Заблуждения. Неверие и отрицание

Немалая часть нашей жизни составляется из различных заблуждений. Эти кирпичики очень важны в строении нашей личности. Самое замечательное в этом явлении, что мы и понятия не имеем – что в нас есть заблуждение, а что – истина. Да и никто из окружающих не может нам сказать, какие именно части нашей постройки выложены из заблуждений, а которые – нет, ведь они сравнивают наше здание со своим собственным, а, следовательно, находятся в таком же блаженном неведении относительно принадлежности стройматериалов, из которых оно возведено, к истинным ценностям, либо к ложным представлениям.

Разглагольствования о том, кто прав, а кто ошибается в своем видении мира, стары, как и сам этот мир. Однако есть кое-что, что лежит за пределами философских споров и может быть выявлено и обосновано. То все то, что может быть проверено временем.

Неверие и отрицание составляют немалую долю в общей массе наших заблуждений. Особенно явно они прослеживаются в нашем отношении к себе, в видении себя. Это неверие в перемены и отрицание перемен. Точнее, неверие в то, что мы может измениться, и отрицание того, что это все же произойдет. Нет, конечно, есть заблуждения иллюзии, когда мы внушаем себе уверенность, что в будущем мы станем лучше и свернем массу неподатливых гор, но это уже совсем другая история. А неверие и отрицание изменчивости личности, пусть даже в мелочах, может сказать нам многое о самих себе.

Оценить перемены в себе и наше отношение к ним можно, вспомнив, в чем мы были убеждены когда-то очень давно, и во что это в итоге вылилось. Взять, хотя бы, такие заурядные вещи, как предпочтения в музыке или кино. Примерно двадцать лет назад моя сестра сказала мне, что пройдет время, и я перестану любить индийские фильмы с той же силой, с какой я их любила тогда. Мне в то время казалось полным абсурдом, что место Митхуна Чакработри в моем внутреннем мире могут занять Брюс Уиллис или Хью Лори, чих имен в то время, признаться, я и запомнить-то не пыталась. Еще как-то раз мне сказали, что я отношусь к тому разряду девушек, которые, однажды подрезав волосы, уже никогда не наращивают их до прежней длины, а, напротив, продолжат укорачивать их и дальше, причем нередко до самого минимального минимума. На тот момент я на самом деле немного подрезала волосы, однако это утверждение казалось мне неописуемой глупостью. Но время прошло и расставило все на свои места.

Из мелких мелочей состоят наши «Я» с большой буквы. Потерянная первая любовь переплетается с ушедшей любовью к белому шоколаду, и они становятся невыносимо равнозначными, точно так же, как когда-то каждая сама по себе были единственно возможными. Даже осознавая склонность к неверию и отрицанию, мы не можем убежать от своих заблуждений, вызванных этими свойствами наших личностей. Ведь именно «Я» сегодняшнее является для нас неоспоримо правильным и точным. Мы прощаем себя за прошлые ошибки и будущие неудачи, осознавая, что могли в чем-то ошибаться или будем неправы после – что тут такого? Только то, что происходит сейчас – по-настоящему, только то, что говориться сегодня – истинно, только те, кого мы любим в данную секунду – достойны этого. Так есть на самом деле, хотя и это мы отрицаем и не верим, что может нечто подобное существовать и претендовать на то, чтобы оказаться правдой.

Самое приятное, это обнаруживать в себе нечто неизменное. Музыка, стихи или люди, мягкие игрушки или книги, все то, что было и остается в нашей жизни всегда. Оно не поблекло старыми фотографиями в коробке, которую пора бы уже выбросить. Не занимает место на полке, которую пора бы уже освободить. Дает уверенность в том, что хоть иногда мы бывает по-настоящему правы.


Рецензии