Вовка. 40 лет спустя. Начальные классы

Это было очень давно. Я учился в начальной школе, как ее тогда называли. Или в начальных классах средней школы. Так кажется более правильно.

Интересен факт, что как только мы стали учиться еще в первом классе, как то быстро у учителей появились хорошие и слабые ученики. Почему? Пришли то мы в школу одинаковые, маленькие,дети еще. И через какое-то время часть из них стала отличниками,а часть - троечниками и двоечниками.

Я был отличником и со второго класса меня стали "прикреплять" к плохим ученикам. Сейчас , вспоминая прошлое, я подумал, что среди моих детских друзей были только двоечники, которым я помогал , как мог. И списывать давал,  не жалея, и подсказывал, как мог.

Были неплохие ребята, были так называемые "хорошисты". Но сейчас мне вспомнились два человека, один из них Гена. Я не называю его по имени, потом вы поймете, почему. Он был твердым хорошистом. А второй был почти круглым двоечником и нарушителем дисциплины. Вовка Коноплянников.

Они жили втроем в одной комнате общежития прядильно-ниточного комбината. Вовка, его старший брат Шурка и их мама. Позже этот комбинат назовут "шпулькой", а молодых девчонок, работниц - соответственно "шпульками". И многие из нас, уже повзрослевших детей, лет 18 и чуть старше, часто были посетителями общежития "шпульки", забавляясь (простите, другого слова не смог найти) с девочками. Но тогда это было не совсем так, во всяком случае в моей памяти.

Вот представьте себе такую комнату в виде пенала, с одним оконом, возле которого стоял стол (за ним делали уроки дети и там же кушали), справа и слева вдоль стен стояли кровати, одна пошире, там спали Вовка с Шуркой, а одна поуже, для их мамы. В комнате был шкаф, еще что-то, я уже не помню. Мама работала на фабрике в разные смены и, естественно, не могла уследить за двумя пацанами, да деще с таким темпераментом, как у Вовки.

Вовка был как бы классным клоуном. Постоянно шутил, заставляя смеятся весь класс, острил, болтал, пел песенки. Учиться  он откровенно ленился. Математика - абсолютный ноль. Русский язык - полная .... Ж. Ну а поведение - сами понимаете.

Меня назначили помогать ему по математике и русскому. Я довольно часто бывал у них дома и его мама очень любила меня. В то детское время я не умел врать,а  ей это нравилось. Вовка стал учиться немного получше, но дисциплина была прежней. Однажды он не пришел на уроки. Его маму вызвали в школу и учительница при нас, учениках, которые оставались на продленке (а я уговорил мою маму оставить меня в ней, так как мой к тому времени друг Вовка был в этой группе - группе продленного дня), стала ругать Вовку. Девчонки, сидевшеие за парой стали защищать его, говоря, что он сидел на уроке. Учительница не верила. Тогда мама спросила меня. Мне было стыдно, но я соврал, поддержав Вовку и девчонок. Мне стыдно за это и сейчас, тем более, что Вовкина мама сказала:
- Мне все равно, что говорят девочки, я им не верю, но ведь Олег тоже подтверждает, что Вова был на занятиях.

Вот за это мне стыдно больше всего.

Вовка не был таким уж "оторвой". Он читал детские книжки. Кстати, именно он сказал мне, что в городе есть библиотеки, где можно брать книги и читать. С тех пор я просто влюбился в чтение и люблю это до сих пор.

Потом в классе появился оставшийся на второй год Шурка, Вовкин брат. Вдвоем они стали ставить класс на "рога". В общем, учителя еле дождались до 8 класса, когда эти два брата ушли.

На этом наши пути разошлись. В общем-то однажды , будучи уже в 10 классе,я гулял по городу с девочкой и встретил Вовку, который на скорую руку подрался с кем-то (я видел это издали), а потом подошел ко мне и, с трудом узнав меня,спьяну попросил закурить. Вот вроде и вся история. Я должен был бы добавить, что их мама измучилась с ребятами. Хотя они старались ее не обижать, но как-то так получалось в детстве, проказничали, дрались, а потом мама отвечала за них.

Прошло уже много лет. Больше 40 лет наверное. Не так давно на одноклассниках я увидел, что у меня на страничке побывал мужчина. Посмотрев на фамилию, я обрадовался. Это был Генка. Тот самый, с которым мы расстались после 8-го. Я написал ему, расскаязал о себе, попросил написать о его жизни, дал имя на скайпе. И не услышал ничего в ответ. 

И вдруг там же обьявился Вовка. Тот самый Вовка, с таким же лицом, только пополневший. Он написал мне, я обрадовался,а мы стали переписываться. Он рассказал мне о ребятах, кого уже нет. Не стало Шурки, Вовкиной мамы, чего мне очень жаль. Я рассказал ему о Генке. Оказывается, Генка так же отнесся к нему.

Теперь вы понимаете, почему я не назвал его фамилии. А Вовка живет в Белоруссии. Мне все равно, каким он был в школе и после нее. У него 14-летний внук, жена, дочка, ожидается еще внук. И я рад за него.


Рецензии
Как здорово. Не столько мораль, сколько атмосфера того времени...Кстати,один почти такой Вовка, мой одноклассник, написал мне, что я всегда отличалась независимостью... Надо же, я в школе сама про себя этого не знала, хотя это верно...

Ольга Штерн   18.04.2012 17:50     Заявить о нарушении
Ну мне так не пишут, просто заходят и радуются, что я есть. Без всяких там закидонов. Вот это и приятно. И очень хорошо, что Вовка не спился, даже здорово.

Олег Наумов   18.04.2012 18:53   Заявить о нарушении
Рассказ хороший раскрыта жизнь. Пишите не плохо, но вы постарайтесь из всех эпизодов жизни найти изюминку и её описать. Один отец учил сына рисовать и когда смотрел его работу говорил: Цветок ты написал правильно, но он не пахнет. Сын стал вытирать и снова и снова рисовать. И однажды отец сказал: " слышу запах" У меня тоже никак не получается запаха, но мне говорят что вот- вот. Не знаю удастся ли мне в этой жизни. Я просмотрел немного ваших работ и отмечаю вашу целеустремлённость.Я пишу и стихи иногда хочется всё бросить, но проходит время и снова берусь за перо. Пришел к выводу: только друг друга мы можем поддерживать. Даже если и не получится, мы оставим свои мысли внукам. Удачи вам, Олег. Приглашаю на Стихи.ру познакомьтесь с моими стихами.

Григорий Покровский   01.10.2012 20:01   Заявить о нарушении