О богослужении в храме, его понимании и воздаянии

О БОГОСЛУЖЕНИИ В ХРАМЕ, ЕГО ПОНИМАНИИ
И ВОЗДАЯНИИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРАВИЛЬНОЙ (ПРАВОСЛАВНОЙ) СЛАВЫ ГОСПОДУ НАШЕМУ ИИСУСУ ХРИСТУ
      
      Протоиерей Димитрий Смирнов говорит в одном интервью, что когда священник читает Евангелие в храме, то его должны слышать и понимать люди, находящиеся в этот момент в храме и если этого не происходит, то это грешно, ибо все пришедшие в храм, пришли туда помолиться и послужить Богу.
      Полностью со святым отцом согласен! Только у меня сразу вопрос, в продолжение темы: «А разве не грешно, что люди пришедшие в храм, искренно не понимают литургию, читаемую на церковно-славянском языке, почти тысячелетней давности, который в древности то и понимали, потому что на нем люди и говорили и в храме и вне его? Что препятствует сейчас перевести церковную службу на современный литературный, великий и могучий русский язык? Слава Богу не оскудела земля русская талантами!» Это будет в точности по Евангелию, ведь апостолы проповедовали в День Пятидесятницы, в День Рождения Церкви, так что каждый понимал данную проповедь на своем родном языке, на котором он каждый день разговаривал, а ведь в Иерусалиме в тот момент находились люди, почти из всех уголков Римской империи, т.е. чуть ли не со всей ойкумены – обитаемой части земли. Так Дух Святой устроил, недаром же этот день еще называется Днем Крещения Духом Святым первой церкви Христовой.
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.
(Деян.1:4,5)
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?
(Деян.2:1-11)

      Может быть (я сейчас не утверждаю, а только ставлю вопрос, а хорошо, корректно поставленный вопрос это, как известно 70% верного ответа) причина живучести древнего и непонятного церковно-славянского языка кроется в некотором магическом мышлении чиновников от Церкви? Мол этот древний язык позволяет создать некоторые молитвенные и богослужебные формулы, которые лучше слышит Бог? Ну так это в корне не верно. Это уже простите попахивает скатыванием в язычество. Вот что Сам Господь-Бог вечно Сущий, Иисус Христос нам заповедал КАК нужно молиться и соответственно славить Его:
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Матф.6:5-8)
     Разве держась, непонятно кстати почему, за архаичный язык, ибо логичных  и внятных аргументов в его защиту пока не было слышно, да и нет их! Разве держась за церковно- славянский язык мы не противимся Богу, ведь мы реально мешаем людям понимать литургию, богослужение и приходить к Богу. А человек так устроен, поскольку Господь дал ему свободный выбор, чтобы его сделать он должен понимать, что собственно говоря происходит. Вот что апостол Павел сказал на эту тему:
12 Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
13 А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
14 Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
15 Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
16 Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: `аминь' при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
17 Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
(1Кор.14:12-17)
   
     А если мы противимся Богу, то на чьей стороне мы в этот момент играем, реально играем, реально, а не декларируемо?!
      Все это очень хорошо понимал протоиерей Александр Мень, поэтому и предлагал, еще в 80-х гг. 20 столетия, перевести богослужение на современный русский литературный язык. Чтобы все присутствующие в храме смогли реально прославить Бога, а не только малая часть, - духовенство, изучившие этот язык в семинарии и духовной академии.
      А ведь за этим мы и приходим в храм Божий, поместную частичку Церкви, Тела Христова! К слову сам Христос, в отличии от тех же книжников и фарисеев, когда учил народ, говорил с ними на понятном, высоком, но общеупотребительном языке.
1 Отправившись оттуда, приходит в пределы Иудейские за Иорданскою стороною. Опять собирается к Нему народ, и, по обычаю Своему, Он опять учил их.
(Мар.10:1)
47 И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,
(Лук.19:47)
      А ведь вокруг Христа собирались, поучиться и напитаться от Него люди абсолютно разные. Не только люди ученные и образованные, но и простолюдины. И все без исключения понимали Его. Христос что переходил на слэнг? Нет, Он не опускался до уровня грешных людей, а поднимал их до Своего высокого уровня, НО когда проповедовал тот все без исключения понимали Его. А не так как на современной литургии: «Красиво, благолепно, но НИЧЕГО не понятно!»
                13.03.2012г.


Рецензии