Я- из водного туризма

Путь в водный туризм

Приснился чёткий сон. Я с группой иду по реке на Тянь - Шане. Сейчас эта река 1 по бывшему СССР, а тогда она считалась просто запредельной. В этой реке - особенность: летом происходит прорыв озера Мерцбахера и уровень поднимается в ущелье на 20м, а кто говорит - на 50м. Аксакалы спрашивают, знаем ли мы о реке. Я отвечаю, что знаю. Чаще гляди назад. Сам то откуда? Я гордо отвечаю: " Я- из водного туризма". Под этим именем я записал, что вспомнилось.

                Я- из водного туризма

Не помню, как я сам так осознал первый раз, но кажется, глядя, на поток грязной лужи, стремительно несущейся к канализационной решётке. С тех пор мои мечты стать моряком, о которых написал первые стихи в 6 лет, ( точно помню, что до школы - в ответ на стихи приятельницы на год старше меня, соседки, дочери врача о прямой кишке).
Какое - то время я колебался, узнав про виндсерфинг и яхт - клуб( намного позднее), но водный туризм я придумывал самостоятельно, последовательно, в деталях представляя, как это может быть здорово.
Не помню, в каком это году, знаю, что ТВ у нас не было, но было у соседей, я увидел в отрывке клубе "КИНОПУТЕШЕСТВИЙ" сплав по какой - то реке на байдарках. Теперь я думаю, это был Папуш на Башкаусе и первопроходец этого дела у нас. Сейчас, я вообще
думаю, что Папуш и Лагода - это обычные боги, решившие нам показать наши же возможности.
Я был настолько потрясён, что несколько дней вообще не разговаривал. С той поры болезнь приобрела необратимый характер.
Наверное, подспудно, я в УАИ я изучил гидравлику намного лучше, чем другие, даже медалисты и, насколько помню, экзамен скорее походил на вопросник, который я задавал преподавателю.
Он поставил мне тройку, сказал, что я ничего не знаю по курсу и он не видел меня на лекциях ( я был) и почему эти вопросы я не задал ему раньше. Я сказал, что вопросы появлялись по мере изучения его предмета и попросил что - то ещё. Он сказал, что эта работа отдельной диссертации и предложил остаться на кафедре. Меня не заинтересовали нюансы истечения жидкости из затопленного отверстия и мы расстались друзьями.
После УАИ я случайно узнал, что в нашем городе существует секция водного туризма, я уже был на дороге, но рождение дочери Наташи просто отложило срок на три года. Оно стало важнее.
Вы , наверное, удивлялись, что я всё узнавал слишком поздно. Представьте, Уфа, самая восточная окраина, дальше лес. ТЕМНОТА!
Наш город был помешан на мотокроссе. Это помогло мне дождаться воды.
На воде всё началось по полной программе. Друг, мастер в моей лаборатории,который успел к этому времени сплавиться пор.р.Белой, Башкирия и Чусовая - Пермь считался опытным капитаном, и я безоговорочно  признал его авторитет, и хотя уже имел официальное приглашение от спортклуба, выбрал "дикий маршрут".
Это был 1977год - год суперводы в Башкирии, которую спасли от полного сноса заморозки в конце апреля на 10 дней.
Но оставшейся воды хватило. Железная дорога была почти перекрыта, поезда шли осторожно, города и посёлки были подтоплены.
Мы приехали на реку Сим, где нам объяснили, что начинать надо сразу после плотины, не объяснив, что что почти подряд километром ниже идёт старая разрушенная плотина и в километре выше  - новая.
Мы шли полтора часа  по жаре, чтобы начать от самого. Поели салату, долго смеялись, погода отличная, река бурлит и пенится а настроение - выше крыши, а жилеты, сказал начальник, мы всегда успеем надеть, если понадобится.
Начали и пошли - через 3 минуты показались старые быки старой плотины, но мы ничего не поняли. Боже, как мы смеялись, завязывая на ботиночные шнурки пенопластовые жилеты. Руководитель сказал, что одевать не надо,будет опасность - всегда успеем. Нас было четверо в лодке НДЛ -3 и только рюкзак с водкой я закрепил за обвязку лодки. Остальные вещи были привязаны символически киперной синтетической лентой, которая ломается в узлах.
После выбора - правой или левой протокой идти - мы заорали: Правой, и оказались правы, она была ближе и менее фатальна.
Подойдя ещё ближе, мы увидели "срыв" горизонта и белый бурун. Позднее я стал понимать, что это такое. Тогда запомнился крик девчонок на носу :" Куда мы попали?" Удар, и я ушёл задницей вперёд и вниз под воду.Весло не отпустил. Меня перевернуло несколько раз и я стал всплывать.Нырял я всегда хорошо. Мы с подружкой играли в марсиан, и кто кого победит без воздуха доходило до потери сознания. 2,5 мин. - была норма. На счёте 5 я вынырнул, в лицо ударил вал, мимо пронёсся торчащий из воды швеллер  и дальше начался полёт по реке.
Страха не было, был восторг полёта. Река топила, выплёвывала нас, а впереди, где был мост - вспухал белый пенный бугор через всю реку.
" Инстинктивно я стал отгребатьcя от "быка" моста, затащил девчонку своего мастера на дно лодки и стал грести к берегу. Вторая смогла выбраться в самом начале на правый берег и в одном сапоге с интересом следила за нашей дальнейшей судьбой, скача по обрыву. Наш полёт продолжался 7 минут, мы успели зачалиться перед вторым,почти полностью, без прохода затопленным деревянным мостом, спася лодку и рюкзак с водкой, кстати - великолепнейшей. Спальники, "ВЭФ", еду, одежду - безальтернативно забрала река.По духовной инерции мы вытесали 3 весла из брёвен для сплава на 40 км ниже ( это была реабилитация) дважды, но слом команды состоялся. Какое - то время они мне помогали, но задний ход был виден невооружённым глазом.
За два вкусных медовых торта я установил плотный контакт со свалкой завода резино - технических изделий и склеил свой первый катамаран. Друзья отказались идти по разным причинам, но категорически. Я остался один.
Первое время мне было очень интересно в туризме: новые песни - до этого Галич, Bысоцкий, новые шутки типа: спим до упора, упор - в 6 утра и т.д. и т.п. На второй , а особенно на третий год  я стал понимать, что что то не так. Наша секция хирела, а чутьём
гидравлика я стал понимать многие ошибки.Делай вот таk меня не устраивало и по старшинству и по инженерному опыту.
Я начинал работу в АвтоПроме и цену секунды знал, и эта показуха с экономией времени при разведении костра в солнечную погоду не снимая гидрокостюма  меня стала раздражать. Дисциплина диктуется необходимостью - и тогда она никому не в тягость.
Надрывайся на учениях - но в походе трать силы рационально, сосредоточь силы на главном, его там и без того сверх.
Пройдя шестёрку и несколько пятёрок я разорвал связи с клубом и стал продумывать концепции одиночных походов или с малым числом участников.
Путём разделения грузов на ежедневного и периодического использования легко перекрывались нормативы утреннего сбора - у меня было всё упаковано и привязано, пока народ ещё готовился к завтраку.
Пришла мысль - ходить автономно, но при этом пришлось отказаться от шестёрок, при этом пятая - остаётся доступной.
Сходил Чую - Катунь сходу. Это чувство полёта над рекой мне не забыть никогда. Чуя - Катунь - это какая - то идеальная связка для экспериментов, другой, которая бы так прощала ошибки - не знаю.
П.С. Если бы клуб не рассыпался, бросить шестёрки моральных сил бы не нашёл - ибо засасывает.

        10/08    3.00 


Рецензии