Обличители духовенства

               

                Уста наши исполнены сегодня обличением духовенства. В Церкви – нестроения (признаться, редко когда их в той или иной мере не было), к священству у народа немало претензий, причём, нередко обоснованных, однако высказываются эти претензии зачастую людьми, далёкими от Церкви. Попытаемся разобраться, насколько допустимы обличения лиц духовного звания со стороны паствы.

                Церковь переживает сегодня нелёгкие времена. С одной стороны, практически, повальное безбожие и невоцерковлённость народа, с другой, - скрытые или достаточно явные необновленческие настроения среди большей части клириков. Как говорит мой знакомый батюшка, сейчас, в лучшем случае, лишь один из десяти священников – верующий. В своё время Ф.М. Достоевский писал, что нередко иной мiрянин по свой вере и благочестию превосходит священника. В наше время ситуация изменилась разве только в том отношении, что число верующих мiрян резко сократилось. Всё это служит камнем преткновения для многих, соблазнившихся нехваткой веры, её несовершенством в среде священства. Правда, справедливости ради, надо сказать, что соблазняются люди, главным образом, нецерковные, пытаясь, таким образом, оправдать свою нецерковность нравственными несовершенствами клира. В результате мы имеем что-то вроде порочного, замкнутого круга: безбожники обвиняют в нехватке веры батюшек, вышедших из нашей же среды, среды атеистической и безбожной, в принципе неспособной порождать подвижников благочестия и безупречной веры. Другими словами, недостаток своей собственной веры, или просто-напросто её отсутствие, мы пытаемся объяснить тем, что другие (в частности, священники) тоже не отличаются нравственным совершенством и святостью. Хороши аргументы, нечего сказать! Где же выход, в чём он, и есть ли он вообще?

                Св.Иоанн Златоуст говорит о священстве следующее: «Священнослужение совершается на земле, но по чиноположению небесному; и весьма справедливо; потому что ни человек, ни ангел, ни архангел, и ни другая какая-либо сотворенная сила, но сам Утешитель учредил это чинопоследование, и людей, еще облеченных плотию, соделал представителями ангельскаго служения. Посему священнодействующему нужно быть столь чистым, как бы он стоял на самых небесах посреди тамошних Сил...
…Когда ты видишь Господа закланнаго и предложеннаго, священника предстоящаго этой Жертве и молящагося, и всех окропляемых этою драгоценною кровию, то думаешь ли, что ты еще находишься среди людей и стоишь на земле, а не переносишься ли тотчас на небеса и, отвергнув все плотския помышления души, светлою душею и чистым умом не созерцаешь ли небесное? О чудо, о человеколюбие Божие! Сидящий горе с Отцем в этот час объемлется руками всех и дает Себя осязать и воспринимать всем желающим. Это и делают все очами веры. Ужели все это тебе кажется достойным презрения, или таким, над чем кто-нибудь мог бы выказать свое высокомерие?...
…что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, …не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть? Им же, говорит (Господь), отпустите грехи, отпустятся: и им же держите держатся (Иоан. XX, 23). Какая власть может быть больше этой? Отец суд весь даде Сынови (Иоан. V, 22); а …Сын весь этот суд вручил священникам. Они возведены на такую степень власти, как бы уже переселились на небеса, превзошли человеческую природу…. Действительно, безумно не уважать такую власть, без которой нам невозможно получить спасения и обетованных благ. Если никто не может войти в царствие небесное, аще не родится водою и Духом (Иоан. III, 5), и не ядущий плоти Господа и не пиющий крови Его лишается вечной жизни (VI, 53), а все это совершается ни кем иным, как только этими священными руками, т. е. руками священника, то как без посредства их можно будет кому-нибудь избежать геенскаго огня, или получить уготованные венцы? … Есть ли такая несчастная душа, которая презирала бы столь великие блага? Я не могу представить ни одного такого человека, разве кто пришел в демонское неистовство».

                То, что мы пришли в «демонское неистовство», думаю, в особом доказательстве не нуждается. И всё же, откуда вдруг взялись эти критические настроения по отношению к духовенству. С одной стороны, нерешённых проблем церковной жизни немало, они множатся и требуют своего решения, для чего существует практика созыва и проведения Поместных церковных соборов, соборов всенародных. Сегодня насущная необходимость Поместного собора очевидна для всех, тем не менее, Собор не созывается, что препятствует разрешению и устранению церковных нестроений. Кто виноват в том, что Поместный собор сейчас невозможен? Опять все обвинения – в адрес церковных иерархов. Я далёк от того, чтобы идеализировать церковную верхушку, но возлагать на неё всю вину – тоже несправедливо. Согласитесь, Церковь и народ нынче не одно и тоже, ибо Церковь объединяет лишь малую часть народа русского. Не в этом ли причина того, что Поместный, всенародный собор сегодня невозможен? Другими словами, камнем преткновения опять-таки является наше безбожие, а вовсе не священство. Вернётся народ к Вере Православной, обрящет царя православного, будет и порядок в Церкви, соберётся и Поместный собор для решения назревших вопросов церковной жизни, но никак не раньше. А пока что будем терпеть, другого выхода нет, ведь не бунтовать же нам против духовенства, в самом деле. Однако кто-то упорно внушает нам мысль, что во всём виноваты нерадивые, плохие, негодные священники, от них, мол, вся беда, и мы должны их обличать. Как будто, от нашего обличения что-то изменится! При этом мы забываем, что обличение – оружие обоюдоострое, и, взявшись за него, мы наносим себе непоправимый ущерб и вред, тем более, когда речь идёт об обличении священства. Для человека верующего, думаю, дальнейшие объяснения излишни. Очень возможно, что некие деструктивные и безбожные силы внедряли и продолжают внедрять в ряды священства людей определённого сорта (другими словами, неверующих), с целью разложения Церкви изнутри (почему бы нет?), и делают это для того, в том числе, чтобы потом науськивать народ на обличение «плохих» священников, то есть опять же на разрушение Церкви. А мы не находим ничего лучшего, чем клюнуть на такую дьявольскую уловку. Ну, какие же мы после этого православные, верные чада Церкви Христовой?! Оглянемся на самих себя, станем народом Божием, сможем тогда и проблемы в Церкви решить, с Божией помощью, да и не только в Церкви. Забыли наши обличители священства одну простую истину: прежде чем обличать других, нужно вынуть бревно из своего глаза, тогда и соринку из глаза ближнего удалить сможем. А бревно-то безбожия совсем нас ослепило, простых вещей не в состоянии увидеть.


Рецензии
Вот именно! Посмотрел я на нынешних священников: сами себя шире, на "мерсах" катаются, а нам всё талдычат о какой-то святости. Лицемеры!

Алексей Курганов   26.03.2012 08:13     Заявить о нарушении
Во-первых, ни о какой святости священники сейчас не талдычат вовсе. Во-вторых, статья моя не о том, что ОНИ плохие, а про то, что МЫ - безбожные, а у безбожного народа никаких перспектив быть не может. Что ваша реплика, собственно, и подтверждает.

Андрей Климов   27.03.2012 00:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.