Правдивая история о Святополке. Эпизод 80

Что за человек передо мной -думал Лесь- кто он? Как его раскусить? Он для меня еще большая загадка-чем братья Борис, Глеб, Святополк и Ярослав. Близко я подобрался, чтобы уловить настроение между братьев. «Все против всех»- это и есть этот синдром-где не было ни союзников, ни взаимопомощи и взаимовыручки-ни союзов-ни временных ни безвременных, «все против всех». «война всех со всеми». «Голодные игры» 11 века в Древней Киевской Руси. Из живых должен был остаться один претендент. Мирно сосуществовать они не могли -и кровные, и единоутробные, и единокровные. Не договорились бы между собой.  Родство и близость ничего не значили для них –Владимировичей. Все они стоили друг друга. Все были хороши. Только всех изобразили по- разному.

Позвизд начал издалека- вот, обрати внимание, я читаю на досуге -книга «История болезни. Недуги государственных деятелей последнего столетия», где Дэвид Оуэн анализирует связь между психическим состоянием мировых лидеров и проводимой ими политикой. Автор уверен, что обладание властью порой вызывает профессиональную деформацию личности — гибрис-синдром (Hubris syndrome), слепую, враждебную здравому смыслу самонадеянность.
- Типа поборники высокой морали- умерьте свои неуемные  аппетиты?
Позвизд, не поднимая глаз на собеседника цитировал книгу:
-В самом простом своем значении оно использовалось в Древней Греции применительно к действиям человека, наделенного властью, упивающегося ею и взирающего на всех с оскорбительным высокомерием... Аристотель в «Риторике» обращается к тому аспекту влечения, которое Платон обозначает как гибрис, и утверждает, что удовольствие, доставляемое осуществлением гибриса, состоит в показном проявлении человеком своего превосходства.
-Согласен, есть в его поведении преобладание таких факторов или симптомов.  Ярослав 35 лет правил страной-неужели за все это время он напрочь утратил чувство реальности или он постепенно подошел к этому-после того как он увидел отсутствие реальных политических конкурентов? Он стал более беспринципным? Шел на более крайние формы после Лиственской битвы с другими братьями и в конфликте с полоцкими князьями?
- Нет. Как будто ты ограничился содержанием его деятельности после смерти Святополка. Неужели на этом все закончилось?
-  С Судиславом не по -братски поступил? Так неожиданно заточил в поруб? Какой человек замечательный! А мог бы и ножиком его? Правда ведь? Если бы убил -было бы лишнее подтверждение что он так поступил со всеми братьями прежде- а так, мягко скажем, изолировал, не взял на себя грех, но по сути пожизненное содержание.. неизвестно что, лучше смерть или пожизненное содержание. Вот что значило для Ярослава это испытание властью- медные трубы- избавился от всех братьев. Силовыми средствами. Это все говорит об огромном цинизме. Это кризис власти после прихода к ней  или первые звоночки –Борис и Глеб. Как об этом сказать? Нечему удивляться- что было прежде- то и стало потом- прямой путь от одного греха к другому.

Лесь так распалялся намеренно, пытаясь возбудить собеседника-чтобы тот стал эмоционально заряжен и не сдержан в выражениях. Наверное, готовый к любым «провокаторам», Позвизд реагировал на говорящего, как на «подкидного». Бесстрастно. Спокойно. Выдержанно. Хладнокровно. Не возмущаясь. Не включаясь продолжал «чтения»:

«Гибрис-синдром обнаруживается в поведении лидера только пока тот пребывает у власти (и после того, как он успел некоторое время ею попользоваться), и с утратой власти пропадает. Поэтому гибрис-синдром — скорее профессиональная деформация личности и характера, нежели его изначальная особенность. Это приобретенная, а не врожденная патология, которая имеет временных характер. И вероятность психологической деформации отчетливо определяется обстоятельствами, в которых политик несет государственную службу. Ключевыми внешними факторами здесь, видимо, выступают:

•чрезвычайно большой успех в достижении и удержании власти;
•политическая ситуация, максимально благоприятная для укрепления личного авторитета лидера;
•длительность пребывания у власти».

Лесь продолжал вызывать собеседника на диалог с собой, а не с книгой.
-Он сколько раз комментировал ситуацию, в которой говорил что он реальный политик. Реальный политик -так зазомбировал загипнотизировал толпу. Я реальный политик. Я прагматик . Я не такой как все говоруны и хомячки. Я самый. Я реальный. Слушаться меня.  Все давно это уже поняли. Никто спорить не хочет. Все жить хотят . все остерегаются что-то возразить. Боятся за свою шкурку . трясутся. Он узурпировал власть. Наступили необратимые последствия. Даже его приближенные стали жить в страхе. Усилилось недоверие даже в рядах его сторонников. Неуверенность в стане его силовой опоры. Люди из близкого окружения приготовились к репрессиям, к кадровым чисткам. Хоть каждый государев муж человек и взрослый и опытный, но каждый стал предельно осторожен, сдержан и аккуратен в высказываниях. Чтобы  потом не распространяться на эту тему. Никто не хочет шутить играть с огнем. Чтобы  не было потом мучительно больно. Не чтобы превалировали  потом непродуманные шаги перед былыми заслугами. Я удивляюсь, какая меньшая из двух зол. Что простительнее, потакать его комплексам-как слабостям,  думать о происходящем, как о невинной игре в размене фигур на шахматной доске, или готовиться к самому худшему из всех прогнозируемых вариантов. Когда он будет готов идти на крайние меры и не поступится больше ни с чем и ни с кем?


Рецензии