Первый снег

Первый снег приходит каждый год. Поздней осенью или ранней зимой. Снег всегда осторожно и тихо ложится на землю и с его приходом повсюду становится аккуратнее, светлее и чище.
Первому снегу радуются все: люди и животные, птицы и деревья. Ведь первый снег это часть их жизни и, порою, кажется, что вдруг вернулся давний друг или желанный человек. И вновь всем становится спокойнее и лучше.
И на этот раз так оно и было.
Шел первый, мокрый и пушистый снег. За мгновенье он засыпал всё, что мог. Землю, крыши домов, поленницы дров, хрупкий лёд на воде, собачьи будки, не убранные пчелиные домики, плетни и ворота, перевернутые горшки на заборе, запорошил бельё на веревках.
Снег очень старался. Пока деревня ужинала, он успел сделать всё. Навел такую чистоту, что восторг от этой первой свежести переполнил души деревенских жителей.
Встречать долгожданного гостя из деревенских изб выбежала детвора. И веселье началось.
Первые снежки полетели в ворота и поленницы, оставляя выпуклые белые бугорки на створках старых ворот. И тут же появился первый снеговик! С ведром на голове, с оранжевым носом из морковки, с метлой вместо рук, с угольками вместо пуговиц и глаз, с доброй и широкой улыбкой на губах.
Детвора наслаждалась первым снегом и деревенской свободой.
Снег кружил над фонарями одиноких столбов и, кружась в свете желтоватого света, медленно падал на землю. А между тем темнело и приближались сумерки.
Взрослые, закончив свои домашние дела, чаёвничали у самоваров. Вечер заканчивался, дела на этот день были завершены.
Обычно в маленьких деревнях, с наступлением глубокой осени, время отдыха наступало раньше — с появлением первой темноты. Но в этот раз детям, возбуждённым неожиданной радостью, вызванной первым снегом, родители позволили вернуться домой чуть позже.
Пусть побалуются на воздухе, ведь на то оно и детство.
Деревня постепенно засыпала. В избах гас свет.
И только в избе бабки Саши вместо электричества горела свеча. Свет она всегда экономила и включала его редко.
Бабка Саша не любила детей. Да она не очень-то любила и взрослых.
Никому не доверяла, и почти ни с кем не общалась. У неё была своя жизнь, понятная только ей. Она ни в ком не нуждалась.
А деревенским соседям она казалась непонятным человеком. Жила без детей, без родственников, без добрых знакомых.
В эту почти семейную деревеньку бабка Саша приехала не так уж давно. Она поселилась в крошечном домике, заняв его после смерти одной старушки.
Приехала, как рассказывали, с расселённого хутора, где долгое время жила там так же совсем одна. На хуторе никогда не было света, и ещё много того, что улучшало бы незамысловатую деревенскую жизнь.
Бабка и в этой деревеньке редко ходила в магазин, ни с кем не разговаривала, ни у кого ничего не спрашивала, и никому ничего не давала. Она всегда запирала свои ворота и двери на цепи с замками, почти совсем не открывала занавески на окнах. К себе в дом она никого не приглашала, по гостям не ходила.
Почти никто о ней ничего толком не знал, да особенно и не интересовался — повода бабка Саша для этого не давала.
И только деревенская ребятня наблюдала за нею, нарочно вызывая её к общению.
Всё же у бабки Саши была одна родственная душа. Её кот. Никто не слышал, как она его называла. В деревне говорили, что только кот и был её другом.
Со стороны казалось, что он был и хозяином и сторожем бабки Саши. Он и был её частью. Наверное, только его она и любила.
Бабка Саша никогда не просила для своего кота коровьего молока, хотя сердобольные женщины частенько оставляли у закрытых ворот бабки наполненные молоком банки.
— Как хочет, пусть хоть сама пьет, или своему Барсику споит, — говорили они.
Бабка Саша от молока никогда не отказывалась. Она оставляла, пустую банку на столбе деревянных домашних ворот.
Дети недолюбливали бабку Сашу, частенько хотели насолить ей. После очередной ребячьей проделки она всегда ворчала, ругала ребят и недовольная уползала в дом.
Она так и оставалась «хуторянкой», будто никуда не переселялась со своего прежнего хутора.
Но первый снег изменил её отношение к соседям, и подружил её с деревенской ребятней.
А случилось это так.
Первый огромный снеговик величаво стоял посередине дороги, обозначенной деревенскими заборами. Снеговик стоял как вкопанный, улыбаясь во весь свой чернильный рот. Ежедневно Дед Мороз вдыхал в него холодную силу, укреплял его выкатанное детскими руками снежное тело.
Детвора была довольна. Снеговик у них получился, за что и был принят в их компанию. Кто­то из ребят предложил слепить ему снежного друга, ещё одного снеговика.
Вот и готов, дружок! Большой и лучше первого! И похож он на кого­то!? Как будто на родственника бабки Саши! А может он то и появился у неё с первым снегом?
И решили дети закатить снеговика в ворота бабки Саши. Пусть будет: будто к ней приехал Гость!
Деревня спала. Бабка Саша не была исключением. И даже её безымянный кот, наверняка, дремал на теплой русской печке.
Ребята старались, как можно тише переместить снеговика в ворота бабки. Они шептались, сдерживая хохот, и воображали её удивление.
Вот всё и готово! Снеговик стоит в воротах. Можно и по домам. Все предвкушают, как утром бабка Саша не сможет выйти из дома. Ей придётся поработать, пока не разрушит незваного гостя.
Крепкий детский утренний сон был прерван громкими разговорами взрослых на улице.
Можно было легко догадаться, по какому поводу собрались соседи у бабки Сашиного дома.
Бабка Саша вовсю суетилась по другую сторону забора, пытаясь снять с ледяного тела незваного гостя примерзшую цепь. Снеговик приветливо улыбался своим чёрным ртом, посматривал на хозяйку, будто укорял её за негостеприимство.
Бабка Саша, ругаясь, просила о помощи.
Сосед принес лопату и, немало повозившись, разрушил застывшего снежного гостя.
Так и наступил новой день очередной зимы деревеньки.
А когда начало смеркаться, старушка Саша удивила всех деревенских не меньше, чем удивил её незваный снежный гость.
Она обошла все деревенские избы и пригласила всех к себе на домашние пироги. Никто в этот раз не отказался.
На бабки Сашином столе гостеприимно пыхтел старинный медный самовар. Она заварила чай из каких-то необыкновенных трав, собранных и высушенных по старинным бабушкиным рецептам. Все бабкины соседи с удовольствием пили чай, не отказываясь от следующей чашки. И взрослые и дети впервые собрались в избе бабки Саши на это примирительное старушечье угощение.
Кто знает, может быть, именно в этот вечер и произошли чудесные изменения в её одинокой душе. Больше она никогда детей не ругала.


Рецензии