Истина против мифа протестантская трудовая этика

ИСТИНА ПРОТИВ МИФА: ПРОТЕСТАНТСКАЯ ТРУДОВАЯ ЭТИКА
http://thehistoricpresent.wordpress.com/
 
Протестанты, известные в XVIIвеке как пуритане Новой Англии, обычно описываются как люди, способные к долгому тяжелому труду и бережливости, благодаря чему они смогли не только увеличить свои богатства и власть, но и воспитать последующие поколения американцев идеей, что тяжкий труд – это добродетель, которая всегда окупается. «Протестантская трудовая этика» с XIXстолетия описывается как чисто американская добродетель. Инновации индустриальной эпохи, которые выпестовали США, рассматривались как результат не только ума американцев, но и их умения работать дольше и интенсивнее, чем любой другой народ. Если мы прилагаем все усилия, мы пожнем плоды.
Сегодня, два века спустя, трудовая этика почти всегда включается в дискуссии о том, что американские рабочие имеют наименьшие отпуска и больничные по сравнению с любой промышленно развитой страной. Базовым понятием является то, что американцы трудолюбивы, ибо это у нас в крови и мы не можем иначе. Получать отпуск больше двух недель – значит не только демонстрировать лень, но и поворачиваться спиной к нашим предкам, нашей истории и нашему национальному характеру.   
Все это ставит вопрос о том, насколько пуритане Новой Англии на самом деле почитали нудный, бесконечный труд, как мы думаем.
Новая Англия является предметом многих мифов: о том, что пуритане ходили только в черном, запрещали петь и танцевать, запрещали алкоголь, требовали ходить в церковь каждый день и регулярно жгли ведьм. Если бы эти мифы были правдой, пуританам Новой Англии не оставалось бы ничего в жизни, кроме как работать! Эти мифы не соответствуют действительности, но в том, что идею «трудовой этики» связывают с пуританами, есть зерно истины. Это долгая история, так что давайте начнем ее с самого начала.
Одной из самых радикальных черт политической платформы пуритан в их родной Англии была их решимость искоренить бедность. На протяжении более 1000 лет католическая церковь учила, что бедные благословлены Богом и есть источник благословения для человечества. Бедные дают всем остальным шанс попрактиковаться в благотворительности, что согласно католической догме есть способ искупить свою душу и попасть в рай. Поскольку бедные дают этому прекрасную возможность, они являются благословением для других; поскольку Бог предназначил им такую роль, они сами благословлены Богом.
Поэтому католицизм в целом не предпринимал никаких попыток искоренить бедность. Вместо того, чтобы улучшить состояние бедных, церковь давала многим людям возможность жить в нищете. Монастыри, больницы и другие учреждения существовали как варианты благотворительности (в Средние века больницы были местами скорее отдыха для заболевших бедняков, чем лечения). Эти учреждения поддерживались за счет пожертвований от населения, и это создавало удобную систему, в которой число бедных никогда не уменьшалось, но им не приходилось жить попрошайничеством или нарушать покой людей своим ужасным состоянием. Выскажем анахронизм: эта схема была похожа на машину с разбитым окном и отличной противоугонной системой. Стекло отсутствовало, но считалось, что без него можно обойтись, и его не меняли, так что все было не идеально, но вполне работоспособно.   
Пуритане врезались в эту постройку с огромной силой. Они были первой мощной, политически организованной группой в Англии, которая сказала, что бедность – это проклятие, знак гнева Бога на народ, и они должна быть уничтожена. Сегодня мы очень привыкли к «войне с бедностью», и трудно даже вспомнить, что в конце XVIвека, когда английские пуритане провозгласили эту идею, она была совершенно чужда обществу.
Как ни странно, вэту пору пуритане, как и многие североевропейские протестанты, не избежали влияния гуманизма. Гуманистически настроенные философы, как Эразм Роттердамский, выдвинули идею, что всякая человеческая жизнь имеет достоинство и ценность и что человеческий разум может различать добро и зло. Люди не должны полагаться на сверхъестественное откровение Божие, чтобы понять, как им жить. Они в состоянии выяснить, какие формы общества и государства больше всего способствуют человеческому счастью, а затем построить такое общество и государство, и они обязаны это сделать.  Не использовать наш разум было бы оскорблением Бога, Который наделил нас им.
Английские пуритане ценили человека. Их религиозные убеждения были направлены на личность, ищущую мудрости Божией и Его благодати. Единственный реальный способ узнать Бога и Его волю – это читать Библию. Пуритане, как и все протестанты того времени, были убеждены, что католический метод, когда священник читал из Библии приходу – это пародия. Отрывки из Библии, выбранные в Риме для заполнения литургического года, зачитывались по-латыни людям, которые не понимали их и не чувствовали связи с ними. Для пуритан каждый должен был уметь читать Библию сам, выбирая отрывки на основе своих уникальных духовных нужд или результатов, достигаемых проповедями и библейскими кружками. Только благодаря чтению Слова Божия в молчаливом созерцании можно однажды получить Божию благодать, спасающую от ада. Изучение Библии – единственный путь ко спасению. Это означало, что уже в XVIвеке пуритане учили читать всех прихожан, включая женщин и девушек. Это был дикий либерализм и революция! Всеобщая грамотность была вещью, невообразимой по тем временам. Но пуритане продолжали настаивать, что это единственно возможный способ спастись.
Добавьте религиозные убеждения к гуманистической мысли, что все люди имеют значение – и вы получите пуританскую мысль, что каждый верующий должен иметь возможность улучшать себя и духовно, и материально. Ибо если вы бедны, у вас нет дома, нет Библии и нет образования. Вы никогда не читаете Библию, и не можете сделать ничего, кроме как обременять общество. Именно поэтому бедные прокляты и на земле, и за гробом. На земле они презираемы и с ними плохо обращаются потому, что они обременяют других. В будущей жизни они могут быть отвержены.
Искоренение нищеты было только первым шагом в создании в Англии правительства, которое позволяло бы людям жить благочестиво, достойно и продуктивно. Если люди грамотны, они могут зарабатывать деньги и даже создать свое дело, могут купить Библию и читать ее, и обрести Божию благодать. Капитализм в Англии в эту пору просто собирал свой первый урожай. Торговцы и другие предприниматели смогли сколотить значительные состояния.
Большинство ранних пуритан были горожанами, в основном жителями Лондона, и они были предпринимателями, которые хорошо, и часто очень хорошо, занимались своим делом. В конечном итоге они были в состоянии финансировать компании, которые спонсировали основание колоний Массачусетского залива в 1630 году. Они чувствовали себя на переднем крае нового мира, в котором любой может начать свой бизнес и процветать, если будет грамотным, трудолюбивым и праведным. Каждый должен следовать по этому пути. Бедность не следует поощрять или попустительствовать ей.
Мы видели, что английские пуритане хотели уничтожить бедность и поощрить частные предприятия, и они энергично кинулись в объятия только что появившейся капиталистической системы. Их религия побуждала их к достижению этой цели, но они не требовали у Бога чудес. Среди пуритан были обращенные аристократы, могучие люди, заседавшие даже в палате лордов, и большинство пуритан с самого начала были политически активны. Будучи членами обеих палат парламента, они постоянно волновали двор и прессу, добиваясь перемен.
К сожалению, пуритане не отказались от своего требования, чтобы государственная церковь была коренным образом «очищена» (отсюда само их название) и лишена остатков католицизма. Елизавета и Джеймс Iтвердой рукой остановили религиозные волнения, которые неизменно проводили к общественным потрясениям и кровопролитию и в итоге довели до гражданской войны. Англия уже пережила чрезвычайно жесткий религиозный конфликт при Тюдорах, завершившийся появлением уникальной протестантской нации: Церковь перешла в руки английского правительства, полностью отделившись тем самым от Рима. Англиканская церковь была нейтральной, протестантской по умолчанию, не будучи собственно лютеранской или кальвинистской, она избежала как подчинения Риму, так и принадлежности к любому из течений континентальных протестантов.   
Эта политика поддерживала хрупкий мир в Англии с 1558 года, когда Елизавета вступила на престол. На пуритан, которые требовали дальнейших реформ в кальвинистском направлении, смотрели недобрым взором. Король Джеймс ненавидел пуритан и особенно сепаратистов, считавших, что исправление англиканской церкви невозможно и потому оставивших ее. И пуритане и сепаратисты стали преследоваться в Англии за измену.
Отказавшись снять свои религиозные требования, пуритане продолжали добиваться также социальных реформ. С 1620-х гг. многие из них стали опасаться, что Бог оставил Англию, чтобы, возможно, уничтожить ее. Когда ненавистник пуритан прокатолик Уильям Лод стал в 1630 г. главой англиканства, он начал кампанию по искоренению пуритан, что повсеместно сделало их жизнь очень опасной. В том же году небольшая группа влиятельных пуритан покинула Англию. Под руководством Джона Уинтропа, известного королевского адвоката и землевладельца, они поехали на безопасное место в Америке, где можно было переждать гнев Божий на Англию. Они были убеждены, что хотя Англия наказана, Америка будет процветать и ее святые заставят Англию вернуться к Божией благодати. Именно тогда были основаны колонии Массачусетского залива с правительством в Бостоне.
Давайте посмотрим теперь на идею, что процветание США было основано на тяжелом труде пуритан. Мы видели, что они покинули Англию, когда их амбициозные религиозные и социальные реформы, в том числе искоренение бедности, ни к чему не привели. К тому времени, когда начался отъезд пуритан в Америку, Англия была в тисках запущенной Стюартами антипуританской кампании, и казалось, никаких надежд на реформирование английского общества не было.
Когда пуритане прибыли в Америку, основав колонии, они действительно трудились не покладая рук. Но на самом деле – не потому, что они хотели радикальных социальных реформ. Напряженный труд был необходим просто потому, чтобы освоить новую землю. Вспомним, что почти все пуритане были горожанами, а не фермерами – даже те из них, кто жил на селе. Поэтому приехать в Америку и приступить к крестьянскому труду было делом, очень тяжелым для них. Против них были три вещи: во-первых, недостаток земли, каменистой и не слишком богатой, во-вторых, отсутствие сельскохозяйственных знаний и умений, в-третьих, чужой климат. Если бы они были готовы к фермерству, жизнь в Массачусетсе могла быть намного легче. Многие пуританские поселенцы жаловались на необъяснимую несправедливость того, что индейцам-язычникам приходится прилагать меньше усилий, тогда как богобоязненные пуритане гнули спину от рассвета до заката, не получая достойных урожаев. Пуританские фермеры смогли приспособиться к американским условиям, но в основном они боролись за жизнь и никогда не чувствовали себя комфортно. Так что тяжелый труд не был для них частью твердого плана или трудовой этики, но реакцией на жестокую нужду, а отчасти и плодом неведения.
Пуритане, однако, покончили с праздностью в Америке. В Англии это было невозможно, ибо блокировалось ордами сторонников множества религиозных праздников, которые в Америке не могли навязывать своей политики. Для пуритан все дни были  святыми, потому что они даны Богом, и праздники запрещались как оправдание пьянства и разврата (каковым они, увы, и были тогда). Даже Пасха и Рождество не отмечались как особые дни. Но это не значит, что все это время пуритане работали.  На проблемы, встававшие перед пуританским Массачусетсом, колония отвечала многими днями поста и молитвы. В эти дни работа прекращалась или сводилась к минимуму. В воскресенье, конечно же, никто не работал.
Новая Англия была основана семьями. Эти семьи создавали фермы, чтобы жить. Пуритане не занимались работорговлей в сколь-либо существенном объеме – отдельные зажиточные семьи могли позволить себе купить черного раба, но многие считали, что это грех и попытка избежать труда, который уделил нам Бог, и в Новой Англии было очень мало рабов. Таким образом, ее жители действительно работали больше, чем, скажем, в Вирджинии, где почти сразу же была принята плантационная система, обслуживаемая рабами и слугами, и где практиковалось англиканство и отмечалось множество праздников.
Если пуритане в Новой Англии  тяжело работали, то это было нуждой, а не выбором. Это спасло подавляющее большинство семей, которые жили от урожая до урожая, не наживая никаких богатств. Однако пуританские фермеры не могли сказать, что им было тяжелее, чем вирджинским рабам. Любое хозяйство в колониальной Америке было тяжелым трудом для всех, кто не был ее коренным жителем.
Пуритане принесли интенсивный труд в Америку потому, что они вынуждены были заниматься сельским хозяйством неподготовленными и на неподходящей земле. Но то же самое происходило везде и не было частью особого плана или «трудовой этики». Трудно сказать, насколько их работа пережила Новую Англию и создала наследие всей американской нации. Тогда почему миф о ней существует и весьма живуч? На то есть две причины.   
1.Когда жизнь была трудной, а успех – неуловимым, некоторые люди все же добились многого. Почему, спрашивали пуритане? Идея, что благосостояние должно быть знаком Божия благоволения и, возможно, даже признаком благодати и спасения, существовала среди пуритан в Англии. Но только в Америке она превратилась в итоге в идею, что успех есть признак спасенной группы! Поэтому пуритане много трудились потому, чтобы другие их не воспринимали как неудачников, оставленных Богом. Это была тревога не столько о принятии или отвержении Богом отдельного человека, сколько  о судьбе общины и своем статусе в ней. Пуританские пастыри постоянно повторяли отвержение той мысли, что Божью благодать можно заработать. Однако озабоченность тем, как каждый влияет на других, вела пуритан к настойчивости в труде ради сохранения и утверждения общины.
2. Позже, в XIXв., возникла реакция на иммиграцию католиков. Когда орды их затопили города США, народ кроме обычного отвращения к тем, кто был чужим для святых предков, приписывал ирландцам лень, преступность, пороки и ересь. Да кто они такие, приехали на все готовенькое – в отличие от нас, построивших нацию неустанным трудом! Наши предки никогда не просили милостыню и не посылали детей попрошайничать на улицах! Это католицизм пакостит и порождает пороки. Предрассудки сделали свое дело, оттенив образ протестантской трудовой этики.
Так из-за страха прослыть неумехами и быть отвергнутыми борющейся за жизнь общиной, и антикатолических предрассудков американцев родился миф. К сожалению, он был вреден уже в XIXвеке, и если это действительно причина того, что американцы работают больше европейцев, он вреден и сегодня.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии