***

                Малыш
                Глава 1
     Это крохотное событие в моей   жизни произошло 45 лет назад, но я до сих пор не забыл о нем. Просто сейчас, спустя годы, по -другому  стал смотреть на вещи, происходившие там и переосмысливать их. Тогда мне это казалось просто летним приключением, одним из многих, которыми была полна моя молодость. Сегодня же  для меня это был счастливый и драматичный кусочек времени  с интересными событиями и людьми, который судьбе было угодно подарить мне.
    В те годы я был одержим путешествиями и каждое лето, имея месяц отпуска, отправлялся один, или с приятелем в неизвестные мне края. Передвигался я к месту своего назначения с  помощью «автостопа», который в те годы был распространен среди молодежи, а в Ленинграде я был одним из первых автостопистов  и не раз выступал по городскому радио с  советами и рекомендациями для будущих путешественников. Езда на «автостопе»  освобождала нас от  платежей за транспорт и, двигаясь на попутных машинах, которые мы останавливали, стоя на  обочине ,  расплачивались специальными талонами, полученными в клубе туристов. Таким образом, можно было добраться в любое место, по крайней мере,где существуют автомобильные дороги,  бесплатно.По талонам, полученным  шоферами,  разыгрывалась лотерея, а на выигрышные номера   вручались  ценные подарки. Кроме того, по словам самих  водителей им было не так скучно коротать  долгую дорогу. Таким образом , всем было хорошо.
     Итак, на этот раз я вынужден был поехать на юг в одиночестве,так как у моего приятеля в  последний момент появились срочные дела. Я решил двинуться в Крым через Симферополь и оттуда проехать или пройти, где как удасться, южное побережье вплоть до Евпатории и вернуться домой по киевскому шоссе. Кроме того, я наметил остановиться либо в Алуште , либо в Алупке  на несколько дней, чтобы немного отдохнуть, позагорать и купнуться  в Черном море. Первую половину пути я выполнил согласно плану  и через три дня, двигаясь на попутных машинах,благополучно добрался до Алушты, где снял комнату недалеко от моря и  решил бросить здесь «якорь» дня на три. Там случайно  я встретил еще пару ленинградцев с которыми хорошо провел время и затем отправился по намеченному маршруту на Ялту, и в Севастополь. До Ялты я добрался местным автобусом,где заночевал в дешовой  гостинице.Название ее уже забылось,зато хорошо помню памятник Ленину во весь рост на центральной площади.
      На следующий день мне предстояла довольно длинная и сложная дорога от Ялты до  Севастополя, которую водители называют «500 поворотов».Точное их количество  подтвердить не могу, но скажу,что их было много и большинство под 180 градусов друг к  другу. В результате, одной женщине стало плохо и водитель автобуса решил остановиться и дать людям немного прийти в себя.  Судьбе было угодно,чтобы я оказался  в прекрасном  живописнейшем месте в горах, описанном многими известными писателями под названием  Форос.   У  самой дороги на краю обрыва уютно расположился небольшой ресторанчик, куда я ,не дожидаясь приглашения и направился , как только его заметил. Водитель автобуса дал  полчаса времени на обед и почти все пассажиры вслед за мной ринулись туда же.  Мест свободных было мало и я пристроился за столиком,где уже сидели двое парней. Сделав заказ, я разговорился с  соседями, молодыми ребятами, направлявшимися на  своей машине из Донецка  на мыс Тарханкут, который находился ниже Фороса на берегу моря в западной части побережья Крыма. Оказывается там их знакомые из донецкого медицинского института,а также геологи и студенты  должны были  установить  на глубине 12 метров  подводный дом и  провести исследования длительного нахождения человека под водой. Дончане  вкратце рассказали мне об этом и, увидев, как загорелись мои глаза,спросили,что я могу делать. Случилось так,что им требовался механик, разбирающийся    в компрессорах и дизельных моторах. А это был мой профиль. Они предложили поехать с ними,если мне это интересно. Дело было к вечеру, необходимо было думать о ночлеге, да  и предложение было очень заманчиво. Долго я не размышлял  и   автобус ушел на Севастополь без меня, я же двинулся  с новыми друзьями   на мыс Тарханкут навстречу своим очередным  приключениям.
                Глава  2
      По дороге в лагерь ребята ввели меня немного в курс дела и рассказали историю создания подводного дома под названием  «Акванавт». 
     В  начале  60-х годов прошлого века началась эпоха покорения не только космоса, но и подводного мира. В Америке и во Франции на  разработку подводных домов тратились  миллионы долларов. Знаменитый  исследователь  подводного мира Жак-Ив Кусто в 1962 году установил подводный дом на глубине 10 метров и в ней 7 дней прожили  два акванавта. В 1963 году Кусто установил несколько домов, в которых пятеро акванавтов прожили месяц, а в 1965 году дом Кусто  уже опустился на рекордную глубину в 100 метров и  шесть акванавтов прожили в нем 22 дня. Подобные исследования проводили и ВМС  США. Все работы были засекречены ,но  информация все равно просачивалась в СССР.
      В 1966 году в Донецке был организован  клуб аквалангистов «Акванавт».В него входили главным образом любители подводного плавания с аквалангом. В какой-то момент им это занятие наскучило и на заседании клуба  в марте 1966 года решено было заняться изучением длительного пребывания человека под водой.  Предложение было одобрено и проект был назван «Акванавт-66».Начинали  буквально с нуля и собирали все с мира по нитке. Восстановили старый компрессор и другое оборудование за счет  собственного времени и средств. Около 100 человек выехали на мыс Тарханкут в собственный отпуск и монтировали круглосуточно подводный дом без элементарных удобств, сбросившись по 85 рублей на  проживание с человека. Можно сказать, на одном  голом энтузиазме в  марте решили ,а в августе установили подводный дом и первый акванавт поселился в нем на глубине 11 метров. Все это было год назад.В этом же году было решено установить второй  подводный дом с более расширенными задачами и другого  дизайна.
      Тарханкут представляет из себя голые скалы с колючками. Когда –то здесь была греческая крепость, но от нее осталось только кладбище и колодец возле кошары.Зато место было уединенное и туристы сюда не добирались. Это и решило вопрос установки базы именно здесь.
      Добрались до места мы  быстро и  я  был представлен начальнику лагеря, который встретил меня довольно дружелюбно, несмотря на неожиданность моего появления. Кроме того,он подтвердил, что специалисты любого профиля ему  нужны, особенно те ,кто мог круглое катать и плоское таскать. Узнав, что у меня есть  пару недель отпуска, он попросил  найти  мне местечко в какой нибудь палатке, что и было оперативно сделано. Вечер я провел, знакомясь с ребятами  и девушками, которым тоже предстояло участвовать в этом эксперименте и жить в подводном доме.В большинстве своем  «акванавты», как они себя называли, были в возрасте до 30-ти лет. Я познакомился с лагерем и мне показали подводный трехсекционный дом,который предстояло еще опустить на глубину 12 метров недалеко от берега.   Поужинал я вместе со всеми, заплатив 50 рублей  авансом за  «постой» в лагере.Еду  привозили 2 раза в день на машине из ближайшего дома  отдыха. Там же доставали и крепкие напитки.  Все были молодые  и вокруг царил  юмор, шутки и смех, хоть работы хватало всем.  «Акванавты» ежедневно  плавали с  аквалангом в нашей бухточке. Там был   живописный грот, который соединял море с небольшим озерцом. Другие занимались подготовкой к спуску подводного дома в воду, что  было при отсутствии специальной техники весьма не просто. Кроме того, компрессор,который должен был поддерживать постоянное давление в подводном доме, был старый, работал ненадежно, так что его приходилось часто ремонтировать.Пока же его использовали для подкачки баллонов в аквалангах. Все работали добросовестно и никакого разделения между начальством и подчиненными не было. Да и начальство это было никем не назначенное, а просто ребята ,признанные таковыми за свой авторитет и знания. Каждый делал свое дело.  Собирались вместе только, чтобы  обсудить какой-либо вопрос и как его лучше решить. Я ,конечно, не упускал случая,чтобы научиться пользоваться аквалангом и опускаться с ним на глубину. Раньше я плавал только с трубкой и маской и даже охотился на мелкую рыбешку с помощью самодельного подводного ружья. Сейчас же я попал в компанию опытных аквалангистов и грех  был не освоить их опыт и уменье. В начале было трудно,особенно при погружении на глубину до 10 метров и возвращении обратно на поверхность  с предварительной продувкой. Дня через три я это освоил и плавал совершенно спокойно. Особенно мне нравилось плавание с аквалангом ночью. Мы привязывались друг к другу веревками, а свободный конец прицеплялся к кусту на берегу.При погружении в воду теряется ощущение дна и поверхности  и создается впечатление невесомости, как в космосе. Только веревка напоминает ,что ты находишься в связке с другими. Спящие рыбы, висят в воде ,как игрушки на  елке и их можно взять руками или наколоть вилкой и положить в сумку.
      Тем временем дом был готов к погружению. Он был 3-х секционный и имел внутри  четыре  помещения, где одновременно могли жить пять человек. В качестве балласта использовались четыре бетонных блока, которые надо было разместить на дне и прикрепить к ним троссами подводный дом, который необходимо было погрузить на глубине 12 метров. Задача была не из простых, но пригодился прошлогодний опыт установки «Акванавта-66». Дом поставили на свое место и закрепили на дне балласт за два дня. Участвовали в этой инженерной операции  все. Затем подключили компрессор, который должен был  поддерживать внутри дома давление не меньше 2 атм. Перед тем как акванавтам устроиться в доме, пару человек спустились туда, чтобы проверить освещение, связь и подачу воздуха  и установили  клетки с морской свинкой, крысой и кроликом для соответствующих медицинских опытов. Наконец настал день и час, когда     пять акванавтов один за    другим под возгласы всевозможных пожеланий остающихся на берегу  болельщиков, скрылись под водой, чтобы появиться  вновь  ровно через неделю. Втечение этого времени  регулярно кто-нибудь из  медиков спускался  к ним  и делал различные медицинские замеры.Кроме того, несколько раз в день доставляли  еду. Для улучшения настроения  спускали  им  иногда и черное кофе. Первые два дня  смесь,которой они дышали, приводила  их в состояние эйфории , но потом это проходило.Акванавты постоянно были на связи с берегом.
                Глава 3
     А на берегу тоже скучно не было. Как только акванавты спустились в дом, тут же появились журналисты местных украинских газет и «Комсомольской правды»  и начали брать интервью  и фотографировать.О дате спуска акванавтов они ,видимо, были предупреждены  заранее. Кроме СМИ  начали атаковывать нас всевозможные затейники и экстрасенсы.Они собирали всю команду и устраивали сеансы гипноза. Короче говоря, скучно не было.
       Самое же интересное  находилось к западу  от нас, буквально в  километре, а может быть и чуть меньше. Там была небольшая бухта, в которой расположилась группа исследователей с Севастопольского военного НИИ.  Они набдлюдали за дельфинами, плавающими  в специальных вольерах. Вольеры были установлены недалеко от берега. В одном вольере  было 4 дельфина ,а в другом - дельфиниха-мать с детенышем. На берегу стояло 4 палатки ,   где располагались магнитофоны, записывающие звуки, издаваемые дельфинами  и тренерская группа. Ребята были молодые и мы с ними быстро познакомились, тем более, что, плавая с аквалангами, мы могли подолгу находиться в воде, помогая им проводить различные опыты.  Задача,как они нам объяснили, заключалась в установлении  активного безбоязненного контакта с дельфинами.Кроме того, животных тренировали находить торпеды и мины на глубине до 120 метров и атаковывать суда с миной,привязанной к спине,подобно камикадзе.
     Для начала  нам разрешили поплавать вместе с дельфинами и покормить их рыбой прямо из рук.  Я подплывал к вольеру снаружи и протягивал рыбу сквозь сетку. Затем по их дружелюбному поведению я понял,что бояться их не надо и мы  с приятелем забирались внутрь вольера,  кормили и даже плавали с ними в обнимку.Единственно, тренеры предупреждали нас  не закрывать отверстие на голове,через которое они дышали. Мы приходили кормить их ежедневно в одно и тоже время и так приучили  их ,что перед кормежкой они  всегда  ждали нас, когда мы появлялись в бухте и издавали, как мне казалось, восторженные звуки. Надо сказать, они постоянно издавали какие-то звуки, похожие на писк , свист, а иногда и щелканье.С помощью этих звуков они переговаривались друг с другом, а испытатели на берегу записывали их на магнитофон и анализировали, чтобы определить команды,которые передаются этими  звуками.Известно, что дельфины  обладают высоким интелектом и самым большим по объему мозгом среди  всех животных.Кроме того, хоть это и удивительно, не известно за что они прекрасно относятся к человеку и имеется масса случаев, когда они спасали людей ,попавших в море в критическую ситуацию.
        Благодаря этому с дельфинами легко установить контакт и научить  выполнять различные команды. Например, их выпускали по одному из вольеров и они плыли в сторону старого  сторожевика времен войны, используемого для опытов и стоящего в миле от берега, который с помощью специального устройства издавал соответствующие звуки.  Затем дельфины разворачивались и направлялись к берегу в сторону своего  вольера, откуда им  также шли сигналы.Имелся здесь и вольный дельфин,который не хотел сидеть в  вольере и  гулял сам по себе в открытом море, но постоянно, через день-два возвращался в нашу бухту,вероятно, пообщаться и затем ,побыв пару часов, опять уходил в  неизвестном направлении.
        Особенно мне нравился молодой дельфинчик, которого я назвал «Малыш», плавающий в одном вольере со своей матерью по имени «Пегги». Его непосредственность меня умиляла.При моем появлении на берегу он с неимоверной скоростью  начинал носиться по вольеру,выпрыгивая метра на два из воды и плюхаясь обратно хвостом вперед. Когда я подплывал к нему, он тыкался в меня своей мордочкой и ласкался ,как котенок. При этом рот он растягивал так, что на лице у него постоянно было выражение улыбки. После такого приема ему трудно было  в чем-то отказать. Я его кормил отборными кусками рыбы и гладил рядом с плавниками, где, как подсказали тренеры, ему было больше всего приятно.Затем, видимо, в знак благодарности, он поворачивался ко мне хвостом, давая понять, чтобы я за него схватился и мы катались с ним этаким « трамвайчиком» вдоль вольера . Затем мы кормили его мать Пегги. Это была  здоровая дельфиниха, которая  позволяла  нам забраться к себе на спину и, держась за верхний плавник  мы катались на  ней. Она старалась плыть  не очень быстро и не погружаясь  на глубину, очевидно понимая, что нам это опасно.Мы были поражены интелектом этих животных и, можно сказать, мерой их ответственности, когда  однажды с приятелем,  на спор,  по очереди, положили свои ,на всякий случай, левые руки в пасть Пегги, вооруженную 2-х сантиметровыми треугольными зубами  и она не закрывала ее пока мы руки не вынули.
       Тем временем прошла неделя и подошел срок окончания первого этапа  опытов и запуска новых  акванавтов  в подводный дом. Это событие стало для нас настоящим  праздником. Впервые в  Союзе пять акванавтов прожили неделю в подводном доме, проведя при этом массу опытов по влиянию на организм длительного нахождения человека под водой при повышенном давлении. Это было для тех лет рекордом,  нигде тогда  не зафиксированным, и участниками эксперимента до конца не осознанным. Первая половина опыта оказалась удачной и все пять акванавтов чувствовали себя вполне удовлетворительно, пройдя декомпрессию и не отказались даже от шампанского.
      Несколько журналистов, конечно, зафиксировали подъем акванавтов на поверхность, сделали фотографии и переслали их в свои газеты.Уже вечером приехали ребята из «Комсомольской Правды» и предложили сделать фильм  со следующей партией акванавтов,которых намечалось спустить в дом на другой день. Кроме того,я не знаю,чья это была идея, но,видимо, для экзотики решили притащить прямо в вольере двух дельфинов от наших соседей Севастопольского НИИ. Намечалось сделать документальное кино с дельфинами и акванавтами, плавающими на  фоне  подводного дома.
     Утром новая пятерка подводников  занырнула  в  дом и занялась повседневной работой, согласно заданию. Настроение у всех было прекрасное, ведь половина прграммы  уже была выполнена успешно и ничто не предвещало беды. Дело оставалось  за дельфинами, которых я с еще двумя аквалангистами должен был загрузить  у наших севастопольских соседей  в вольер и прицепить его к  сторожевичку, упомянутому мной выше. Выбор пал, конечно, на моего любимого Малыша и его мамашу Пегги. Предполагалось, что она будет как-то опекать  своего детеныша.
       Когда мы загоняли дельфинов  в вольер, я заметил,что мой  Малыш  был сильно возбужден, высоко выпрыгивал и постоянно издавал какие-то тревожные звуки. Я сообщил об этом  одному из тренеров, но тот успокоил меня тем ,что обстановка для дельфина  непривычная и все должно пройти.
      Наконец мы прицепили вольер и тронулись  в путь. Процессия была  необычная, потомучто на корме сторожевика собралось довольно много народу из нашего лагеря. Кинооператор включил свою камеру. У всех было прекрасное настроение и, казалось, ничто не  предвещало беды.  Двигались мы довольно быстро  и Пегги с Малышом периодически показывались на поверхности, чтобы глотнуть воздуха. Через полчаса пути мы  заметили,   что Малыш стал реже появляться над водой в отличии от Пегги. Попросили механика сбавить скорость, но и после этого Малыш еще раза два выплыл  к поверхности и больше не появлялся. Когда это увидели, все закричали,чтобы срочно остановили  корабль. Мы были в  аквалангах и тут-же прыгнули в  вольер.   Малыша мы нашли около  задней стенки. Он уже не мог  двигаться и не дышал. Сразу стала  ясной картина того,что случилось. Он  был слаб и  не мог преодолеть скорость  корабля ,чтобы выплыть на поверхность за глотком воздуха и оказался прижатым к задней стороне вольера. Все это произошло, практически, на наших глазах и никто не мог предположить, что он  погибнет так  быстро. Мы его вытащили на руках на поверхность воды  и все замолчали в шоке, когда поняли , что произошло. Затем я только помню, как несколько добровольцев  подбежали к нам,чтобы поднять Малыша на сторожевик, отнести его на  нижнюю палубу ,где была тень и завернуть его в брезент. Все это происходило под обший женский плач на верхней палубе, да и у нас глаза были на мокром  месте.  За то короткое  время я  так  привык  к Малышу , что  переживал  его смерть, как потерю близкого  маленького друга. Все  события, которые потом  происходили  в  нашем  лагере,  были  уже  для  меня  не  столь  существенны  и  казались  как бы  смазанными  временем.
      Программа, намеченная «киношниками», была выполнена и фильм  отсняли с участием одной Пегги на фоне подводного дома. Я этот  фильм не видел и не хотел видеть. Вторая неделя  с пятью акванавтами прошла успешно и  была выполнена большая медико- психологическая программа. Я горд  и  счастлив, что  тоже принял участие в этой  работе и  познакомился с  замечательными ребятами, которые были фантастами в своем деле и потому сумели в кратчайший срок и впервые в  условиях  Советского Союза воплотить  свою мечту в реальный  и  успешный  результат. И  сейчас,  думая  о  далеком  лете  на  Тарханкуте ,  я  улыбаюсь  не  только  с  радостью , но  и  с грустью, вспоминая,   как  я  плавал,  ухватившись  руками  за  хвост  Малыша.




 

       
               
               
    



               
    


Рецензии