Коровы и люди

Нынче, то есть в начале третьего тысячелетия, из сельской местности выехала значительная часть населения.  В немногочисленных оставшихся жилых усадьбах мало крупного рогатого скота, и нанимать пастухов на сезон, чтобы стеречь коров стало очень дорого. Хозяева вынуждены стеречь своих бурёнок по очереди.

В середине мая настала очередь пасти стадо учителю местной угасающей школы. Человек, в возрасте под пятьдесят лет, впервые в своей жизни выгонял рано утром 16 разномастных коровушек за околицу. Свежо. Тёмно-зелёная трава сверкает росой. Резиновые сапоги по щиколотку мокрые. Поют птицы. Педагог, привыкший к работе с людьми, невольно всё услышанное и увиденное примерял к человеческому обществу. Он замечает: впереди идущие коровёнки едят немятую, сочную траву. Вторые — первые объедки. Остальным животным достаются объедки объедков. Так и у людей — начальники, занимающие первые места на службах, на производстве, живут лучше своих подчинённых.

Коровам, пасущимся впереди стада, нет никакого дела до себе подобных. Они едят, топчут и испражняются на траву. А разве у людей нечто подобное не наблюдается?! Некий богатый человек купил завод, чтобы всё заводское оборудование вместе с железнодорожными подъездными путями сдать как металлолом. Он тысячи людей оставил без заработка, и у них не стало средств содержать детей. Чем этот толстосум лучше рогатого животного?!

Солнце, поднявшись над  волнистой линией горизонта, сквозь лёгкий утренний туман косыми лучами осветило зелёный простор. Роса ещё не высохла. Вокруг — первозданная красота. Педагог, опираясь двумя ладонями о палку, задумался: «Что лучше — торчать целый день перед учениками в классе или на свежем воздухе пасти стадо?!» Он посмеялся над возникшим вопросом и вспомнил поговорку: «Хорошо там, где нас нет».

Красной масти корова отошла метров на тридцать в сторону. Учитель-пастух подошёл  и, слегка касаясь палкой её хребта, вернул бурёнку в стадо. Мужчина подумал: «Уф-ф-ф! И у людей так: если некто будет вести себя, не как все, его постараются заставить жить, как положено. Известно, инициатива в обществе наказуема, так как беспокоит начальство своей неординарностью».

Стоит, жуёт жвачку крупная белая корова. Её вымя с обеих сторон  сосут два телёнка. Учитель усмехнулся: «Во! Если будешь добрым, тебя станут «доить» все, кому не лень. Это — во-первых. Во-вторых, ласковый телёнок двух маток сосёт». Мужчине жаль хозяев, чьи коровы сегодня вернуться без молока. Он с юмором сформулировал важное житейское правило: «Никогда не надо расстраиваться, даже если твою корову сосёт всё стадо».

К девяти утра стадо вышло к небольшому, шагов сорок в диаметре, озеру с заросшими осокой берегами. Бурёнки принялись методично поедать траву, разгоняя комаров и слепней взмахами хвоста. Педагог смотрел на кровососущих насекомых и размышлял: «Можно ли вызвать к совести мух, комаров, оводов, слепней? Конечно, нет. Этих насекомых следует уничтожать или отпугивать. Интересно по аналогии сравнить с людьми. Возможно ли мелочных, трусливых, недалёких людишек побудить к благородным, самоотверженным поступкам? Ответ очевиден: конечно, нет».
Две коровы что-то не поделили и бодались. Пастух быстро подошёл к ним и палкой разогнал в разные стороны. Подумал: «Да, так в природе — у кого рога, те бодаются, у кого клыки — те кусаются. А человек? Люди друг друга уничтожают оружием — это опаснее  рогов и клыков».

К 11 часам полагалось пригонять стадо к речке, около моста. Бурёнки заходят в воду, напиваются, возвращаются на сушу, ложатся отдыхать. Хозяева прибывают с подойниками кто пешком, кто на велосипедах, кто — на автомашинах, находят своих кормилец, поднимают и доят. Пожилая женщина, подоив корову, пристально всмотрелась в смущённое лицо учителя и доброжелательно промолвила:
— Нет таких нужных дел, которые стыдно выполнять. Вы — молодец: коровы сытые и спокойные, значит, не ленились, пасли их. Вчера пасли безответственные люди, видимо, загоняли стадо в лес, где животных кусали овода и слепни, а сами прятались в тени. Коровы были очень беспокойные, не давали доиться. Мне 76 лет, живу одна, нанимаю людей, чтобы заготовлять сено на зиму, конечно, это дорого обходится. Но не в этом дело. Я не представляю свою жизнь без коровы. Я каждый раз, как подаю корову,  благодарю Бога за то, что он даёт силу моим рукам работать. — Женщина вполголоса читала молитву и крестилась.

В шагах двадцати, на зелёном взгорке росло одиночное дерево. У ствола из короткой дощечки сооружена скамеечка, а перед ней — перевёрнутый вверх дном дощатый ящик, служащий столом. Учитель присел в тени, огляделся, задрав голову, и заметил: «Гляди-ка! Одинокое дерево и то приносит пользу — даёт тень. А есть люди, от которых ни какой  пользы, даже тени нет».

С пригорка хорошо просматривалось отдыхающее лёжа стадо, за ним — спокойная речушка. Далее — луг упирался в сады, между деревьями которых виднелись крыши одноэтажных домов. Лёгкий ветерок доносил сладкий запах трав. И всё это — под ясным голубым небом с ярким солнцем. Учитель, в который раз, подумал: «Что лучше: целый день стоять в классе перед учениками или быть на просторе со стадом?»


Рецензии
Вы коровки мои дорогие,
Научите людей выбирать,
Чтоб дела наши были не злые-
Помогай нам рогатая рать!

Хорошей погоды Вашему словесному стаду! ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Юрий Пономарев 2   20.04.2012 14:20     Заявить о нарушении
Благодарю.
Леонид

Леонид Аронов   26.04.2012 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.