Роджер Элсворт. Странное покаяние

СТРАННОЕ ПОКАЯНИЕ
Роджер Элсворт

 
Выслушав все слова сии, Ахав разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище, и ходил печально. И было слово Господне к Илии Фесвитянину, и сказал Господь: видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его

3 Цар.21.27-29
 
Одной из основных проблем современной Церкви является странный подход к покаянию. Множество людей выходят к алтарю, произносят нужные слова и присоединяются к общине в качестве, как это деликатно называют, неактивных членов. Для объяснения этого печального положения дел предлагаются самые разные объяснения. Некоторые приписывают эту проблему абсурдности ситуации, при которой никто не наставляет людей. Они утверждают, что «неактивные члены» пришли в Церковь, действительно желая служить Господу, но никто не поощрил их и объяснил, что следует для этого делать, и они все бросили. Другие говорят, что проблема состоит в невозможности обучить новообращенных христианской жизни. Часто нам говорят, что мы просто предлагаем людям принять Иисуса как Спасителя и не можем сказать им, что они должны также принять Его как Господа. Многие, таким образом, оказались как бы на полпути домой. Они не потеряны, но и не живут для Господа. Они, как утверждается, «плотские христиане», которые в принципе спасены, но живут подобно неверующим.
Общее допущение при обоих этих объяснениях – то, что люди, которые действительно исповедовали свою веру, были спасены. Похоже, лишь очень немногие готовы допустить возможность того, что многие наши «неактивные члены" просто никогда по-настоящему не познали Бога вообще; что их покаяние было поверхностным и неполным, и что, следовательно, они остаются в своих грехах.
Нежелание говорить о поверхностном покаянии удивительно, потому что Писание много говорит по этому вопросу. Есть, например, учение Иисуса в Нагорной проповеди, где Он открыто предупреждает об опасности быть обманутыми относительно своих отношений с Богом (Мтф.7.21-23), и в Своей притче о сеятеле Он говорит слушателям о «каменистой почве» из тех, кто с радостью приемлет Слово, но в ком оно не укореняется (Мтф.13.20-21). Кроме того, у нас есть ясные предупреждения от Павла (2 Кор.13.5), Петра (2 Пет.1.10-11), Иоанна (1 Иоан.2.18-19,5.13) и автора Послания к Евреям (Евр.6.4-6,10.26-39) об опасности ввести себя в заблуждение относительно своего возрождения. У нас есть также несколько замечательных примеров ложных обращений. Исав (Евр.12.16-17), Иуда Искариот (Деян.1.16-20), Симон Волхв (Деян.8.9-24) и Димас (2 Тим.4.10) – все они прошли через ложное покаяние.
В Ветхом Завете есть повествование об Ахаве. Мы видим, что, услышав от Илии весть о суде,  Ахав «разодрал одежды свои, и возложил на тело свое вретище, и постился, и спал во вретище», нося траур. Писание также говорит нам, что из-за этого самоуничижения Бог отложил обещанное осуждение.
Многие без сомнения скажут нам, что Ахав, заклятый враг Бога и благочестия, возродился и жил с Господом всю свою дальней          шую жизнь. Конечно, каждое чадо Бога хотело бы  в это верить. Мы все хотели бы видеть Ахава гуляющим вместе с Илией по улицам золотого города. Однако, несмотря на то, что некоторые из величайших грешников были вырваны из ада в последний момент, есть основания думать, что Ахав  не был одним из них.
Раскаяние Ахава было очень ярким и впечатляющим, но вспомним, чего он не сделал. Во-первых, он не отрекся от Иезавели и не сделал ничего, чтобы снизить ее вредное влияние в царстве.  Во-вторых, он не предпринял никаких действий для восстановления виноградников Навуфея для его наследников или ближайших родственников. В-третьих, он не порвал со своими кумирами – когда он и Иосафат, царь Иудейский, решили начать войну против Сирии, Ахав советовался с 400 лжепророками (3 Цар.22.6). Если бы Ахав действительно возродился, можно было бы с уверенностью сказать, что он не впадет в эти ситуации, но так не случилось.
Мы также должны вспомнить, что если Ахав призвал 400 лжепророков, которые заверили его в успехе войны против Сирии, то Иосафат хотел услышать «пророка Господня», и такой пророк был, но Ахав сказал: «Я не люблю его, потому что он никогда не пророчествует ничего хорошего обо мне, но всегда плохо» (22.7-8). Тот факт, что это был пророк Михей, не говорит об Ахаве ничего хорошего. Царь Израиля действительно не раскаялся в своем грехе, и его признание в своей ненависти к слуге Божьему должно снять все вопросы о состоянии его души.
Но если покаяние Ахава было поддельным, то как мы можем объяснить, что он равл на себе одежду, постился и пребывал в трауре? Ответ таков, что все это было вызвано страхом суда, а не истинной скорбью о грехе. Ахав к тому времени очень хорошо знал, кто такой Илия. Он знал, что все, сказанное пророком, наверняка сбудется, и он был растерян, поскольку суд Божий висел над ним, и он не мог избавиться от него. Что может быть плохого в этом страхе суда? Библия говорит, что  мы все должны в конце концов предстать перед Богом, чтобы дать отчет о себе (Рим. 14.12;. Евр. 9.27), и даже предупреждает нас бояться Того, Кто обладает властью «ввергнуть в геенну" (Лк. 12.5). Таким образом, на первый взгляд кажется, что несколько несправедливо критиковать Ахава за то, что он испытывал страх суда.
И все же мы должны иметь в виду, что Библия говорит нам о суде для того, чтобы мы возненавидели грех и отвернулись от него. Именно грех приводит к осуждению. Ахав боялся суда, но он не возненавидел свой грех. Он верил Слову Божию, но не желал оставить грех. Он хотел избежать суда и в то же время цеплялся за свой грех – но это невозможно.
Поскольку Ахав не ненавидел по-настоящему свой грех, он прибегал к простым внешним ритуалам, чтобы предотвратить суд, и в то же время цеплялся за грех в своем сердце. Господь одобряет плач и скорбь, лишь если они творятся от всего сердца. Но если сердце не разрывается от скорби о грехе, нет никакого смысла разрывать одежды (Иоиль 2.12-13). Ахав разодрал одежды, но его сердце было таким же, как и всегда.
Многие сегодня находятся в точно таком же положении. Они верят Слову Божию, но не делают того, что оно предписывает. Они знают, что Бог есть, и что они должны будут некогда предстать пред Ним, но они стараются подготовиться к этому дню просто через внешние обряды, а не разрывая с грехом. Сколько людей ходит в церковь каждое воскресенье в надежде на то, что религиозные обряды умилостивят Бога, и в то же время не отворачиваются от своих грехов?
Но есть еще один каверзный вопрос. Если покаяние Ахава было ложным, то почему Бог принял его и отложил его осуждение на некоторое время. Возможны разные ответы.
- Бог всегда являет величие Своей милости. Пророк Исайя говорит, что суд – «необычайное дело» Божие (Ис.28.21), которое показывает нам, что Он не получает удовольствия от суда. Осуждение для Него всегда крайняя мера.
- Откладывая суд над Ахавом, Бог старается утешить читающих эти страницы. Если Бог достаточно благ к тем, кто раскаялся лишь отчасти, то что Он сделает для тех, кто искренне кается? Мэтью Генри выразился так: «Если даже отчасти раскаявшийся пошел в свой дом не без милости, то искренне кающийся, без сомнения, пойдет в свой дом оправданным».  Но поскольку Бог благоволит к милостивым, Он никогда не пойдет на компромисс со Своим Словом. Временная отсрочка, уделенная  Ахаву, ни на йоту не изменила Божие обещание судить Ахава и его семью. Суд пришел, как Бог и обещал.
Притча о смоковнице прекрасно показывает Божию милость и суд. Именно Бог есть хозяин бесплодной смоковницы. Поскольку Он милосерден, Он дал согласие ей расти еще год, но к концу этого года смоковница должны была быть срублена. Вывод очевиден. Божья милость прекрасна, но она кончается (Лк.13.6-9). В наше время люди, кажется, легко и просто приходят ко Христу. Глубокое знание своего греха и искренняя скорбь о нем становятся все более редкими. Церкви и проповедники так хотят получить новых членов, что они охотно принимают всех номинально исповедующих свою веру. Как же мы должны помнить об Ахаве и его ложном покаянии! Оно учит нас двум очень серьезным вещам.
Можно пройти долгий путь в религии и все же по-настоящему не возродиться.
Истинное покаяние всегда означает изменение отношения ко греху и изменение поведения.
Пусть Бог поможет каждому, исповедующему веру, извлечь этот урок, чтобы исследовать наши сердца и убедиться, что наше исповедание является подлинным. 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn   


Рецензии