Хочу все знать

           Девочка Маша была любознательна и предприимчива. Ее интересовали многие вещи – и как атом устроен, и что едят медведи кроме меда и малины,  и каким образом создан огромный мир, в котором так много непонятного. Вопросов у Маши всегда было много, а ответов - маловато, ведь человеку девяти лет не так просто понять тайны бытия! Конечно, Маша спрашивала взрослых о том, о сем, и не просто спрашивала, а заваливала их вопросами, от чего взрослые терялись и подсовывали ей разные книжки, где, по их мнению,  ребенок мог добыть необходимые ему знания. Маша и добывала, как шахтер уголь. Обложившись книжками в дни затяжных болезней, она читала все подряд. Внимательно прочитав одну книгу и совершенно ничего не поняв, например, о том, как электричество бежит по проводам, Маша хмурила брови, вздыхала и бралась за другую, под интригующим названием «Из чего все». И так, постепенно, она стала что-то понимать, а кое-где и догадываться, но все равно жизнь постоянно ставила в тупик то одним вопросом, то другим. 

         Старших братьев и сестер у Маши не было, имелась только младшая сестра Аня, стало быть, на Маше еще лежала обязанность первопроходца – расчистить тропу, пройдя по которой, младшая сестра могла приникнуть к живительному источнику знаний. Но Аня не  хотела идти Машиной тропой, и источник знаний ее не слишком занимал - она любила играть в куклы и укладывать спать большого медведя Умку с опилками внутри. Поэтому Маше порой приходилось прилагать физические усилия, чтобы Аня росла умницей, ну если проще – она иногда колотила Аню. Но не сильно. Аня тоже была  не лыком шита – сразу бежала жаловаться маме. Маше в очередной раз доставалось от родителей, и все заканчивалось тем, что схватив очередную книгу, она садилась в какой-нибудь угол читать. Нравилось ей также смотреть по телевизору передачу под названием «Хочу все знать!»  Она начиналась всегда одинаково: симпатичный мальчуган в синем комбинезоне с молотком в кармане прилетал верхом на ракете и останавливался перед огромным грецким орехом в некотором замешательстве. Затем он выхватывал из кармана молоток и подступал к ореху со следующими словами:
-Орешек знаний тверд, и все же мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет... киножурнал «Хочу все знать!» - тут мальчик тюкал орех молотком, и из него выплывал номер киножурнала, ну, допустим, № 69.

         Машу всегда удивляло, что такой большой, прекрасный с виду орех – почти пустой, только какой-то номер в нем затерялся, она еще не знала, что так бывает довольно часто. Но мальчик ей очень нравился. Да и киножурнал был что надо! Узнала она там и про Архимеда, и про Пифагора, много всего, в общем, узнала. В телевизоре мальчик и все остальное было черно-белым, зато в кинотеатре перед началом фильма мальчик с орехом представали во всей красе – желтая рубашка, синий комбинезон, коричневый орех.

         Можно подумать, что Маша росла такой оторванной от жизни девочкой-былинкой, тепличным растением, вундеркиндом  в очках.  Но нет, ничего подобного, она была самым обычным ребенком, с редкими двойками по математике, разбитыми чашками, драными колготками. И даже очков у нее не было. Драки с младшей сестрой, споры с родителями, тихие упрямые конфликты с учительницей – всего этого в жизни Маши, как и в жизни любого ребенка, хватало с избытком. Чего ей  больше всего ей хотелось - так это использовать полученные знания на практике, хотя как это сделать, она обычно не знала.  Что толку понимать, как работает электричество, к примеру? Надо, чтобы оно работало, это главное. Но детские  возможности  так ограничены - сиди, рисуй, клей аппликации, возводи домики из кубиков, вместо того, чтобы строить настоящие дома или хотя бы собачью будку!

          Тут как раз в квартире сломался дверной звонок. И семья жила без звонка неделю, если не больше. У папы руки не доходили починить, а больше некому было. Маша каждый день думала, как ей устроить дома звонок, чтобы вся семья обрадовалась, и при этом не сильно бы все ругались. Да, такой парадокс постоянно присутствовал в Машиной жизни. Обычно она хотела как лучше, но получалось как-то наоборот. И вот она думала-думала, да и придумала. И поделилась своей придумкой с подругой Элей.  Обычно Эля очень  осторожно относилась к Машиным затеям, ей совсем не нужны были лишние проблемы. Эля с легкостью училась на одни пятерки, была примером всем, во всем и всегда. Эталон ученицы, в общем. С Машей они дружили с детского сада, в школе сидели за одной партой. Учительница Людмила Петровна очень любила Элю, и было за что – отрада и надежда учителя, знающая ответ на любой вопрос, благонадежная девочка-отличница. А Машу Людмила Петровна не любила и подозревала в регулярном списывании у Эли. Машу такие подозрения оскорбляли, и она из вредности писала во время диктовки по русскому языку заголовок «Диктан...», зная, что Эля, обожающая учет и контроль, обязательно заглянет к ней в тетрадь и укажет на ошибку – отсутствие буквы «т». При этом Эля ни разу не получила замечания от Людмилы Петровны – дескать, зачем она лезет в Машину тетрадь. Если бы вдруг Эля решила залезть в эту тетрадку с ногами, учительница и то, наверное, не возражала бы....

       Тем не менее, Эля и Маша были лучшими подругами, и Маша регулярно втягивала Элю в свои проделки. Вот и сейчас Маша поведала ей, как она здорово придумала провести новый звонок в квартиру. Маша всегда хотела, чтобы звонок был, как в лучших домах Англии – потянул за веревочку – и то ли дверь открылась, а то ли звонок раздался. Или то и другое вместе. Вот она и решила пробить дырку в двери, просунуть сквозь нее веревочку и уже в квартире на веревочку привязать колокольчик. Колокольчик следовало повесить на какой-нибудь маленький гвоздик. И вот, человек подойдет к двери, увидит веревочку, дернет за нее, колокольчик в квартире зазвенит – дверь и откроется. Эля  тщательно изучила проект. Так и этак она раздумывала над ним и, наконец, признала, что ничего опасного нет, идея хорошая, и Маша – молодец, так прекрасно все придумала. Эля, в отличие от Маши жизнь знала гораздо хуже – ее никогда не тянуло изменять пространство. Рисование, куклы, чтение, помощь по хозяйству, уроки создавали ее уютный самодостаточный мир. Хотя идея, по мнению Эли, была замечательная, Маша, исходя из своего опыта, подозревала, что в ней таится масса подвохов. Поэтому они  решили заняться проведением звонка в субботу после школы, когда дома никого не будет – родители Маши по субботам работали, первоклассница Аня училась со второй смены.

       Прибежав домой в субботу после обеда, Маша бросила портфель, чего-то наскоро пожевала и полезла искать молоток и гвоздь, чтобы дырку пробивать. Она никогда не видела, как папа делает дырки в дверях, и не знала, что для этого существует дрель. Поэтому она принялась вбивать в дверь огромный гвоздь, чтобы он образовал дырку в конечном итоге. Пока Маша возилась, пришла Эля, ее отпустили ненадолго, поэтому надо было действовать быстро. Сначала Маша норовила себе все по пальцам попасть молотком, а потом ничего, стала стучать ловко и громко, так громко, что из всех квартир повыскакивали недовольные соседи и начали орать:
- Покоя нет ни днем, ни ночью!
- Выходной день!!
- Все родителям расскажем!!
- А еще девочка!!!
Эля шептала Маше под оглушительный стук молотка:
- Скажи им, скажи, что мы имеем полное право стучать до 11 вечера!
Маша крикнула:
- Мы... Имеем право!.. До 11! – в это время гвоздь слегка согнулся и вбивать его прямо стала гораздо труднее. Маша решила передохнуть и положила молоток на пол. Соседи зловеще сказали:
-Мы сейчас милицию вызовем.
Эля сразу засобиралась домой, ей совсем не нужны были неприятности. Она уже поняла, что в расчеты проектирования звонка  вкрались ошибки. К тому же ей было пора гулять с собакой и пить рыбий жир. Услышав про рыбий жир, Маша с радостью отпустила Элю домой, а когда та убежала, еще немного поколотила гвоздь. Но уже без энтузиазма. Тут и Аня пришла из школы, увидела искореженный огромный гвоздь в двери, вбитый до половины, ужаснулась, показала Маше язык и сказала:
- Да папа тебе, Машка, задаст, вот увидишь!

        И папа действительно задал. Увидев гвоздь в двери и ретивую Машу с молотком, папа сначала долго бушевал и пытался выдернуть гвоздь. Но потом он понял, что на месте гвоздя останется глубокая дыра и уж лучше пусть гвоздь останется в двери – на него можно что-нибудь вешать. И он водрузил туда Машин ранец. После этого папа в два счета починил звонок и пошел ужинать. После ужина настал черед воспитательных мер – папа стыдил Машу, песочил, корил, взывал к ее чувству совести и долга - и так целый час. Измученная воспитанием и физическим трудом Маша твердо обещала впредь вести себя хорошо, вещи не портить, общественный порядок не нарушать и много чего она еще пообещала.Наконец, папа и сам устал увещевать Машу и отправился смотреть телевизор. Ранец остался висеть на гвозде, и сначала Маша гордо вешала его, вставая на стул, потом уже без стула обходилась, а через несколько лет семья переехала в другую квартиру, и полезный  гвоздь достался другим жильцам.


Рецензии