Избранный народ Божий Мэри Роулендсон в плену

ИЗБРАННЫЙ НАРОД БОЖИЙ: МЭРИ РОУЛЕНДСОН В ПЛЕНУ
Кэролайн Глисон
http://history.hanover.edu/hhr/hhr4-2.html
 

С насилием и жестоким столкновением между индейцами (1) и британскими колонистами в Массачусетсе во время войны короля Филиппа (1675-1676) вырос новый литературный жанр. Некоторые колонисты, которые были узниками индейцев, после своего выкупа написали автобиографические опыты. Эти повествования о плене привлекли большую аудиторию и интерес к ним продолжился и в XIXв. (2). После своего захвата и выкупа Мэри Роулендсон опубликовала то, что многие называют «первым американским бестселлером», под названием «Повесть о пленении и возвращении миссис Мэри Роулендсон» (3). Благодаря своему использованию Писания для изображения отношений между индейцами и пуританскими колонистами Роулендсон усилила традиционную концепцию провидения, проповедовавшуюся пуританами уже несколько десятилетий.
Мэри Роулендсон полагалась на промысел Божий и свою веру, поддерживая себя весь период плена. В феврале 1675 г. индейцы разграбили город Ланкастер. Она, жена служителя, была одной из 24 горожан, попавших в плен (4). Оказавшись без мужа и всех детей, кроме одного, она целиком зависела от Библии – единственного, что удалось спасти от разграбления – в том, чтобы выжить (5). Вера в возможность выкупа и воссоединения с мужем и выжившими детьми подтвердила ее веру в провидение Божье.
Пуритане основывали свою концепцию провидения на идее особого завета с Богом. Джон Уинтроп в своей «Модели христианского милосердия» выразил убеждение, что пуритане есть избранный народ Божий. В 1630 году, обращаясь к пуританским колонистам, плывущим в Новый Свет на корабле «Арабелла», он говорил о «нашем Боге» и о пуританах как «Его народе». Он повторял своим товарищам: «Мы вступили в завет с Ним, и пусть наша крошечная община станет Градом на холме, который светит всем людям» (6). Уинтроп считал, что пуритане были обязаны исполнить завет с Богом, выступив в качестве примера идеальной христианской общины для всего мира. Бог, в свою очередь, защитит Свой избранный народ. В «Божьем обетовании насаждению Его» Джон Коттон, современник Уинтропа, пояснил, что «то, что Бог насадил, Он будет поддерживать… и Его плантация получит успех и будет процветать». Коттон призвал пуритан «следить за тем, чтобы установления Бога были насаждены среди вас», потому что «как только соблюдение Божьих установлений прекратится, ваша безопасность исчезнет» (7). Коттон предупредил своих коллег, что нарушение завета с Богом приведет к утрате Его защиты над Своим народом.
Приводя библейский рассказ об Иосифе, Роулендсон продемонстрировала свое мнение, что пуритане были избранным народом Божиим. Размышляя о нападении индейцев на Ланкастер, которое состоялось после того, как войска, защищающие город, ушли из-за отсутствия жалованья, она написала, что «Бог правит среди Своих святых до конца». «Будет ли в городе зло, которое Господь не попустил бы? Те, кто не скорбели скорбью Иосифа, сами пошли в плен во главе плененных. Это сделал Господь, и это было дивно в очах наших» (8).
Бог наказал братьев Иосифа, у которых не было раскаяния за продажу брата в рабство, и они, ничего не подозревая, сами попали в плен, после того как совершили грех. Ссылаясь на эту библейскую историю, Роулендсон сравнивает грех братьев Иосифа с грешными колонистами Новой Англии. Когда индейцы запретили Мэри посещать ее дочь, она начала размышлять так: «Один ребенок умер, еще один в пустыне, где я не знаю, к третьему же мне не позволили приблизиться». Она вспомнила о горе Иакова, сказавшего Богу: «Иосифа нет, Симеона нет, и вы примете и Вениамина» (9). Сравнивая свой плен и отрыв от детей с историей Иосифа, Роулендсон продолжает отождествлять пуританских колонистов с избранным народом Писания, Израилем.
Мэри верила, что Бог наказывает Свой народ за нарушение завета с Ним Его избранным народом. Она описывала отношения между индейцами и колонистами как особо устроенные Богом. О нападении индейцев она рассказывает, приписывая кару не им, но Богу, когда цитирует: «Вот дела Господни, какие опустошения Он произвел на земле» (10). Размышляя о побеге индейцев, обремененных своими ранеными, из-под английской стражи, она приходит к выводу, что «Бог укрепил их быть бедствием для Своего народа». Роулендсон считает, что «зрелище наших порочных и злых дел так оскорбляет Господа, что вместо того, чтобы повернуть Свою руку против наших врагов, Он кормит и питает их». Она усиливает взгляд, что Бог наказал Своих людей через индейцев, цитируя Писание, где Бог говорит: «О, если бы Мой народ следовал Мне, и Израиль ходил Моими путями, я бы покорил их противников и поднял руку на Своих врагов».  Победа индейцев над пуританами была результатом нежелания последних соблюдать завет с Богом. Предупреждение, данное Коттоном более 40 лет назад, что колонисты «выродятся, если пойдут своими путями», стало пророчеством для Роулендсон (12).
Пуритански ориентированное восприятие Роулендсон ее плена исходило из того, что она воспринимала индейцев лишь как инструмент Бога в Его завете с пуританами. На протяжении всего повествования она называет пуритан, и никогда не индейцев, мотивом к действиям Бога. Когда индейцам сопутствовал успех, она считала, что это не от заслуг индейцев, а от грехов колонистов. После выкупа и воссоединения с семьей она пишет: «Теперь я вижу, что Писание исполнено… Хотя бы ты был изгнан до края земли, и оттуда Я. Господь, Бог твой, соберу тебя… И будет непоколебим Бог, и все проклятия придут на врагов твоих, на ненавидящих тебя, которые гнали тебя» (13).
Таким образом, Роулендсон показала, что Бог будет действовать против людей именно потому, что они враги пуритан.   По ее мнению, грехи колонистов, которые уклонились от своего завета с Богом, Бог покарал через индейцев как средство наказания.
Придерживаясь в своем повествовании Писания, Роулендсон приходит к выводу, что Бог устроил обстоятельства ее плена, и, как Всемогущий контролируя все человечество, Он действовал с особой целью. Бог устрояет отношения между индейцами и пуританскими колонистами в пользу индейцев, когда колонисты уходят с духовного пути, и в пользу пуритан, когда они начинают признавать свою зависимость от Бога. Бог не наказывает и не награждает индейцев, но они лишь средство, которое Он использует против грешащих пуритан Новой Англии. Роулендсон считала, что наказание Богом колонистов было проявлением Его любви: «кого любит Бог, того наказывает» (14). Поскольку она верит в завет между пуританами и Богом, она стремится жить по Писанию и исполнять свою сторону завета. Ее выкуп подтвердил ее веру в особые отношения Бога со Своими избранными.   
 
1. Я предпочитаю для обозначения коренных американцев термин, употребляемы самим автором.
2. David Freeman Hawke, The Colonial Experience (Indianapolis: Bobbs-Merrill, 1966), 307.
3. John Demos, "War and Captivity," Remarkable Providences, ed. John Demos (Boston: North Eastern UP, 1991), 344.
4. Mary Rowlandson, "Narrative of the Captivity and Restoration of Mrs. Mary Rowlandson: Extracts," Remarkable Providences, 347.
5. Ibid., 347.
6. John Winthrop, "A Modell of Christian Charity," Settlements to Society: 1607-1763, ed. Jack P. Greene. (New York: Norton, 1975), 68.
7. John Cotton, "God's Promise to His Plantations," Settlements to Society, 65-6.
8. Rowlandson, 364.
9. Ibid., 351.
10. Ibid., 346.
11. Ibid., 355.
12. Cotton, 65.
13. Rowlandson, 369-70.
14. Ibid., 371.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии