Освоение целины 6. Были люди в наше время

Продолжение. Начало см.
Освоение целины 1. http://www.proza.ru/2011/11/21/276
Освоение целины 2. http://www.proza.ru/2012/02/04/382
Освоение целины 3. http://www.proza.ru/2011/08/09/197
Освоение целины 4. http://www.proza.ru/2010/11/04/544
Освоение целины 5. http://www.proza.ru/2012/01/23/336


                Ученый, сверстник Галилея,
                Был Галилея не глупее.
                Он знал, что вертится Земля,
                Но у него была семья!
                Евтушенко

Хотелось бы закончить серию целинных рассказов на более мажорной ноте. У читателя могло создаться впечатление, что работали на целине серые личности, которые, главным образом были заняты пьянством и воровством. Большинство из нас было советским аналогом «нержавеющих винтиков товарища Мао», и не ощущали масштабов экологического преступления, в котором участвовали. В лучшем случае ворчали по поводу глупейших указаний «с верху». Но были среди нас люди, которые активно боролись против описанных выше безобразий. О двух из них я расскажу, хотя бы потому, что сейчас их имена почти забыты.

                Терентий Семенович Мальцев (1895 - 1994)
Почётный академик ВАСХНИЛ, дважды Герой Социалистического Труда, награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Трудового Красного Знамени, орденом Знак Почета. Кроме того Большая золотая медаль имени И. В. Мичурина (1954).

Но все это было ПОТОМ, а моими ровесниками Терентий Семенович воспринимался прежде всего как старый колхозник, поскольку участвовал еще в Первой Мировой войне. Он не имел не только высшего, но и законченного среднего образования и числился в родном колхозе не агрономом, а полеводом. Эдакий сухонький мужичок, с морщинистым лицом, тихим голосом, наделенный несгибаемой волей. При всем этом, пользовался он в агрономической среде безграничным авторитетом, переходящим в почти религиозное почитание. Его столкновение с районными властями началось задолго до освоения целины, а завершилось полной победой уже на наших глазах.

Суть его сводилось к вопросу, стоит ли пахать землю и когда начинать весенний посев.

В 1951 г Мальцев предложил пахать землю плугами    без отвалов    и только раз в 4 года (вся стерня остается на поверхности). Потом три года проводить одну поверхностную обработку. Вспашка самая энергоемкая работа в сельском хозяйстве, и Т.С. Мальцев экономил солидное количество солярки. Сохраненная на поле стерня задерживала зимой снег, а весной предотвращала ветровую эрозию, о которой я уже писал (http://www.proza.ru/2011/11/21/276).
Но с точки зрения высокого начальства этот полевод просто злостно не выполнял план по вспашке. Все его действия противоречили официально признанной системе земледелия по В.Р. Вильямсу. Правда ее основатель ратовал за посевы многолетних трав, а Хрущев их запретил, НО… пахать нужно ежегодно и только с отвалами, как завещал нам Василий Робертович Вильямс!

Несколько сложнее обстояло дело со сроками сева. На заре коллективизации, при маломощных тракторах и огромных планах производства зерна, посевная в наших местах растягивалась на месяц. Потому появилось «мудрое решение» верхов начинать посев сразу же, как только подсохнет грязь и можно будет заехать на поле. Поле еще не готово принять семена, почва не прогрелась, не появились всходы сорняков, которые нужно уничтожить до посева. Но все колхозы и совхозы   ВЫНУЖДЕНО   начинают сеять почти в грязь, все понимают, в противном случае посевная завершится в июне и часть урожая не успеет созреть. Да еще партийные толкачи из райкомов и активисты, призванные для этого с заводов, из Районо, Райпотребсоюза, стоят над душой. При запоздании с посевом неминуемо возникнет уголовное дело о вредительском срыве посевной компании.

В Сибири ранние посевы забиваются сорняками, образование колоса попадает под засушливый период, урожай смехотворно мал, но… что тут поделаешь! Засеянные позже поля дадут хороший урожай. Самые поздние посевы попадут под осенние дожди, зерно будет низкого качества. Но план посева громадный. Короче говоря: «хватай мешки – вокзал уходит»!

Но вот времена изменились, техническая вооруженность хозяйств возросла во много раз и посев можно провести в течение 10 дней. Однако, установка прежняя: начинать посевную как можно раньше – гонят, торопят «и в хвост и в гриву». Идет соревнование хозяйств: кто первый отрапортует о завершении посевной. Сеют рано, подставляют всходы под июньскую засуху, получают мизерный урожай. И все спокойно, благолепие в верхах и благорастворение духа.

А Терентий Семенович верен себе: пашет и сеет тогда и там, где считает нужным. Много позднее на одном из агрономических совещаний он сказал нам:
- Двенадцать лет на меня каждую весну открывали уголовное дело. Каждую осень у меня был самый высокий урожай в области, уголовное дело закрывали и мне объявляли благодарность.

Вы смогли бы такое выдержать 12 лет. Честно говорю – я бы не смог. Как его не посадили в тюрьму? Сам того не желая, выручил Терентия Семеновича Отец Народов Иосиф Виссарионович. В 1950 году по его личному указанию была создана опытная станция при этом колхозе, а Т.С. Мальцев назначен ее руководителем. Вот и не решились бдительно-партийные органы тронуть «колхозного ученого». Как видно, в жизни везет не только дуракам…

За эти годы наслушался Т.С. Мальцев различных возражений – одно глупее другого.
- При безотвальной вспашке потерянные комбайном колоски останутся на поверхности, а это корм для опаснейшего вредителя – гусениц зерновой совки. При вашей безотвальной обработки обязательно произойдет вспышка зерновой совки.
Так и слышу в ответ тихий голос «колхозного ученого»:
- Покажите мне эту совку, за все годы ни разу не видал, как она выглядит…
- Но при Вашей вспашке семена сорняков не заделываются в почву и на следующий год забьют всходы посева…

На этих словах оппонент обычно спотыкался, поля в мальцевском колхозе были на удивление чистыми.
- Сорняки на полях успевают взойти раньше и уничтожаются предпосевной обработкой, отвечал Терентий Семенович.
Вообще то в почве имеется немереное количество семян различных сорняков, прорастание которых растягивается на 30 – 40 лет. Но об этом как-то не вспоминали ученые возражатели.

В дискуссию участвовал даже побитый молью Т.Д. Лысенко, который со страниц Правды заявил: «… надо заканчивать посев зерновых в Северном Казахстане к 15 мая, а не начинать в это время». Что тут скажешь, Лысенко обладал хорошим агрономическим чутьем, не на словах, а лично знал сельское хозяйство Сибири, но как всегда, занесло его «не в ту степь». Очень хотелось позабытому и позаброшенному мракобесу напомнить о себе.
Когда появились у Мальцевской системы сторонники? Да, с самого начала. Сотрудники различных НИИ сельского хозяйства и опытных станций суть дела поняли быстро. Однако, нужно было не только понять, получить опытные доказательства правоты новой системы, но и возразить начальству, выступить с трибуны районных и областных совещаний с открытым забралом. А вот тут – шалишь, своя шкура дороже.

Помнится один случай. На опытной станции в Северо-Казахстанской области занимался кукурузой кандидат с/х наук Габдулхак Латыпович Юмагулов. Был он специалист грамотный, аккуратист и очень работящий. В своей компании он просто издевался над внедряемом квадратно-гнездовым способом посева кукурузы.
- Посмотрите на моих опытах: даже на глаз видно, что обычный рядовой посев даст больший урожай зеленой массы, чем предписанный сверху квадратно-гнездовой посев.

Но объявили, что завтра приезжают секретари райкомов, чтобы ознакомиться с опытами. В тот же вечер Юмагулов вызвал трактор с лущильником и   УНИЧТОЖИЛ   самые урожайные, но не совпадающие с «линией партии» варианты опытов. В то время ходила поговорка: «Если хочешь быть живым – сей квадратно-гнездовым»!

Комментарии, как говорится излишни. Такие примеры встречаются чаще, чем этого нам хотелось бы. Занятие любой наукой по умолчанию предполагает наличие гражданского мужества, ответственности за свое слово и научные результаты. В противном случае мы имеем дело не с ученым, а с ремесленником, пускай даже очень талантливым.

Массовое подавление такого мужества культивировалось начиная со времен Ленина и Троцкого и вплоть до эпохи Горбачева. Мы были сплочены СТРАХОМ, и не только перед тюрьмой, но и перед потерей достойного положения в нашем обществе. Это была составляющая жизни. Все мы в решительных случаях «молчали в тряпочку» и потому не имеем права винить в российских бедах кого-либо, кроме самих себя.

А что же Терентий Семенович? Постепенно появились у него сторонники среди агрономов, набрались смелости и выступили в поддержку научные работники опытных станций и НИИСХов. Но наиболее убедительным аргументом в его пользу стали даже не высокие урожаи, а катастрофические пыльные бури (ветровая эрозия).
Страшное это явление. Первого мая 1960 года воздух был настолько запылен, что я из окна своего дома не видел сарая. Когда к вечеру буря утихла, оказалось, что грядки нашего огородика покрыты слоем совершенно сухой пыли толщиной 60 см (сам измерял!). А на полях был сдут и унесен в неизвестном направлении слой почвы в 3 – 4 см. И это на сотнях тысяч гектар!

Это уже была катастрофа. Все теоретические и руководящие разговоры пришлось отставить и закупать в Канаде первые образцы противоэрозионной техники. Под этот мотив в корне изменилось и отношение к работам Мальцева. А там и Хрущева сняли, Брежнев и его окружение с головой погрузились в кабинетные интриги, им было не до целинного хозяйства. Наступило некоторое свободомыслие, благодаря которому финал жизни Терентия Семеновича Мальцева так похож на сказку со счастливым концом.

                Александр Иванович Бараев (1908 - 1985)
Перечислю его регалии: академик ВАСХНИЛ (1966), доктор сельскохозяйственных наук (1971), лауреат Ленинской премии (1972), Герой Социалистического Труда (1980), специалист по почвозащитным системам земледелия для зон ветровой эрозии почв.
Не обошли его и наградами: 2 ордена Ленина (1966, 1968), орден Октябрьской Революции (1977), орденом «Знак Почёта», не говоря уже о медалях.

Но все это было потом, а наш разговор о времени целины и противостояния А.И. Бараева хрущевским закидонам.

Долгое время он был директором  Казахского научно исследовательского института зернового хозяйства (1957 - 1985). Мало кто знает, что противоэрозионное земледелие пробивалось буквально в боях с приверженцами старой пропашной системы, таких немало находилось и в Москве, и в Казахстане. Свою правоту пришлось доказывать не только высокими урожаями на опытных полях, а затем в совхозах, но и в жарких дискуссиях, при чем высокие спорящие стороны были «в разных весовых категориях».

Н.С. Хрущев приезжал в этот институт дважды, в 1961 и 1964 годах. Общение Хрущева и Бараева всегда было на повышенных тонах. Хрущев поддержал Бараева в вопросах производства противоэрозионной техники, но резко критиковал Александра Ивановича в отношении чистых паров.
Встреча Бараева с приехавшим в институт Хрущевым (1964) была драматичной. Н.С.Хрущев заметил:
- Ваш директор, Бараев, у него кошачий характер, царапается как кошка. Заладил: пары, да пары. На что Александр Иванович возразил:
- Знаете, Никита Сергеевич, по парам урожай в два раза выше. Нельзя безнаказанно из года в год засевать поля, земля может истощиться. Часть полей надо отвести под пар и травы.

На генсека эти слова подействовали, как красная тряпка на быка. Хрущев возмущался, кричал, что такой подход является расточительством земли. После встречи последовало указание об отставке Бараева с поста директора института. Секретарь Целинного крайкома Коломиец быстренько подготовил приказ, но все обошлось. Это был как раз октябрь 1964 года, когда партийный пленум освободил Хрущева от всех партийных и государственных должностей. Опять повторюсь: на наше счастье везет в жизни не только дуракам.

У нас была хорошо известна еще одна история. В свой приезд в бараевский институт отправился Хрущев в купе с директором осматривать посевы бобов и гороха. Его очень занимала проблема выращивания на целине кормовых бобовых культур. Проблема кормового белка очень сложна, о чем я уже писал http://www.proza.ru/2010/11/30/240 .
- Как Вы смотрите на проблему зернобобовых на целине? – Спросил он Бараева по дороге.
- Лучшее зернобобовое на целине это ячмень, – с обычной прямотой ответил Николай Иванович.
Хрущев разобиделся, как малый ребенок, и выгнал Бараева из своей машины на проселочной дороге. Ничего не скажешь, поступок достойный руководителя великой Державы!

Последняя встреча с представителем «сильных мира сего» у Бараева произошла в 1985 году. Он тогда отдыхал в санатории Боровое Кокчетавской области, у него пошаливало сердце. В это время в Целиноград приехал Михаил Сергеевич Горбачев. Вопреки запрету врачей, А.И. Бараев выехал на встречу в Целиноград. Горбачев требовал сказать ему, что дальше будем делать, ждал предложений по перестройке сельского хозяйства. Работникам целины было ясно, что надо развивать производство высококачественного зерна, для этого требуется высокопроизводительная техника, удобрения и продолжение селекционной работы. Но Горбачев требовал перестройку.
- Да какая может быть перестройка в сельском хозяйстве, кроме уже предложенного. Все налажено, только надо поддерживать, - сказал Бараев.
Высокий гость уехал, Александр Иванович Бараев слег и на следующий день он умер от инфаркта. Много ли больному сердцу надо!

                ***
Как сказал поэт «Года минули, страсти улеглись»… Не года, а многие десятилетия, целая жизнь прошла. Технологии на основе разработок Мальцева и Бараева стали основой земледелия в Западной Сибири. Россия в последнее десятилетие не только обеспечила себя зерном «выше ушей», но и заняла достойное место на международном рынке его продажи. Нет, не напрасно работало мое поколение, оно освоило не только прогрессивные технологии земледелия, но и создало новые продуктивные сорта пшеницы, ячменя и других культур.

Судьба автора этих очерков в дальнейшем была связана с физиологией растений, генетикой и селекцией. Тихую радость моей душе дает сознание того, что в российском пшеничном каравае есть и зерно созданных мной сортов. А еще в других сортах работают гены, которые я впервые ввел в селекционную практику.

                Литература
1. Иванов Л. И. Терентий Мальцев — народный академик. М.: Сов. Россия, 1977. 224 с.
2. Бараев Александр Иванович Статья из Биографической энциклопедии РАСХН, ВАСХНИЛ
3. ред. А. И. Бараев. Почвозащитное земледелие. - М.: Колос, 1975. - 304 с.

                КОНЕЦ


Рецензии
Содержательно, но конспектировали ли вы "Целину" Леонида Ильича Брежнева?

Стефан Эвксинский Криптоклассик   13.10.2017 21:39     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.