Шейн Розенталь. Зачем изучать богословие?

ЗАЧЕМ ИЗУЧАТЬ БОГОСЛОВИЕ?
Шейн Розенталь (1993)


Американская культура, вероятно, ориентирована если не на развлечения, то на антиинтеллектуализм, и этот подход не остался без влияния на американское христианство. Слишком часто христиане смущаются богословски глубоким отражением богатства доктрин Библии, но на самом деле это вещи, которые составляют наиболее захватывающую и полезную часть христианской жизни.
В своей борьбе против религиозного либерализма 1920-х гг. Дж.Грэшем Мейчен обобщил либеральный подход к христианству: «Богословие или знание о Боге считаются смертью религии. Мы не должны стремиться к познанию Бога, но должна просто чувствовать Его присутствие». С таким подходом принстонский апологет не мог заставить себя согласиться. «Следует отметить, что если религия состоит лишь в чувстве присутствия Бога, она лишена каких бы то ни было моральных качеств. Имеет наибольшее значение то, что мы думаем о Боге, ибо познание Бога является основой религии». Другими словами, если чувства и опыт суть религии, то, возможно, можно было бы оправдать убийство, воровство или оккультные баловства тем, что от этого нам хорошо. Основатель христианства, однако, провозгласил другой подход: «Вы действительно Мои ученики, если вы соблюдаете учение Мое» (Иоан.8.31 KJV).
Бесспорно, существуют основные доктрины христианской веры. Мы исповедуем, не просто факт смерти Христа, но что его смерть была искуплением за грехи. Истинная вера, таким образом, опирается на фундамент определенных доктринальных утверждений, например, «я верю, что Иисус умер за мои грехи. Однако сегодня постоянно приходится слышать, как христиане говорят: «Я не понимаю богословских вещей. Пусть ими занимаются пасторы, для этого они кончали семинарии». К сожалению, это не истинная вера. Истинная вера христианина основана на завершенном деле Христа, тогда как человек, который делает такие заявления, верит или в свою веру, или в пастора. Если вы верите в веру вашего пастора, то что произойдет с вами, если он сбежит из церкви вместе со своей секретаршей? Если вы предоставите богословие так называемым экспертам, как вы распознаете, если в вашей церкви начнут учить лжеучениям (Еф.4.14)? Как вы будете делиться своей верой с другими людьми? (1 Пет 3.15). Что удержит вас от вступления в культ или в нехристианскую религию? Приобретая понимание того, во что вы верите и почему вы верите, вы сможете решать вопросы такие, как эти.
Повеление любить Бога всем своим сердцем, умом, душой и силами является серьезным повелением, и это позволяет предположить, что все наше тело и разум должны принимать участие в поклонении Богу. К сожалению, современная американская культура не поощряет нас использовать наш разум. Часто в церкви это маскируется под духовное превосходство "Зачем мудрить над богословскими тонкостями, разве не является главным то, что мы любим Иисуса и служим Ему?». Всякий раз, когда я слышу подобные вопросы, я обычно задаю вопросы несколько другие: Кто такой для вас Иисус? Он просто «хороший парень», великий учитель или Бог в человеческой плоти? В чем смысл Его смерти: Он просто показал нам, как сильно Он любит нас, или он удовлетворил Божий гнев по отношению к нам? Что это значит - служить Ему? Это предполагает принимать наркотики и получать мистический опыт, бросая молодых девственниц в вулкан, или стремиться любить своего ближнего как самого себя? Видите ли, если богословие действительно не имеет значения, не было бы никакой разницы, Кто Христос или даже, как мы спасены. Как Дороти Сейерс утверждает в своей книге «Вера или хаос»: «Догма – это не театр!». Христос заслуживает нашего почитания в силу того, Кто Он есть и что Он совершил, и это именно богословие!
 Другая фраза, которую я слышу часто в эти дни, такова: «Ну, моя идея Бога...." Проблема в том, что ваше представление о Боге как раз может быть идолопоклонством, если оно не основано непосредственно на Слове Божьем. Богословие определяет границы наших мыслей о Боге, он учитывает все библейские данные по конкретным темам, таким, как атрибуты Бога, дело Христово или последствия греха. Богословие – это попытка дать отчет о том, как Бог явил Себя Своему народу в истории. Вот почему богословие в конечном счете есть наиболее практичная вещь, и оно может оказать христианину реальную помощь, ибо что может быть более практическим, чем знать, Кто есть Бог, что есть основное послание Библии и т.д . Игнорирование Божия откровения и сосредоточение внимания лишь на том, что Христос может сделать для нас сейчас с точки зрения опыта, изменения жизни и т.д. ведет к утере самой сущности христианства, которое сосредоточено на историческом Евангелии смерти и Воскресения Христа. Опять же, Мейчен пишет: «Если бы спасительное дело Христа состояло только в том, что Он делает сейчас для каждого христианина, не было бы такого понятия, как христианское Евангелие. Восприятие неких событий, изменивших жизнь данного человека, не учитывает того, что мистицизм довольно сильно отличается от христианства».
Одной из многих молитв Павла за молодую развивающуюся Церковь во всем древнем мире было то, чтобы христиане росли в мудрости и познании Бога: «непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его» (Еф.1.16-17). Хотя христиане сегодня действительно выражают заинтересованность в познании Бога, они обычно делают это вне каких-либо глубоких размышлений о Боге. Но здесь Павел ясно учит, что возрастание в мудрости, познании и глубинном понимании Бога поможет нам лучше знать Его лично. Более того, это был не просто совет, а то, за что Павел часто и искренне молился. Но, скажете вы, Павел также говорит, что «знание надмевает» (1 Кор.8.1). Да, это правда, есть опасность самомнения, когда грешники начинают приобретать добродетели, которые для Павла являются гораздо меньшими, чем любовь. Тем не менее Павел не предполагает, что мы из-за этого должны оставаться в невежестве, но постоянно призывает нас: «Пусть Слово Христово вселяется в нас обильно, и учите и увещевайте друг друга во всякой премудрости» (Кол.3.16).
Кроме того, Апостол Петр писал: "Его Божественной силы Его даровано нам все необходимое для жизни и благочестия через наше знание о нем Это наше знание о Боге для Петра является топливом благочестия. Избегать богословия, следовательно, означает впадать в нечестие. И это именно тот апостол, у которого Сам Иисус спросил: «Вы за кого почитаете Меня?». Петр ответил: «Ты Христос, Сын Бога Живого". Иисус ответил: "Блажен ты, Симон, сын Ионы, ибо не человек открыл тебе это, но Отец Мой Небесный» (Мтф.16.15-17). Здесь взгляд Петра на Христа, его, говоря богословски, христология утверждает истину от Бога. Но позже когда Иисус, объяснял, что он должен "идти в Иерусалим и много пострадать от рук старейшин, первосвященников и учителей закона, и что он должен быть убит", Петр, отозвав Его в сторону, начал прекословить Ему . "Никогда, Господи!" сказал он. "Это никогда не должно случиться с тобой!». Иисус же, обратившись, сказал Петру: "Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, ибо думаешь не о том, что Божие, а что человеческое» (Мтф.16.21-23). Здесь Петр явил богословское нечестие. На самом деле это было настолько нечестивым, как будто с Иисусом заговорил сам сатана. Но что же было такого плохого в словах Петра? Только то, что он был сосредоточен на человеческом, а не на миссии Христа на Кресте. Это одна из самых больших проблем в Церкви сегодня. С многих кафедр в стране вы услышите страстные и захватывающие, иногда очень религиозные вещи. Но многие из них в конечном счете направлены на человеческое, а не на центральное значение Креста. Если Петр мог попасть впросак, может попасть и ваш пастор, и вы.
Вот суть проблемы для нас сегодня. Поскольку мы считаем, что богословие не имеет значения, мы начинаем сообразоваться с миром, а не «преобразоваться обновлением нашего ума» (Рим.12.2). Только если мы сопротивляемся акценту на личный опыт и антиинтеллектуализму наших дней и начинаем добывать богатейшие ресурсы нашей веры и наследия, мы не будем больше «младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Еф.4.14).

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии