Деньги. Часть-2. Культура с детства. 23

       Работала Лия в детском саду семь месяцев, но практически только четыре, так как три летних месяца (с июня по август) всех воспитателей, заведующая обратила в ремонтников, сторожей и садовников, не тем, что садит, а стрижёт, выравнивает растения. А после окончания хозяйственных работ, которую выполняла совсем бесплатная рабочая сила: воспитатели, музработники, нянечки и прочий персонал, Лийку начальница уволила. Причина? А что не бывает увольнений без объяснения причин, тем более, что придраться было не к чему. Правда, была лишь одна зацепка-возрастной ценз. Поэтому Лийка даже не возникала, так как для неё вообще "мела новая метла" по особому новому распорядку и, непонятно кем принятым "возрастным цензом." Лийке при её образовании, которая "перелопатила" во время работы всю музыкальную детскую литературу, обнаружив скуку, повторность и отсутствие интересного репертуара, написала самостоятельно много детских песен,  5-ть стихотворных сценариев. Видя её работоспособность, заведующая поспешила устранить её от работы. Как говорят: "инициатива наказуема". Лийка  восприняла это спокойно, хоть "кошки скребли" не только потому что музыкальная работа вся оказалась не нужной, а потому что специалисты детсада, начиная с самого раннего возраста детей, не имеют никакого отношения к искусству, культурному наследию - то есть тому,что называется культурой с детства. Они совершенно не заинтересованы в её развитии. Так "на корню", среди детей засыхают таланты вместо того, чтобы их выявлять и развивать. И это ещё не самое страшное. С детства малышня наблюдает склоки, взяточничество, текучку воспитателей. А истинных работников, способных работать, стараются уничтожить как малодающих и малопьющих "спецов". Они просто не нужны. Откуда появится воспитанное, культурное поколение молодёжи, которому с детства прививают совершенно противоположные мысли, идеи. Им же показывают омерзительные примеры, как мат, ругань, пьянки, курение на рабочем месте при детях -весь цвет своего будущего, которому надо подражать и брать пример. Другого не видно и не с кого брать пример, это же взрослые и они знают, что надо делать.

     И вспомнились детские послевоенные годы. А самым главным было то, что в семье никогда не было музыкантов. Семья была самая обыкновенная, деревенская.   "Графьёв да всяких дворянчиков" и в помине не было. Наследственных талантов тоже. Но самым удивительным было то, что никто в её воспитании не принимал никакого участия. Во-первых, потому что не было никакого времени, во-вторых, некому было этим заниматься. Отец погиб на войне, мать, отработав в тылу с двумя детьми, сама здорово подорвав своё здоровье, вернулась в тот край, откуда эвакуировалась, на Украину. Там был свой дом, кто-то её мог ещё помнить и знать. Но, придя в свой дом, она обнаружила, что он уже занят, а в военкомате, узнав, что старшая сестра ходит в музыкальную школу, предложили ехать для усовершенствования образования во Львов, в более крупный и развитый город, тем более, что там жил её родной брат, который тоже был не прочь встретиться и жить с родной сестрой в одном городе.

   Лийке, конечно, это было всё безразлично. В её пятилетнем возрасте многое было просто недоступно, не нужно, непонятно, а ещё и память не удерживала различные эпизоды, которые она сама же часто провоцировала. Очень смутно она вспоминает эти годы. Зачастую рассказы старших поражали даже её уже взрослое воображение. Мать ей часто говорила: "этой в рот пальцы не клади, откусит." Таким качеством Лийка отличалась с самого рождения. И, как ни странно, это выражение она помнила, так как слышала его неоднократно в детстве, но никогда не придавала никакого значения этим словам. Но,видимо, благодаря этому качеству, росла очень самостоятельным человечком и всегда находилась в одиночестве, но была весьма шустрая настолько, что вся шпана не только дворовая, но и уличная сбегалась на коллективные игры. И вся жизнь катилась совершенно естественным путём, без каких-либо наставлений и примеров. Да и какие примеры могли быть в пустом доме. Отец погиб, мать работала с утра до ночи, а сестричка, чувствуя своё старшинство, вовсе не воспитанием занималась, а была диктатором до 1954 года, то есть до  14 лет. И кроме драк, скандалов, несправедливых требований предъявляемых Лийке, нЕчего вспомнить. Только после того, как всё это прекратилось,у неё появились интересы,прекратилось навязывание чужих обязанностей, давление на неё. До этого отношение в доме к Лийке было точно такое же, как к падчерице из сказки: "12 месяцев", а представление о том, что кто-то когда-то хоть немного пожалеет её, совершенно отсутствовало. Часто из-за обид, избиений, оскорблений Лийка засыпала в слезах. Невероятно горькой казалась жизнь тогда. Но она не позволила себе ни  разу двинуть сестричке так, чтоб та запомнила её навсегда, тем более, что несмотря на свой мелкий возраст, она была весьма крепкая и быстроногая, все игры и драки регулировала только она во дворе при том, что дети были различных возрастов и полностью подчинялись её силе и ловкости. Тем не менее, сестричке, уважая её старшинство, она не смела хотя бы один раз дать сдачи, чем Тина постоянно пользовалась.   

      Спустя многие годы, Лийка пришла к странному выводу: не всем дана такая цепкая и самостоятельная натура  и по разному жизнь складывалась у многих. Некоторых надо за уши постоянно тащить, а других с малолетства воспитывают устраивают их жизнь за чужой счёт. И сколько людей и столько же существует вариантов. А очень часто она ловила себя на мысли, что голова у людей только для того, чтобы шапку носить, а мозги находятся в постоянном отпуске....И это мероприятие (мозговой отпуск) начинается тоже с детства. Лийка в послевоенные годы никак не могла понять отчего взрослые люди кричат, ругаются, дерутся. А став совершенно взрослой, так и не поняла до конца отчего это происходит. Многие не понятные вещи пополнили арсенал недоразумений, особенно те, которые после "застойных времён,"дали человечеству полную свободу. Вот тут уже проявились все возможные и невозможные варианты  каждой особи. От очень большой армии алкашей, курильщиков, автомобилистов, наркоманов решила не отставать и "прочая армия" безмозглых: татуировщики и всякого рода молодящихся или исправляющих свои "жизненные недостатки", скажем врождённые пороки, которых нет.  Они даже не задумываются над  тем: "А кому и зачем это нужно?" Да, это же не их данные, которые будут передаваться по наследству, и как это опасно скрывать. Но самым смешным Лийке кажется желание увеличить грудь до запредельных размеров. Говорят, что это нравится мужчинам. А если так, то почему бы противоположному полу не покупать селиконовые подушки и спать на них и с ними?  Это касается и других подобных деталей. При чём здесь женщины? А если это в самом деле, то лучше обходится без подобных мужланов. Ну, а про тех, кто от подобных экзекуций даже помёр и говорить не будем. Ведь они  уже показали и доказали опасность подобных мероприятий. Лийкина наблюдательность, зародившаяся с детства, преследовала её пожизненно. Ни одно мало мальское происшествие не проходило мимо её глаз и мозговых извилин.

    Как-то, находясь на работе, один охранник Лийке пожаловался, что он постоянно следит за тем, чтобы водители не ставили на запретные места свои автомобили. Это была его обязанность. Но стоило только на секунду отойти или просто зазеваться, как место было занято, а  водитель в "мгновение ока" куда-то исчезал. Тут Лийка по своей обычной привычке, проводить параллели, сообщила охраннику, который курил: "А вам все говорят о вреде курения и на пачках сигарет пишут о смертельной опасности, а результаты... нулевые?"" Ну да, я привык!""И водитель тоже привык быть просто хамом, так как все здесь друг друга не уважают, а разница лишь в том, что нарушение на дорогах чувствуют окружающие, а вред курильщики приносят, как они считают, в основном себе, так они думают, а окружающие погибают не так внезапно и заметно. Потом зачастую говорят: "Вот, мой знакомый Вася не пил, не курил, а помёр от рака." А сколько он был пассивным курильщиком, никого это не волнует." А ещё просто смешными кажутся слова одной сотрудницы, которая рассказывала о телевизионной передаче, в которой не предъявили научную работу о вреде курения. Прокуривая всех окружающих, она объясняла присутствующим, что так так никто не доказал,что курение вредно и нет кроме статистики ещё  профессоров с почётным званием "Антикурильщик", так что курение вообще безобидная вещь. Да и вообще, нужно ли выходить на улицу, чтоб подышать воздухом? Туда ходят, чтоб покурить или, проще говоря, присутствующих прокурить, а ещё нахаркать, на что противно смотреть, проходя мимо, и бросить (мусор) дымящийся окурок на землю." И это ВСЁ культура человека.

     Лийкины рассуждения, напомнили о её совершенно полусиротском, вполне голодном существовании в детстве. А теперь в этом мире  нет игр, кроме секса, компьютера детей ничто не интересует. А взрослые... что они могут дать детям. Когда она переехала на новую квартиру, зайдя во двор, она услышала как подросток-девочка шла на почтительном расстоянии от своей прабабушки и изрекала в её сторону сплошной мат. Бабуля была глуховатая (это её "счастье") и не слышала речь своей правнучки, но это было доступно всем проходящим людям. Лийка оказалась совсем рядом. И услыхав подобную речь, спросила у девочки: "Ты как разговариваешь с бабушкой? Разве так можно?" В ответ она получила  подобную реплику в свой адрес. Тогда, не задерживая своё движение, Лийка сообщила:"Я сейчас очень спешу, но в следующий раз, когда произойдёт нечто подобное, я с тобой поговорю по-другому" и пошла домой. Быстро стала искать необходимые вещи, собираясь уходить. В мгновение ока, зазвонил звонок в дверь, которая не была закрыта и на пороге возникла женщина. Если бы не девочка, стоящая рядом, Лийка бы и не догадалась, что это её мамаша, так как ещё никого не знала в этом дворе. Но вот новая дама открыла рот и из крашенного рта полетели уже известные выражения, которые Лийка слышала только что на улице от её дочери. Выслушав многоэтажную тираду, Лийка  сначала начала улыбаться, затем похихикивать, затем расхохоталась и, когда мамаша с удивлением от такой реакции открыла рот, чтобы продолжить изречение "своих глубоких познаний," Лийка подытожила: "Теперь ясно откуда такие дети берутся!" Мамаша молча повернулась и ушла. После этого эпизода подобных слов Лийке не пришлось слышать больше от них никогда. При всём том, что прабабушка сама всех называла "голубушка, голубчик, миленькие." Позже Лийка узнала, что этой девочке тогда было всего 9-ть лет. Просто она была рослая малышка. Откуда к детям пришли такие гиблые выражения? Но, к счастью, они сразу быстро исчезли. Выросла прекрасная воспитанная девушка-студентка. Но это бывает далеко не всегда так.

     Как оказалось, мат искореним, тем более, что он, ровным счётом, не выражает ничего, кроме собственного ничтожества в этом мире.   


Рецензии