9. ВИ. Агошков. Становой Колодезь. О названии-4

9.ВИ.Агошков. Становой Колодезь.


О названии, часть -4


Я вспомнил, что раньше от мамы неоднократно слышал это слово – Бутырки, –  и для меня оно звучало как пренебрежи-тельное название села и никак не связывалось со вторым, на-стоящим. В устах матери это «пренебрежение» больше связыва-лось со всевозможными лешими, чертями, бесами, обитающи-ми где-то на отшибе, на границе реального и высышленного…

В заключение мои собеседницы послали меня к Я.Т. Тинякову, который, на их взгляд, многое знает об этом.

Действительно, Яков Трифонович обладал определённой информацией, но вначале пытался наш разговор перевести в общие «философские» рассуждения (не совсем, видимо, поня-тые мною в силу молодости!-В.А.), и только затем сообщил, что сначала Становой Колодезь был заселён по Большаку в непо-средственной близости от т.н. колодца, а затем, в связи с по-строением в 1868 году железной дороги Москва-Курск и обра-зованием станции Становой Колодезь (в 2-х км на юг от колод-ца), люди стали строить дома и рядом со станцией.

Сначала всё село называлось Бутырки, затем, по мере разрастания его, этим именем продолжали называть только северную часть села, а среднюю именовали Становым Колодезем. А когда застроилась южная часть села и появилась железнодорожная станция, то со-звучие слов «становой» и «станция» создало предпосылки для на-звания и станции, и южной части села – Становым Колодезем. С течением времени название Бутырки совсем вытеснилось.

В заключение Я.Т. Тиняков объяснил, почему Ивановка так называется: первым, кто поселился здесь, был Иван Тиня-ков. А Гремячий Колодезь именуется так потому, что ручеёк па-дает с обрыва и гремит. Отсюда село – Гремячье!
Яков Трифонович добавил, что «становой пристав» в селе не жил, а в Орле и что Становой Колодезь назваться в «честь» станового пристава никак не мог. С этим можно согласиться.

Однако о времени создания села ни Я.Т. Тиняков, ни дру-гие мои собеседники ничего сообщить не могли, ограничива-лись только тем, что "Они здесь живут, деды здесь жили и деды дедов тоже жили!". Никто не мог объяснить и то, откуда появи-лось название Бутырки. Однажды с этим вопросом я обратился к завучу Станово-Колодезьской средней школы Антонине Егоровне Трофимовой.

Она рассказала, что слышала от одного ста-рожила о том, что название Бутырки относилось не ко всему се-лу, а лишь к той части, которая расположена от т.н. Станового колодезя в сторону Орла. Это, по словам старожила, объясняется следующим. До Октябрьской революции существовала в Москве Бутырская (далее – из БСЭ) –

«Центральная пересыльная тюрьма, через которую прохо-дили осуждённые на каторгу и на поселение со всех городов Ев-ропы, России. Построена в 1879 году, близ Бутырской заставы на месте тюремного замка, воздвигнутого при Екатерине II ар-хитектором М.Ф.Казаковым». Одна из дорог, ведшая в Бутыр-скую тюрьму, проходила и через Становой Колодезь. Заключён-ных останавливали на стане, посреди которого был колодезь, для отдыха. Когда их уводили дальше, в Бутырскую тюрьму, то местные жители спрашивали:

– «Куда вас ведут?»
– «В Бутырки!» – отвечали заключённые.

Это название и закрепилось за северной частью села, как расположенной в сторону Бутырской тюрьмы.

По этой теории имя Бутырки могло появиться в нашей ме-стности лишь в 1879 году, но не ранее этого срока.

см 5, окончание


Рецензии