Нужна экология межчеловеческого пространства

 
Уже научно и практически освоены промышленная экология и экология культуры, поднимают то и дело как сверхактуальный вопрос об экологии души. Вот только почему-то экология межчеловеческого пространства (ЭМП) оказалась вне поля зрения и экологов, педагогов и психологов. Хотя «плохая» ЭМП то и дело вызывает у человека чувство дискомфорта и, как следствие, подталкивает его к таким проявлениям агрессивности, которые, не будь этой причины, следовало бы назвать немотивированными.

Предположим на момент, что в обществе получила распространение известная максима: «не делай другому того, что ты бы не хотел, чтобы тебе делали», или, применительно к человеческому общению, «не веди себя так, чтобы это было неприятно окружающим - так же, как это было бы неприятно тебе самому».

Думаю, что от этого ЭМП вряд ли существенно бы улучшилась. В том-то и дело,  что у человека, в людном городе использующего при очищении носа вместо носового платка два пальца, а тротуар - как большую плевательницу, к другим, совершающим подобные же действия, никаких претензий вполне может и не быть. Ну не хватает ему чувства естественного отвращения, так что и отрицательных примеров для себя он не видит. Так что надо смириться: изменения к лучшему в ЭМП можно ожидать лишь от всеобщего образования, которое сформирует у обучающихся соответствующие культурные навыки.

Представления о «хорошей» ЭМП могут нарушаться, конечно, не только на уровне физиологических отправлений. Их причиной может стать поведение человека, где диагноз «толстокожесть» выводится из соображений психологических и социально-психологических. Но и это не все. В ЭМП как предметную дисциплину в широком понимании - а именно так и следует  понимать, поскольку речь идет о новом предмете школьного преподавания -- можно включить также и экологию языковой среды, экологию пространства рекламы и публичных объявлений и даже  экологию законодательной базы общества.

Нечего и говорить, что научные основы более традиционных экологических дисциплин, относящиеся к окружающей среде (подразумевается -- в условиях жизни на Земле), близземному  пространству, пространствам культуры и души -- также вкладываются в названную дисциплину благодаря общепринятому расширительному трактованию понятия пространства как философского термина.

Таким образом, экология межчеловеческого пространства как предмет преподавания в школе могла бы стать  дисциплиной
1) вполне  содержательной,
2) дающей учащимся целостную картину восприятия мира,
3)  преодолевающую дефицит панорамного мышления и потому
4) умиротворяющую нравы, дающую меньше поводов для проявлений агрессивности, а, значит, и насилия.

Что же касается того, будет ли эта новация принята учащимися, тут можно предполагать, что да, поскольку выстраивание своей личной стратегии приличного поведения, учитывающего, что другие «тоже люди», допускает широкое многообразие игровых ситуаций и театрализованных занятий. Нетрудно представить себе оживление учащихся при проведении тематических уроков ЭМП по таким, например, темам, как: «Завтрак в кругу семьи», «В вагоне трамвая/метро», «На работе», «На дискотеке», «За обедом в столовой», «На улице», «В библиотеке», с предложением учащимся показать «как надо» и «как не надо» в этих ситуациях себя вести.

Дидактическая ценность ЭМП как учебной дисциплины еще и в том, что через нее школьник естественно приобщался бы к принципам психологической культуры общения (напр., что некрасиво вторгаться в личностное психологическое пространство стоящего рядом человека - в переполненном транспорте, во время разговора и т.д.), а при выстраивании с участием преподавателя уровней поведения по степени его влияния на ухудшение (или улучшение) ЭМП --  приобретал бы навыки логического мышления при оперировании с понятиями нечетко определенного объема (что типично для гуманитарных дисциплин). Сложно разветвленная структура общей экологии как науки стала бы к тому же отличной базой для выработки у учащихся очень нужных в жизни качеств мышления - умения соотносить частное с общим, навыков оценочных суждений в этических категориях,  и т.д.

Сказанное выше прошу рассматривать как творческий вызов экологам, педагогам и психологам, как призыв к ним -- разработать программы преподавания ЭМП в средней школе. Свое консультативное участие в их составлении гарантирую.


Рецензии