Мое детство прошло на кладбище
Ну конечно не все детство, и не все время на кладбище. Я уже не помню, как и
почему, но посещение детского садика на Большой Почтовой, сменялось вдруг периодами, когда кому-то нужно было со мной "сидеть". Бабушка "строила социализм", как говорила мама, сама мама была в оборонной теме и работала по 12 часов в сутки. Другом нашего дома была "Тетя Анюта". Та самая тетя Анюта, которой я в пять лет сказал: " Ты подожди , я вырасту и на тебе женюсь.." Видать ,было что-то в этой женщине, если она смогла так рано пробудить в малютке, матримониальные устремления. Я удивительно хорошо ее помню. Она была быстрой, веселой, четкой .Летящей какой-то. Не зря ,наверное, работала в ЦАГИ. Были у нее, кажется, брат и сестра, и все они были связаны с авиацией. Жила она в Лефортово. Вот с ней-то мы и гуляли на Немецком кладбище. Ну, Введенское, конечно, но в те годы иначе как Немецким, никто у нас, его не называл. Так и угнездилось в памяти. Там было прохладно в любую жару, там ,в многочисленных сиреневых и жасминовых кустах, свистели, щелкали и трещали, птички разные. Там стояли таинственные склепы с колоннами и громоздились памятники из черного мрамора. Конкретного помню мало. Могилу летчиков эскадрильи "Нормандия-Неман" - помню. Ну это понятно, летчики для пятилетнего пацана. .Помню еще большой некрополь с колоннами, а под крышей мозаика или фрески, на которой видны фигуры людей, переправляющихся через реку на лодке. Харон, так я понимаю сейчас. Больше, кажется, ничего не помню. Но вот ощущение покоя и тихой грусти живо и сейчас во мне.
Дельта Волги. Сухая, выжженная солнцем, земля Западного Казахстана. Затерянный в степи разъезд, на котором поезд просто замедлял ход. Мы спрыгнули с подножки вагона, предварительно метнув с откоса наши рюкзаки. В километре от железной дороги, в голой степи ,лежали, полу засыпанные могильные камни. Густавы, Иоганны ,Матильды и Анны. Это было тоже немецкое кладбище. И старинное. Скорей всего немецкие колонисты, еще с екатерининских времен. Но что они там делали.? Где жили? Никаких следов. Ощущение полной заброшенности и унылости. Гибель неизвестной цивилизации.
Поселок Иодкранте на Куршской косе. На пригорке кладбище. Те же Эммы и Вальтеры. Это Пруссия. Ухоженные могилы под медно-бронзовыми прибалтийскими соснами. Чисто ,бодро и почти весело.
Да, но я ведь совсем не о немецких кладбищах хотел. Я тут хоронил тестя. Приехали на Щербинское кладбище и понесли его в часовню. Стоит такая новодельская часовня из красного отделочного кирпича .Леонид Иванович, хоть и был крестьянского рода, но креста никогда не носил, да и вообще похоже религия в его жизни никаким боком не жила. Сибирский мужик, большой и красивый. Охота , рыбалка друзья и бабы. Все нормально. Но добр был и очень не глуп. Я его любил, теперь вот жалею, что ни разу ему об этом не сказал. Ну да ладно. В общем, занесли мы гроб в часовенку и началось отпевание. Я пошел на улицу. Тяжело мне было на это смотреть ,да и задыхаюсь я там-кашляю. Справа от часовни, в ограде , раскинулась так сказать VIP-зона. Огроменный из отполированного коричневого мрамора памятник. В натуральную величину ,сидит человек, небрежно перекинув через колено пиджак. За его спиной вертикальная стела, на которой "выходные данные" Понятное дело, армянский бандюган. Сероб Акопович что ли. А на самом верху выбито "ГЕРА". Кличка значит. На большой горизонтальной плите, прощание родных в стихотворной форме. Начал читать и замутило меня совсем. И такой пошлой и глупой помпезностью несет от всего этого. Даже мрамор пластмассовым кажется. И подумалось еще: ну что же они себя под собачьими кличками хоронят!. Да! Ну и кресты конечно, из расстегнутого ворота рубашки у Геры крест вываливается. Рядом памятник поскромнее, но тоже из мрамора. Велиев Исмаил Борисович. У этого крестов, слава Богу нет. Азербайджанец или татарин.И грохнули его видать в 26 лет. Побрел дальше а там господин Кишмишев. Тут меня смех стал разбирать и ушел я ,от греха, курить на лавочку. Потом уже на участке, где захоронили Леонида Ивановича, пошел опять читать фамилии .Здесь народ простой и в основном, русский. Смотрю:" ЕВРЕЕВ ИВАН НИКОДИМОВИЧ" Вот думаю, бедолага .Как же ему жилось с такой фамилией, этому судя по всему, обычному человеку. Ряды простых памятников и на всех кресты. .Подумал вот о чем. А придется археологам копаться тут через 2000 лет. Ведь голову сломают. До 90-х годов то ли язычники похоронены, то ли атеисты. А потом вдруг все христиане. Как набег гиксосов в Древнем Египте. Почему? Как так? Научная загадка. И вот иду я среди крестов этих и вдруг...Оп! Памятник стоит. Такой же простой, и не давний, а на нем фотография и не крест выбит, а звезда наша советская. Мужик чем-то на артиста Назарова похож. Только взгляд твердый и уверенный. СПИРИН ВАСИЛИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ. И сказал я вроде, даже вслух. Молодец Василий Константинныч! Уважаю! Ты мужик! Ты сам по себе! А потом пошел дождь
Свидетельство о публикации №212032602154