Первые баптистские церкви в Америке

ПЕРВЫЕ ЧАСТНЫЕ БАПТИСТЫ В АМЕРИКЕ
Роберт Лэки (1992)
http://asweetsavor.info/erl/particular.html
 
Продолжая наш беглый взгляд на историю баптистов, мы подошли к происхождению наших братьев в Америке. Сегодня существует много мифов, без сомнения, созданных из лучших побуждений приукрасить историю баптистов в нашей стране. Я  уверен, что все слышали историю Роджера Уильямса как первого баптиста в Америке. Однако Уильямс никогда не был баптистом в библейском или историческом смысле слова. Мы покажем, что баптисты и баптистские церкви существовали в Америке прежде, чем там появился Уильямс.

Чтобы выяснить происхождение нашего народа в Америке, мы должны вернуться в Англию и взглянуть на ситуацию там во время первой волны эмиграции в Новый Свет. Первая великая пора этой эмиграции – это эпоха Иакова и Карла I. Религиозные преследования тех лет заставили многих пилигримов и пуритан покинуть Англию и искать лучшего места за океаном. Протекторат Кромвеля был великой эпохой религиозного мира в Англии.   Права свободных людей поклоняться Богу согласно велению своей совести были подтверждены, хотя и не сразу. После Кромвеля, с реставрацией Стюартов на престоле Англии, религиозные преследования  начались снова. Карл делал обещания свободы, чтобы заручиться всесторонней поддержкой общества для своего бескровного возвращения на трон, с которого был свергнут его отец. Его тайной целью было, однако, восстановить гегемонию Церкви Англии, подавленную Кромвелем, и поставить ее на высшее место в английской церковной жизни. Попытайся он сделать государственной религией католицизм, ему и это сошло бы с рук. Из-за этого возрождения преследований, многие нонконформисты нашли убежище на берегах Нового Света. Большинство из тех, кто искал свободу вероисповедания, были конгрегационалистами или пресвитерианами, которые впоследствии стали такими же нетерпимыми, как и епископальная церковь, которую они оставили. Тем не менее среди эмигрантов были и некоторые баптисты.
Большинство этих ранних баптистских эмигрантов не оставили своих имен в анналах истории. Их общины были запрещены пуританами Массачусетса и епископалами Вирджинии. Если они вообще встречались, то в глубоком подполье. Тем не менее мы знаем из их текстов, что многие люди, ставшие лидерами Частных баптистов в Англии, придерживались тех же принципов, что и их собратья в Америке. Действительно, мы знаем (и будем благодарны любому, кто предоставит дополнительные источники), что Хансард Кноллис, возможно, был крещен в это время в Америке. Томас Патиентв предисловии к своему сочинению о крещении говорит о баптистах Новой Англии, просвещенных Духом Святым. Новоанглийское духовенство не выдерживало этого притока «анабаптистов и антиномистов» и  начало суровое систематическое преследование всех, кто не соответствовал его принципам.
В эту сферу единства церкви и государства и пришел Роджер Уильямс. О его страданиях сказано многое, а его настойчивая защита религиозной свободы с момента его первых публикаций получила высокую оценку миллионов людей. Мы не можем сказать ничего плохого о его характере как человека или общественного деятеля, но мы отрицаем, что он был баптистом или основателем баптистской церкви. Как человек глубокой мысли и убеждения, Уильямс пытался выяснить истину в вопросах религии. Приехав в Америку, он стал пастором общины в Сейлеме, Массачусетс.Он поссорился с религиозной и политической (что было в принципе одним и тем же) иерархией своей колонии по следующим вопросам: 
1.Мы имеем королевское свидетельство на землю, но ее истинными владельцами являются индейцы.
2. Нельзя считать злые поступки действием Бога.
3. Не следует сохранять приходское устройство, которое было в Англии. 
4. Авторитет гражданских судей распространяется только на тело и имущество, но не на внутреннее состояние людей.
По подтверждении этих четырех вещей Уильямс был приговорен к изгнанию в 1635 году. Ему дали шесть недель, чтобы покинуть колонию, но приговор не был исполнен, как постановил суд. Когда он не покинул колонию в течение трех месяцев, было постановлено выслать его обратно в Англию. Он решил, однако, уйти из города в середине зимы, а не ехать в Европу. В силу его дружбы с семьей индейцев, которые доверяли ему больше, чем другим белым, он смог перезимовать и приобрести у них участок земли, которая стала колонией Провиденс Род Айленд.
В 1639 г. Уильямс вместе с некоторыми другими людьми счел, что на них сошел Святой Дух, чтобы восстановить таинства Евангелия. Иезекииль Голлиман крестил Уильямса повторно, а тот крестил самого Голлимана и 11 других верующих. Они были весьма удовлетворены тем, что их действия представлялись обоснованными Писанием. Уильямс, однако, судя по всему, задумался о порядке (или отсутствии порядка) в том, что они создали. Спустя четыре месяца после их крещения он признал принятые ими меры недействительными и объявил, что на земле не осталось истинной Церкви, служений и церковных властей, и что он имеет апостольскую власть возродить ее заново. Он никогда больше (насколько известно) не принял участие в собраниях какой-либо деноминации. По данным Коттона Мезера, ведущего пуританина Новой Англии и недруга Уильямса, к 1642 г. община последнего «никуда не годилась». С уходом своего лидера она развалилась вместе с принципами, которые он создал. Любой, кто пытается сделать Роджера Уильямса основателем баптистов в Америке, ничего не знает об истинной истории нашего народа.
Одним из первых эмигрировавших баптистских служителей был д-р Джон Кларк. Старейшина Кларк был врачом и служителем еще до приезда в Америку в 1637 г. О его молодости известно немногое, но он получил медицинское образование в Англии еще до его эмиграции. Он также крестил (согласно старейшине Стиллуэллу) и, по-видимому, рукоположил Джона Спилсбюри и Уильяма Киффина, поскольку его единственная опубликованная работа была адресована их общинам. Из-за нетерпимости бостонских служителей, которые сочли его антиномистом, он поселился с другими людьми подобных убеждений на острове, ныне называемом Ньюпорт, Род-Айленд. Д-р Кларк сколотил общину из 17 изгнанников, среди подписавших устав которой были Уильям Аспинуолл и Эдвард Хатчинсон. Мы не уверены, что это были те самые люди, которые впоследствии распространяли баптистскую веру в Англии, но было бы странно, если бы это было не так.   
Поселившись на острове, д-р Кларк создал в 1638 г. баптистскую общину – первую, о которой мы знаем в Америке. Многие баптистские изгнанники перешли в нее прежде, чем они могли бы подвергнуться гонениям, так что в архивах других церквей записей о них, по-видимому, не осталось.
Д-р Кларк, Обадия Холмс (который был старейшиной этой Церкви) и диакон Джон Крэндалл пострадали от пуритан Массачусетса. Они пошли в Линн, Массачусетс, чтобы посетить пожилых членов общины, которые более не могли посещать ее. Когда они проповедовали в домах этих братьев, магистрат арестовал их за проведение несанкционированных молитвенных собраний. Три служителя были брошены в тюрьму за это «преступление». В ту ночь они были вынуждены присутствовать на собрании государственной церкви. Они показали свое презрение к ее порядкам, не сняв головных уборов, пока их не заставили снять таковые силой. Они читали свои Библии во время службы, а когда собрание закончилось, попытались обратиться к народу и объяснить причины своего неучастия в богослужении, что им запретили. Они были отданы под суд и признаны  виновным в нарушении общественного порядка собрания путем проведения закрытого собрания с пренебрежением к публичному поклонению. Д-р Кларк был оштрафован на 20 фунтов, диакон Крэндалл – на 5 фунтов и старейшина Холмс – на 30 фунтов, и будучи не в состоянии оплатить этот штраф, подвергся порке тридцатью ударами кнута. Друзья оплатили штраф д-ра Кларка без его ведома и одобрения.
В том, что д-р Кларк был частным баптистом, нет ни малейших сомнений. Известно, что он составил исповедание веры «крайне кальвинистского» характера. Позже он вернулся в Англию, чтобы создать устав общин для колоний, и провел за этой работой несколько лет, а также служил пастором баптистской церкви в Вустере и домашней общины в Лондоне. Когда он вернулся в Род-Айленд, он продолжал служение до самой своей смерти в 1676 г.    
Это было началом Частных баптистов в Америке. Да благословит нас Бог стоять в этой вере, и если потребуется, страдать, как тогда, за истину, как она есть в Иисусе. Даст Бог, мы еще вернемся к теме ранней баптистской эмиграции.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии