Сен-Симон и его социализм

    Идеи французского социалиста-утописта Анри Сен-Симона (граф де Сен-Симон, фр. Claude Henri de Rouvroy, Comte de Saint-Simon, 17.10.1760 — 19.05.1825) способствовали формированию коммунистической идеологии во всём просвещённом мире. Его фраза «От каждого по способностям, каждому — по его труду», при советской власти его называли «принцип социализма», стала широко известной благодаря французскому социалисту и экономисту Пьеру Жозефу Прудону (1809—1865), который широко использовал ее в своих сочинениях. Сен-Симон считал, что труд — категорический императив будущего общества. Все должны будут прилагать свои силы для пользы общества, чтобы иметь необходимое для своего развития, кто не способен работать головой на благо общества,  те обязаны работать руками. Рантье и ростовщики по Сен-Симону — эти общественные паразиты, как раковая опухоль, от которой страдает человеческое общество. Именно представители класса производителей приносят наибольшую пользу обществу, должны иметь благоприятные условия для жизни и доступ для управления страной, а для этого они должны иметь необходимое образование.

       С точки зрения Сен-Симона, современное общество формирует справедливость наизнанку, так как те, которые представляют собою положительную полезность, поставлены в подчиненное положение по отношению к людям неспособным, невежественным и безнравственным. Индивидуализм слишком развил и без того сильный эгоизм в человеке; теперь нужно постараться организовать производство на принципах ассоциации, т.е партнёрства и сотрудничества, что приведет к развитию чувств солидарности и взаимовыручки.
     Лозунг индивидуализма — борьба людей друг против друга; лозунг принципа взаимовыгодной ассоциации — борьба людей против нищеты и капризов природы в союзе друг с другом для ликвидации всех негативов. Он считал, что главная задача исполнительной власти государства состоит в организации людей в трудовые ассоциации или общины, где забота о людях труда и улучшение их жизни будет основой развития всего общества.

   Известна его знаменитая «Парабола», в которой он делает предположение, что если общество вдруг потеряет три тысячи своих первых физиков, химиков, физиологов и других учёных, а также наиболее талантливых ведущих инженеров и технологов, конструкторов и изобретателей работающих в ведущих производствах; талантливых организаторов производств и сельских хозяйств, политиков и военноначальников  и т. д. Каковы будут последствия? Так как люди эти составляют основу развития общества, то нация сделается телом без головы и ей нужно будет по крайней мере целое поколение, чтобы возобновить свои потери. Но предположим внезапную смерть трёх тысяч человек другого рода — посредственных, а то и просто бездарных министров, губернаторов, мэров, директоров, префектов и супрефектов, т.е. всякого рода чиновников и начальников, а «кроме того, десяти тысяч собственников, самых богатых, из тех, которые живут по-барски за счёт своего капитала» — и что же? Добродушное население огорчится по доброте душевной, но «из этого несчастья не произойдет никакого зла для государства», так как скоро найдутся тысячи людей, готовых и способных занять места умерших.
   
   Близко подходя к принципу права жить по труду, он предвидел, что пролетариат скоро организуется в рабочий класс и потребует права на участие во власти; лучшая политика поэтому — соединение обладателей власти с рабочими коллективами против эксплуатации капиталом. Общество должно заботиться о возможно более быстром улучшении благосостояния бедного населения; оно должно организоваться таким способом, который всё более содействовал бы достижению этой цели. Указав на успехи развития  науки и техники, Сен-Симон считал, что самая важная наука, которая образует  общество и служит ему основанием —  это наука, которая способствует скорейшему нравственному развитию общества, которая учит не только сострадать и сопереживать, но и участвовать в этом нравственном развитии.
 
    Для борьбы с эгоизмом и для развития братства и взаимопомощи, он требует союза королевской власти с рабочими, на знамени которого было бы написано достижение возможно более равномерного экономического благополучия по труду от общего благосостояния и политического равноправия, что и определяло его утопизм. Ибо никто и никогда не шёл на уступки трудящимся без их борьбы за своё право жить достойно своего труда!

    1825 г. Сен-Симон умер (в Париже) в присутствии своих учеников. Всю жизнь он стремился достичь одного - обеспечить для всех людей свободное развитие их способностей как в общественном труде, так и в устройстве справедливой общественной жизни, чтобы у всех была благополучная жизнь на основе нормированного необходимого труда и распределения средств для жизни от его количества и квалификации как для собственного воспроизводства, так для нормального и свободного развития всего общества.
   
    Надежда современных представителей российской бедноты и угнетённого капиталом населения на благоразумие чиновничества и богачей сродни утопизму первых социалистов, ибо на словах они всегда ратуют за равноправие и справедливость, а на деле заботятся прежде всего о своём благополучии, о сохранении и укреплении своей власти.

    Сен-Симон считал, что всякое общество определяется организацией всех его материальных сил и мировоззрением, соответствующим этой организации. От изменения соотношения материального и духовного зависит ход исторических событий. Законы, которым подчиняются общественные изменения, в процессе научного изучения можно направить на руководство обществом для его развития. Интерес к политике и к социальной стороне жизни народов; изучение исторической науки, как биографии государств, позволяет предвидеть результаты правления в любом обществе.
     Общая формула эволюции общества представлялась ему как последовательность рабства, крепостничества и свободного наёмничества, за которым, в свою очередь, на основе развития образования  и духовного развития человека должна последовать стадия полезного труда каждого для развития всех членов общества на основе партнёрства и сотрудничества. Всё своё учение,  высказанное им в последние годы жизни относительно роли общественного труда и трудящегося человека в развитии общества, сделали его одним из родоначальников социалистического и коммунистического мировоззрения.

   Но сегодня необходимо уже понимать, что без объединения населения угнетаемого капиталом в мощную политическую партию для парламентской борьбы, без победы этой партии в борьбе за равноправие и справедливость, все остальные пути ведут к гражданской войне и к ухудшению положения и так незавидной доли большей части трудоспособного населения. А как живётся нетрудоспособному населению России рассказывать нет смысла, телевизор смотрят все...


Рецензии