5. 27

Москва менялась на моих глазах и не в лучшую сторону. После революции строили ужасно. Используя дешевые строительные материалы. Уже даже в дни моей молодости они выглядели полу разрушенными. И по работе я сталкивалась с тем, что в качестве связующего в монолитном железобетоне в период революционного конструктивизма использовали известь. От чего арматура ржавела, а железобетон терял прочность.
В годы правления Сталина строили надежно, но очень медленно. Прекрасные архитекторы проектировали удобные квартиры на семью. Но на самом деле в этих домах редко кто занимал целую квартиру. В квартире жило несколько семей, и каждая занимала одну комнату. И то радовались. Ведь в этих домах были все удобства. А практически весь жилой фонд Арбата составляли дома с печками и без горячей воды. Даже если это были фундаментальные многоэтажные кирпичные дома. После войны провели газ и отопление, а еще лет через двадцать на кухнях поставили бойлеры. И все-таки это какие-то полумеры.
Я помню знаменитый дом 8 на Гоголевском бульваре. Находчивый архитектор запроектировал в нем квартиры в двух уровнях. Причем в санузел можно было попасть только из спальни. И вся эта неразбериха оказалась в коммунальных квартирах. Кто здесь виноват – архитектор? Но ведь он и не мог знать, как будут заселять этот дом.
Москва же росла как на дрожжах. Когда я училась в начальной школе, мой брат как-то весной повез меня погулять в Нескучный парк. Это была поездка загород. Границей Москвы являлась окружная железная дорога, что проходит в Лужниках. Мы поехали на речном трамвайчике. Я смотрела на берега и видела, как на месте теперешней Фрунзенской набережной стояли бараки, и бабы в Москве реке стирали белье. Чуть  позже нас возили на экскурсию по городу от школы. Подвезли к Серпуховской заставе, показали на краны вдали и сказали: «Здесь будет новая Москва». А когда у мамы на работе построили дом на Ленинском и стали давать в нем квартиры, люди плакали. Им казалось, что их выселяют из Москвы.
В такой трудно разрешимой ситуации стали строить дешево, но быстро. Так возникло индустриальное строительство. Тут уж никуда не денешься.
Но, как-то незаметно, этот жуткий полупромышленный примитив выполз и в исторические районы Москвы. В период до перестройки все боялись связываться с Управлением Охраны памятников. Сейчас о нем не вспоминают. А какие памятники нарубил товарищ Зураб Церетели!
Сегодня в новостях главный архитектор города сказал, что представление о Москве совершенно неотделимо от башен кремля с красными звездами.
Так что же такое эти самые пятиконечные звезды, так полюбившиеся главному архитектору города? В молодости я увлекалась всякими мистическими учениями. В частности пришлось узнать, что пятиконечные звезды, в отличие от шестиконечных, символизируют человека без Бога. В христианстве принято использовать восьмиконечные звезды. Особенно в Рождество, в воспоминание о Путеводной звезде.
Еще вспоминаю, как личный архитектор товарища Хрущева изуродовал кремль на глазах у всех, построив «Дворец Кремлевский». И никто за это до сих пор не извинился. Так вот и сидим, как дураки, под этими звездами и с этим «Дворцом».


Рецензии