Воспоминания бывшего телемастера

        Помню, на первых порах, особенно в летнее ненастье, при входе в избы или квартиры, я обычно снимал грязную обувь. В сенях, чаще всего, было темно и это обстоятельство не раз ставило меня в неловкое положение – ведь потом надевать ботинки приходилось наощупь. И тогда я стал носить поверх ботинок калоши и снимать только их.
        Возвращаюсь как-то в центр города из района частной застройки «ДалекА» через Малаховую гору. На ее вершине встречаются две незнакомых девушки, мои сверстницы.    Окинули меня взглядами с головы до ног да как захохочут. Я с недоумением посмотрел на них один раз – смеются, посмотрел второй - опять смеются. Пожал плечами, выпрямился, улыбнулся в ответ и, молча, прошел мимо. Не выдержал – несколько раз обернулся, Оглядывались, продолжая улыбаться, и они.
        Причиной их смеха и веселых взглядов в мою сторону, я посчитал нашу молодость. Но когда узнал истинную причину – стало не по себе. Оказывается, на моих ногах были калоши разного цвета.
                *****
        В давние времена, о которых пишу, сетевое напряжение изменялось в течении суток в довольно широких пределах, доставляя неприятности хозяевам радиоприемников и телевизоров. Народ стал делать стабилизаторы, автотрансформаторы и прочую самодельную аппаратуру.
        С одним «изобретателем» довелось познакомиться и мне.
        Телевизор был не причем – «гуляло» напряжение в сети, о чем я и сказал хозяину.   Он, таинственно подмигнув, полез под кровать.
        - Я и сам знаю, что оно «гуляет». Чтобы этого не было, я одну штуку придумал, - и показывает мне обычную проволочную спираль.
        Я еще не успел подумать, для чего она нужна, как мужчина схватил ее за концы, которые тотчас вставил в розетку. Его лицо мгновенно исказила гримаса, а тело, описав окружность в области таза, рухнуло на пол, выдернув спираль из розетки. Мужчина что-то неразборчиво мыкнул и умолк.
        Я наклонился над ним, готовый сделать искусственное дыхание, но он, дрожа, сам поднялся с пола и разгневался:
        - Почему не отключал меня!? Я же кричал тебе об этом!
                *****   
        С начала 60-х годов прошлого века пользуюсь я красивой и удобной отверткой – длинной, с карболитовой полированной ручкой. А попала она ко мне совершенно неожиданно.
        Я тогда учился в техническом училище и начал проходить практику в одном из свердловских телеателье. Инструментом обзавестись не успел, да и купить его не на что было. Телемастера «выручили» –  выделили какую-то допотопную отвертку. С нею я и пришел на свой первый вызов.
        Хозяин увидел, что я маюсь с отверткой, открывая заднюю крышку телевизора, и протянул мне свою - изящную, с блестящей черной ручкой.
        - Возьмите, ею вам удобнее работать будет.
        О такой вещице я мог только мечтать! Даже в магазинах такой не видел.
        Неисправность оказалась несложной, и вскоре я с благодарностью протянул отвертку ее владельцу. Но тот даже не протянул за нею руки.
        - Когда вы взглянули на ее в первый раз, я отметил, что вы будете неразлучны с нею многие годы, и потому дарю ее вам - пусть приносит удачу.
        Позже я встречал отвертки и лучше, но этой я не изменяю до сих пор. Она лЮба мне, как память о ее дарителе - чутком и добром человеке.
                *****
        Я тогда стажировался еще. Пришел с опытным радиомехаником в одну квартиру – страшной убогости жилище. Окружили нас трое детишек – один другого меньше. Их мать, измотанная заботами, встретила нас приветливо, но все же с каким-то испугом.
        Мы быстро заменили сломанный кинеском на новый, зАгодя купленный хозяйкой. Наряд закрыли на самую малую сумму. Услышав ее, женщина сильно удивилась:
        - Ско-о-лько-о?!
        Мой напарник, заводной малый, насупился и сердито повторил размер платы. Ему показалось, что женщина посчитала ее завышенной.
        - Простите, - заволновалась хозяйка, -  я не хотела вас обидеть.
        И она поведала нам о том, что на  днях приходил пьяным бывший муж. Дети как раз смотрели телепередачу. Когда он повышал голос, они добавляли громкость. Это вывело «гостя» из терпения. Он швырнул телевизор с тумбочки на пол и нечаянно включил громкость «на всю катушку». Окончательно рассвирепев, мужик принялся его пинать. Внутри телевизора раздался треск и экран потемнел.
        - Вот я и ждала услышать от вас бОльшую сумму. Может, кроме трубки,  нашлись бы и другие серьезные поломки.
        До чего же надежными в работе были тяжелые, неприглядные на вид, с крохотным экраном первые массовые телевизоры - КВН-49!
                *****
        На том месте, где сейчас раскинулись цеха, было несколько заболоченных улочек с прогнившими деревянными тротуарами. Этот микрорайон кто называл Пеньковкой, а кто – Шамагой.
        В один из шамагинских домишек я и постучал. Представился: пришел, мол, по вашему вызову ремонтировать телевизор. Вижу, хозяйка тотчас на мужа скорый взгляд бросила и тот опустил голову.
        На улице стояла июльская жара и окно в горнице, где стоял телевизор, было открыто настежь.
        Неисправность оказалась пустяшной, что, похоже, хозяина очень обрадовало. Я уж собрался уходить, как женщина призналась:
        - Вчера муж с получки домой пришел под хмельком и начал выяснять - кто в доме хозяин. На улице такое же вЁдро было и это окно открыто. Он пошумел, пошумел, видит, что я ему внимания не оказываю и выбросил телевизор на улицу.
                *****
        Надо признать, что в ту пору мужики попивали здорово – и по поводу и без него.
        Как-то вожусь с телевизором, а хозяин вокруг меня юлой крутится, уговаривает выпить с ним. Я отнекиваюсь: не могу, мол – после работы должен на занятия в вечернюю школу пойти. А он уже и злиться на меня стал.
        Закончил ремонт, собрал инструмент и направился к выходу. Он за мной. В сенях остановил меня и давай ругать на чем свет стоит.
        - Мне так выпить хотелось, а жена пить одному не дает, - говорит он вместо прощальных слов.
                *****
        Летний вечер. Ремонтирую телевизор в сельской горняцкой семье. Молодой муж только что вернулся с работы, наскоро поел, крикнул вдогонку жене:
        - Долго-то не ходи. Я на рудничное собрание спешу.
        Та прогремела в сенцах ведрами, коромыслом и там стало тихо. Проходят пять, десять минут – нет жены. Хозяин ерзает на стуле, недовольно бурчит.
        - Куда запропастилась?
        - Наверно, до колодца далеко, - говорю я, пытаясь успокоить его.
        - Он за дорогой, напротив нашего дома.
        Нервно пройдясь по комнате, он приближается к окошку и вдруг, схватив табурет, выскакивает с ним на улицу. Выглянул за окно и я.
        Женщина, согнувшись под тяжестью наполненных водой ведер, разговаривает с соседкой. Она была так увлечена беседой, что не заметила подбежавшего мужа.
        - Поди, устала стоять-то, - услышал я через открытую форточку его язвительно-ласковый голос.
        Он со стуком  ставит табурет позади жены и, не оглядываясь, убегает в сторону горняцкого клуба.
                *****
        До чего же безрассудна бравада! Ремонтирую «Авангард» - один из громоздких телевизоров конца 50-х годов. В неисправности виновата лампа с большой колбой. Теперь такой нигде не увидишь. Заменил ее.
        В квартире – я да хозяйская дочь примерно моего возраста. Взяла она в правую руку неисправную лампу и говорит:
        -Посмотрите, как я ее сейчас раздавлю.
        Не на шутку обеспокоенный ее обещанием, я предупредил:
        - Вы что!? В ней же вакуум! Едва в стекле появится трещинка, как колба лампы разлетится мелкими осколками и серьезно ранит вас, а, возможно, и меня.
        - Ка-ак интересно-о! Я все же попробую.
        И ведь раздавила! Уму непостижимо: что побудило девушку к риску?
        К счастью все обошлось благополучно. 


Рецензии