Жизнь Юрия Феличкина 30

Жизнь Юрия Феличкина 30.
    Работая преподавателем в Самаркандском университете, я вывел для себя такую формулу:  ученым может ты не быть, а кандидатом быть обязан.В 1966 году я засел за диссертацию, а в 1966 году защитился. Тема «Передача национального колорита при переводе стихов Блока, Маяковского, Твардовского, Есенина.» И вот я «юный»  кандидат  наук в 62  года.
    Мое прошлое   какое-то время меня «не отпускало».Вот такой случай. На кафедру французского языка зашли двое туристов-французов- муж и жена. Для беседы собрались все преподаватели, знающие  французский. В разговоре я сказал даме, что она, наверное, бретонка. Моя  собеседница удивилась: откуда вы знаете.
-Акцент…Я был женат на бретонке…
   Ее муж, француз, довольно хорошо говорил по-русски. Он говорил, какие  книги он  купил в Самарканде и употребил слово «кантин». Слово это имеет двоякое значение: кантин как столовая или буфет и «кантин»-это офицерский чемодан  из  дюралиминия. Меня это заинтересовало…На поверку вышло, что это был не просто  турист, а французский  военный атташе полковник Ш., нелегально  путешествующий по стране с аппаратурой для  спецфотографирования…Так одно  слово  может подвести  разведчика.
   Итак, как я уже сказал, я защитил  кандидатскую диссертацию и 13 лет трудился  «на ниве просвещения», заведовал кафедрами в ВУЗах в Самарканде, Владимире, Таганроге и Измаиле.
     В течение 20 лет я искал своего сына, которого из Берлина  во Францию увезла моя жена-француженка. Поиски были трудными, так как во Франции нет системы адресных столов. И даже Международный Красный Крест не смог мне помочь. Тогда   я написал  письмо президенту Франции Жоржу Помпиду, и сын нашелся…
   Бродя по Парижу в 1978 году, я проходил по улице Лурмель, где жил в 30-ые годы.Рядом было подворье, что-то вроде  монастыря для престарелых женщин. Руководила им до войны мать Мария ( Кузьмина-Караваева),замечательная русская женщина, пошедшая в крематорий вместо советской женщины еврейки, соседки по бараку. Тогда же был арестован и священник Смирнов за то, что они с Марией делали  фальшивые документы для евреев, желая спасти их. Смирнов попал в Бухенвальд, но выжил, и  вот мы увиделись. Вспомнили, конечно, Марию…
    Не помню, кому принадлежит мысль, что на склоне лет не следует возвращаться туда, где прошла молодость.С грустью я бродил  по знакомым улицам. Здесь я жил, работал, любил, воевал. Воспоминания были разными, но в основном, печальные. Почти ВСЕ  умерли те, кого я знал. И все же перед отъездом из Парижа произошла одна встреча не только  печальная, но и комичная. Я зашел в церковь на улице Дарю, построенную еще
в Х1Х  веке.В правом притворе этой  церкви я увидел изображение Николая 11 в виде иконы с венцом великомученика вокруг головы. Эмигрантская церковь тогда еще  причислила  последнего русского царя -к лику святых.
    Оканчивалась служба. На паперти появился архиепископ Парижский. К нему подошла  женщина в полумонашеском одеянии. Получила благословение и поцеловала руку архиепископу, и, к моему удивлению, он тоже поцеловал ей руку. Я спросил у рядом стоявшего  старичка: кто это женщина? «Это княгиня Шаховская, почетный председатель эмигрантского комитета…»,-ответил старик. «Не Зинаида ли?»  «Да, Зианида…»
   Я знал ее в молодости. У Ивана Шаховского, который стал епископом Нью-Йорским, было  две дочери. Как острили брюссельские кавалеры в 1925 году, Наташа-красавица и дура, а Зинанида- умница  и уродина…Прошло 53 года…, и мы встретились.. "Как же мне Вас называть Юрий Михайлович или милый Юрочка…» И пошли воспоминания… "Итак, Юрочка, я спешу, но до встречи в будущее воскресенье.» «Увы, Зина, у меня в кармане лежит билет на завтра…»
   На другой день я уехал....
  Время течет и с приближением  конца своей жизни человек нередко спрашивает себя, что ты сделал в этой жизни, что сделал для страны, для своего народа.? Могу только  повторить, что много раз я в жизни опаздывал: опоздал родиться, чтобы участвовать в революции ,опоздал из-за контузии на войну с фашистами в Испании, опоздал получить образование, опоздал  стать прадедом, опоздал с возвращением на Родину и не смог защищать ее в годы второй  мировой  войны в рядах ее армии.. Всех опозданий не перечтешь…


Рецензии