Смешно сказать...

          Я давно уже не работаю редактором, но одна специфическая  редакторская привычка осталась у меня по сей день. Похоже, что это неистребимо.
          Где бы я ни была: в магазине, в транспорте, на улице, в парикмахерской – везде автоматически читаю любой, попавшийся на глаза текст (объявления, рекламу, правила поведения, ценники и т.д.). И сильно переживаю, когда замечаю в нем ошибки. Испытываю, так сказать, невыносимый редакторский зуд при виде наплевательского отношения к Слову… Более того, не могу не обратить на это внимание тех, кто, в силу своего служебного положения, должен исправить ошибку.
          Например, в одном солидном магазине возле кассы прочла объявление: «Уважаемые пакупатели! Расплачиваясь электронными картачками убедительная просьба, гаворить касиру!» Указала на него девушке, которая выбивала чеки: «Пожалуйста, скажите кому-нибудь, чтобы исправили этот текст, – неграмотно написано, и смысл хромает». – «Это не я составляла!» – ответила кассир. – «Да, я понимаю, что не вы… Но как-то нехорошо: в центре Минска, в приличном магазине – и такая безграмотность… Надо исправить, стыдно же за столицу!» - «Обратитесь к администратору, я тут ни при чем».   
          И она указала мне длинный, извилистый путь, по которому можно пройти к администратору. Подхватив свои сумки с продуктами, я, помедлив, все-таки последовала туда, куда меня направили. Дверь, за которой должен находиться администратор, оказалось запертой.
          Останавливаю первую попавшуюся даму в спецодежде: «Скажите, к  кому мне обратиться?.. Насчет объявления…» - «Какого объявления?» - «Возле кассы. Оно написано с ошибками, пусть бы исправили…» - «Я занимаюсь фруктами и овощами, а не какими-то объявлениями! Идите к администратору или к директору». – «Администратора нет на месте. А где директор?» - «Там!» - показала дама и пошла по своим фруктово-овощным делам…
          Короче. Директора я тоже не нашла. Пробовала обратиться с этой проблемой к другим работникам магазина, но они испуганно шарахались от меня, как от сибирской язвы.   
          Представила вдруг, как выглядит сие со стороны: какая-то ненормальная, с тяжелыми сумками в руках, пристает к нормальным занятым людям по поводу какого-то объявления, которое, видите ли, висит с ошибками возле кассы… Идиотизм да и только!..  Поругала себя трезвым внутренним голосом, однако отказаться от священной борьбы за справедливость не позволила редакторская совесть. Решила: коль уж начала заварушку, надо идти до победного конца.
          Попросила какого-то джентльмена в спецовке найти мне кусок бумажки. Он, после непродолжительных поисков, принес обрывок упаковки от печенья, на котором я и написала карандашом для подводки глаз: «Уважаемый директор магазина! Замените, пожалуйста, объявление, которое висит возле кассы. Оно написано неграмотно, а это неприлично для такого солидного магазина, как ваш. Предлагаю написать следующее…» И далее шел уже исправленный мною текст.
          Взяв у того же любезного джентльмена кусок изоленты, я прикрепила свое послание к директорской двери, и, невесело посмеявшись над собственным буквоедством, отправилась восвояси с чувством хорошо исполненного долга.
          А через несколько дней я забежала в тот же магазин за продуктами… Как оказалось, никто и не подумал заменить объявление. Так и висело оно, родимое, возле кассы – ярким свидетельством нашей, так сказать, всеобщей грамотности и высокой культуры…
          Хотела уже рвануться по знакомому маршруту в сторону директорского кабинета, а потом вполне резонно подумала: «Мне что, больше всех надо? Пусть позорятся, если всем на все наплевать!» И, подавив в себе проснувшуюся было редакторскую или даже гражданскую совесть, молча потопала из магазина… Но в душе все равно царапался, возмущался и мучился добросовестный редактор...            
            


Рецензии
День добрый, Светлана!
Видимо, это не только специфика редакторсого восприятия. Я совсем не переношу неграмотных текстов. Технарь по образованию, всю жизнь проработавшая программистом. И не думаю, что моя грамотность приближается к абсолютной. Но стараюсь. Даже здесь, на Прозе, где люди как-то пытаются приблизиться к литературе, полно безграмотных текстов. Что там плодово-овощные работники - мы литературой занимаемся! Творим!
Буквально на днях рассорилась с девушкой, которая свою разгромную рецензию на рассказ сочла нужным поместить отдельным текстом у себя на странице. И этот текст был позиционирован в разделе "литературная критика". После наших с ней пререканий текст был убран. Можно посмотреть у меня в рецензиях нашу переписку. Количество ошибок на совсем небольшой текст просто зашкаливает. И при этом она стыдит автора рассказа в таких выражениях: Исправьте, автор! Не позорьтесь!
Вот такие у нас на сайте случаются случаи.
Несколько дней прошло, но я никак не могу отойти от этого - царапается и мучает.
Извините, Светлана, что расписалась так.
Самого доброго Вам, весеннего и радостного,
Наташа

Наталия Михайлова   27.04.2012 14:08     Заявить о нарушении
Наташа, не носите долго в себе то, что "царапается и мучает", - эти "прелести" имеют обыкнование накапливаться и превращаться в критическую массу, которая разрушает своего носителя. Переступите и живите дальше - хотя бы из чувства самосохранения. В конце концов, весна на улице, солнышко светит - и этого достаточно, чтобы праздновать!

Светлана Бартохова   27.04.2012 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.