Серый волк за горой..

                СЕРЫЙ ВОЛК ЗА ГОРОЙ… .
                (Сотворение страшилки из фактов.)

При  чтении цикла статей  «СССР: от мифов к фактам» (журнал  «Звезда» №1,№2, №3, №4, №5 за 2012 год)  возникает  ощущение, что  написана  она не Дмитрием Травиным,  кандидатом экономических наук  1961 года рождения, а популярным в эпоху перестройки Виталием Коротичем, который необходимым и достаточным признаком цивилизованности страны считал наличие в магазинах множества сортов колбасы. Нет – значит, страна населена дикарями. Вот и Дмитрий Травин начинает цикл со страданий о колбасе. Видимо, лавры Коротича не дают покоя. Кстати, Коротич не стал дожидаться изобилия колбас в России, а после победы  «демократов» укатил на постоянное место жительства в колбасный рай – США.
          Ради объективности Травин опирается «..на дневники, мемуары и письма людей, которые жили при застое во вполне зрелом возрасте, а также на публицистику тех лет». Я, рождённый в 1949 году,  поживший и в деревне, и в городе, в мегаполисе (Ленинград) и в провинции, вполне могу
опираться и на собственные впечатления и воспоминания. Вот лишь некоторые  «факты» из довольно обширных статей Д. Травина.
           Свидетельствует писатель Виктор Астафьев, у которого хорошие слова о советском периоде могут вызвать приступ эпилепсии: «В магазинах (22июня 1981 года) нет ни сахару, ни крупы – ничего нет, и воду развозят в бочках, ибо из реки её пить нельзя. Утром, как в войну, люди стоят в очередь за хлебом, полусырым, разваливающимся. Если утром не купят – всё». Отдельные похожие случаи, может, и были. Но хлеб, качеством не уступающий нынешнему, в стране в те годы был в изобилии. Хлебом, килограмм которого стоил 12-14 копеек, повсеместно кормили даже скотину в личных хозяйствах. Не комбикормами, как в колхозах и совхозах, а именно хлебом.
             «Существовали специальные поезда, которые утром отправлялись в мегаполис, где пассажиры отоваривались дефицитными продуктами, а вечером возвращались к себе во Владимир, Ярославль или  Новгород». Такое может написать только человек, не знающий работу железнодорожного транспорта. Поезда пригородного сообщения (расстояние 100-120 километров) существовали, существуют и будут существовать для доставки из пригородов и обратно работающих и учащихся в мегаполисах людей. Что  в начале 80-ых годов была диспропорция в обеспечении отдельными видами продуктов крупных городов и провинции – факт, что пригородными поездами ездили и за продуктами  тоже -  факт. Но специально назначаемых для этих целей поездов не было и быть не могло.
              «Система … не могла толком обеспечить нормального питания миллионов 18-20-летних парней, призываемых на действительную службу».
На моей памяти в армию уходили угловатые подростки, а возвращались молодые крепкие мужчины. А сейчас часть молодых людей не могут призвать из-за дефицита веса. Вынуждены сначала откармливать. И тушёнкой для собак кормят солдат не советской, а российской армии. А тех, кто такие факты обнародует, увольняют из армии и судят.
           Дефицит лекарств. «У кинорежиссёра Георгия Данелия случилась .. клиническая смерть. Потребовались лекарства, достать которые не мог даже министр здравоохранения.  .. позвонили в Германию журналисту.. Тот мигом купил.. и передал знакомому пилоту, летящему в Москву». Академик Е. Примаков со знакомым генералом КГБ убедил шереметьевских таможенников срочно пропустить это лекарство. Так Г. Данелия был спасён. Главное, что заставляет усомниться в достоверности этой истории – продолжительность состояния   клинической смерти, которая редко бывает больше 5-6 минут. Если за это время не оказана необходимая медицинская помощь, начинаются необратимые изменения мозга и человек умирает окончательно. Доставка лекарств из Германии  при самом благоприятном стечении обстоятельств потребовала бы как минимум несколько часов. Решайте сами, верить или не верить.
           Но на этом описание ужасов застойного периода советской эпохи не кончается. В 1976 году, когда женские брюки и брючные костюмы – уже совсем не последний писк моды, кинорежиссёра Аллу Сурикову не пустили в брюках в здание ЦК компартии Украины!? Чешскую аспирантку ленинградского Института культуры не пускал в брюках в здание стоявший в дверях ректор. « Она сняла брюки, дала их ему в руки и двинулась дальше в одних колготках». В брюках не пускал, а в колготках пустил? Женщины под брюки одевают колготки? Зачем?
         Писателя Юрия Нагибина летом 1973 года осудила вахтёрша дома отдыха: «Старый мужик, а бесстыжий! Чего задницу заголил?». Разве шорты задницу заголяют? Я, например, не ношу шорты не из страха перед вахтёршами, а из боязни оскорбить эстетическое чувство сограждан видом своих ног.
           Наиболее удивительна и противоречива концовка статьи в №1. «Поколение 1970-х (от Путина, родившегося в 1952 году, до Пескова, родившегося в 1967-м) сформировалось в борьбе за свои права на мини-юбки, женские брючные костюмы, модные сапоги, шорты и, естественно, джинсы ….. моральную победу поколение 1970-х одержало». Я тоже носил брюки-дудочки до щиколоток, потом клёшами от колена подметал асфальт, итальянские плащи из плёнки, финские плащи из тирилена, нейлоновые рубашки, водолазки, тупоносые ботинки на толстой подошве, остроносые ботинки на тонкой подошве, различного фасона и различной окраски галстуки и т.д. и т.п. Но я ни с кем за это не боролся,  никто мне ничего не запрещал. Правда, перед защитой диплома декан факультета сказал, что не получу отличной оценки, если не сбрею бороду. Бороду я не сбрил, а дипломный проект защитил на отлично. Я не думаю, чтобы для меня, паренька из обычной рабочей семьи, создавали какую-то особую атмосферу.
Нечто подобное   характерно для молодёжи всех поколений и всех стран. Никаких моральных усилий это не требует и ни о какой моральной победе здесь речи быть не может. Но Д. Травин делает удивительный вывод: «Юность, проведенная в борьбе за дефицитные вещи, не могла не сказаться на менталитете поколения. Вещь стала чрезвычайно значительной ценностью. Возможно, большей .. ,чем всё остальное, что есть в человеческой жизни. И уж всяко большей, чем … демократия. И никакой дефицит свобод не может поколебать глубокой удовлетворённости этого поколения достигнутой победой». Господи, неужели люди, не желающие ничего кроме  жратвы и тряпок, изображённые Травиным – моё  поколение?
             В №2 Д.Травин пишет: «..в начале войны (в Афганистане – А.М.)  наших ребят, не имевших опыта боевых действий в горах, душманы косили как траву». Наверное, ввод советских войск в Афганистан был стратегической ошибкой. Но за 10 лет мы потеряли там 15 тысяч человек. Примерно столько же  мы теряли каждый год во внутригосударственной чеченской войне, которой при советской власти вообще не было бы.
         В №3 приводятся  воспоминания, характеризующие не столько советский социализм сколько уровень духовности самих вспоминающих.
Музыкант Андрей Макаревич «.. в детстве испытал шоковое воздействие со стороны обычной по вкусу шоколадки… привезенной отцом из-за границы, а потому имеющей … чарующий внешний вид.  ….  Я нюхал вещи, приехавшие из другого мира – это был совершенно незнакомый и прекрасный запах».
        Ещё один музыкант Максим Леонидов «… в детстве копался в помойке возле дома, где жил консул США, находя там вещи совершенно замечательные – бутылки из-под пепси и кока-колы, красочные коробки из-под попкорна, разноцветную обёрточную бумагу».
        Всех детей, как сорок, привлекает яркое, пёстрое, необычное. Но здесь собственное детское впечатление скорректировано с позиции взрослого поклонника Запада, ведь ребёнок понятия не имеет о загранице, капитализме, социализме и т. д..
         Певец Муслим Магомаев, по словам Травина, был поражён, попав однажды в Италии в 1964 году в столовую для безработных.
        Вряд ли кто будет отрицать, что одним из решающих факторов улучшения положения рабочего класса в капиталистических странах после 1945 года, являлось существование Советского Союза, победившего фашистскую Германию. Авторитет коммунистических партий в развитых капиталистических странах неуклонно возрастал, в частности, компартия Италии имела реальные шансы прийти к власти, пока туповатый генсек КПСС Н.С. Хрущёв – Иоанн Предтеча всей горбачёвско-ельцинской шушеры- из личной ненависти не развернул во многом клеветническую антисталинскую компанию, нанесшую колоссальный ущерб мировому коммунистическому движению. Уничтожение Советского Союза повернуло ситуацию вспять. Вполне возможно, что роман Джона Стейнбека  «Гроздья гнева» вновь будет актуален в капиталистических странах.
            В отдельных случаях преклонение перед капиталистическим Западом выражается в формах, заставляющих усомниться в душевном здравии этих людей.
        Вот артист театра имени Ленсовета Анатолий Равикович на гастролях в Париже: «Справа Лувр, слева площадь Конкорд со зданием парламента и уходящая вдаль перспектива Елисейских Полей. … Я не помню, кто выругался матом первым, но через минуту мы все громко матерились, ибо иначе никак было не выразить восторга, нас переполнявшего». (№3,стр.192).
       А слёзы  А. Кончаловского при виде горничной в белом фартуке и белой наколке, чистящей медные ручки: «Значит, есть ещё в мире горничные в белых фартуках, начищенные  медные ручки, мансарды – то, что исчезло в России со времён Чехова». (№3, стр.195).
       Из этой же породы и артист Сергей Юрский: «Молодой читатель … вы не знаете радости, когда – нет, не купил ещё, до этого далеко! – а записался в очередь на холодильник и мой номер в первой сотне! И вы никогда не узнаете восторг, который переживала душа при пересечении границы». (№3, стр.193). В конце семидесятых, начале восьмидесятых годов холодильник был в каждой деревенской избе, а знаменитый артист радуется, что записался на очередь? Особенно впечатляет про границу.
       И ещё: «.. одна из сотрудниц Ленкома (театр имени Ленинского комсомола – А.М) попав впервые за границу (в Австрию), пройдясь по магазинам, выпив пива, посмотрев в кино фильм  «Эммануэль» (с обилием эротики и смелых постельных сцен, недоступных из-за цензуры советскому зрителю) вернулась к вечеру в отель к коллегам с кратким, но чрезвычайно решительным предложением: «Давайте застрелимся»». (№3 стр.192).
               Разве эти люди не душевнобольные? Что ещё можно подумать о тех, для кого подушечка, укреплённая с помощью резинки на пояснице и при необходимости сесть на пол или на парапет сдвигаемая под зад – вызывающий восхищённое умиление символ превосходства капитализма над социализмом. «№3, стр.193).
            На стр.198-201 Д. Травин смакует прелести буржуазного быта, в демонстрации  которых он видит главное достоинство, привлекательность и значимость для советских людей даже фильма  «Семнадцать мгновений весны». «Человек, сформировавшийся в 1970-х – 1980-х  годах – пишет он – посвятил все свои мысли тому, чтобы воссоздать эту жизнь возле себя …». (№3.стр.201».
         
              Статья Д. Травина – ещё одна довольно, на мой взгляд,  неуклюжая попытка опорочить советский период в истории России, развенчать  «мифы» об СССР. Идеальных обществ не было, нет и не будет. И в Советском Союзе хватало негатива, кто может и будет это оспаривать? Но всё познаётся в сравнении. Сравнение социализма и капитализма в разных странах в значительной степени некорректно, так как не учитывает уровня развития, влияния климатических, природных различий, разности обычаев, ментальности населения и множества других особенностей. Уникальная возможность действительно корректного сравнения возникла с реставрацией капитализма в республиках Советского Союза. Здесь элиминированы (исключены) все побочные влияния и стали предельно отчётливо видны изменения, вызванные именно переменой общественно-политического строя. Погрузившись после буржуазной контрреволюции 1991 года в «капиталистический рай», массы обнаружили, что жить в нём хуже и страшнее, чем в  «социалистическом аду». Изобилие магазинов и товаров в красивой упаковке вовсе не равнозначно для многих и многих такому же изобилию в личных холодильниках и на столах. Раскованные и нестеснённые  «тоталитарными»  условностями подростки под одобрительные выкрики друзей избивают в школах учителей, не взирая на их пол и возраст, убивают героев войны, чтобы завладеть их пенсией и наградами. Относительное и абсолютное обнищание большинства населения, толкающее на массовое воровство, бандитизм, проституцию. Моральная и нравственная деградация всего населения. А именно мораль и нравственность выделяют людей из животного мира. В массах растёт понимание, что их элементарно обманули. И, чтобы у людей не возникло желание возобновить построение социалистического общества, дмитрии травины вновь извлекают на свет божий  идеологический инструментарий «демократов»  -  завлекаловки и страшилки конца 80-х годов двадцатого века.
       Цикл статей очень убедительно продемонстрировал духовную нищету и гипертрофированный эгоизм как самого автора, так и лиц, чьи анекдотические свидетельства приводятся в статьях. Именно эти свойства натуры не позволили им, образованным и высокообразованным людям понять и принять прогрессивность и грандиозность целей и задач социалистической революции 1917 года, трудности построения во враждебном окружении нового общества, по сути новой цивилизации. Травина и ему подобных вряд ли когда-нибудь интересовало звёздное небо, бесполезное с точки зрения сиюминутной выгоды.

29.05.2012г.
 
               


Рецензии
Александр, Вы ВСЁ пишете правильно.

Что делать?
Что делать, когда порочат Советское время, в угоду сегодняшнего олигархья.
Замазывают глаза на нынешнее безрадостное положение и катастрофическое будущее России. Вот, говорят они, сейчас мы живём хреновато, а тогда было совсем хреново, а ещё раньше и вовсе не жизнь, а так... существование. А сейчас то о-го-го, и джинсы, и гувернантки, и свобода слова (ну, по крайней мере в интернете). Тьфу. Они счастье меряют джинсами.

Уходят люди, которые помнят, что жизнь тогда была НОРМАЛЬНОЙ. А те которые помнят - молчат.
Остаются Михалковы и Травины. Прихлебатели власти. Которые писались в штаны от восторга, выезжая за рубеж. Ничтожества.

Надо что-то делать.

С уважением.

Серый Леонид   10.09.2012 11:41     Заявить о нарушении