолжим наш весенний праздник
                в честь возрождения Природы, обновления жизни и вели-
                кой силы любви.
                Звучит музыка, все танцуют.
                Занавес закрывается.
                Выходит ведущий..
       
                Друзья, пора прощаться нам, окончен мой рассказ.
                Царица Ночи стала белой.
                А вы исполните же Солнечный наказ:
                Танцуйте все и песнею весёлой,
                Любовью, дружбой, добротой
                Наполните своё существованье,
                Чтоб счастье не закончилось грозой,
                А жизнь не стала б прозябаньем.
                КОНЕЦ.
                2008 г. Рената Николаевна Гордиенко.          


Рецензии