Первое Лондонское исповедание сегодня

ПЕРВОЕ ЛОНДОНСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ СЕГОДНЯ
Роберт Лэки (1991)
http://asweetsavor.info/erl/london2.html
 

Если мы взглянем на историю ранних Частных баптистов, то убедимся, что есть много Примитивных баптистов, которые не знают почти ничего о своих ранних исповеданиях. Многие утверждают, что они привержены Второму Лондонскому исповеданию 1677 (1689) года и его американскому кузену – Филадельфийскому исповеданию, но мало знают о более раннем Первом Лондонском исповедании. Этот важнейший документ наших предков мы могли бы рассмотреть сегодня потому, что он дает в очень краткой форме резюме их веры и практики. Из него мы видим, что ранние баптисты не были запятнаны протестантско-пуританскими понятиями о многих доктринах, о которых в наше время идут споры среди баптистов. На самом деле это исповедание важнее многого другого.
Одна из вешей, о которых мы не находим в нем упоминания – это то, что Бог явил «завет дел» с Адамом. Это правда, что Адам был главой и представителем в завете всего человеческого рода, который за ним последовал, но нигде в Писании мы не находим ни намека на то, что Бог заключил с ним завет, в частности, основанный на делах. Бог сказал Адаму, от каких деревьев в раю он может есть, и запретил древо познания, но нигде в Писании это не называется заветом. Представляется, что это было не более чем заповедью или повелением. Тем не менее этот завет дел имеет важное значение для позиции тех, кто верит, что Бог заключил несколько заветов с людьми. Те, кто придерживаются различных форм волюнтаризма, считают, что возможен завет по закону, которому можно подчиняться или не подчиняться. Они думают также, что без завета дел, который был разрушен, не мог быть заключен завет благодати. Мы считаем, вместе с нашими братьями в 1644 году, что Бог никогда не давал духовную награду (вечную жизнь или временные благословения) на основе любых человеческих дел. Бог всегда имеет дело с людьми на одном из двух оснований: вечное избрание или вечное осуждение. Ни то ни другое не зависит от каких-либо дел, в порядке завета или иным образом.
Другая концепция, которой мы не найдем в этом документе – это универсальная невидимая Церковь. Почему ее там нет? Если рассмотреть две основных редакции этого Исповедания, 1644 и 1646 г., поражаешься разницей в формулировках ст.23 о Церкви. Первая редакция гласит: «Христос основал здесь, на земле, духовное Царство, которое есть Церковь, что Он приобрел и искупил Самим Собой, как Свое наследие, и эта Церковь для нас есть сообщество видимых святых». Обратите внимание на изменение формулировок во второй редакции 1646 г.:  «Христос основал здесь, на земле, духовное Царство, которое есть Церковь, что Он приобрел и искупил Самим Собой, как Свое наследие, и эта Церковь видима для нас, как сообщество видимых святых». Обратите внимание на выделенные слова: разве не они радикально меняют прочтение этой статьи? Разве не разумно предположить, что если автор или группа выпускает второе издание работы, то это либо потому, что в первом чего-то не хватало, или же чтобы ответить на возражения к первому изданию, или прояснить вещи, неправильно понятые? Согласно историческим источникам, изменения в Исповедании 1646 г. были вызваны возражениями, которые сделали педобаптисты. Большинство, если не все сторонники детского крещения придерживались концепции универсальной невидимой церкви, в которой находятся все действительно возрожденные люди. Ибо даже самые закоренелые из них не хотели бы предположить, что все люди, которые являются членами этих сообществ, на самом деле святые. Сейчас многие баптисты придерживаются этого протестантского понятия универсальной невидимой церкви, и это учение является конфессиональным требованием. Однако если мы рассмотрим баптистские исповедания в их историческом развитии, мы видим, что  они не смогут поддержать таких претензий. Кроме того, Приложение Бенджамина Кокса к изданию 1646 г. нигде не упоминает понятий, о которых идет речь.
Если эти два момента отсутствуют в данном исповедании, давайте теперь посмотрим на несколько вещей, формулируемых положительно. Что наши предки думали о предопределении? Вот ст.3: «Бог постановил в Самом Себе, прежде бытия мира, в отношении всех вещей, будь то необходимых, случайных или зависящих от свободной воли, со всеми их обстоятельствами, чтобы управлять и распоряжаться ими в соответствии со Своим советом и благоволением, во славу Его». Разве это не сущность того, что мы назвали бы сегодня абсолютным предопределением? Представители семи церквей в Лондоне знали возражения любых арминианских исповеданий и не оставляли вариантов событий за пределами указов Бога. Кто дает эти указы? Бог! Каким образом? Разве Он смотрит в будущее и видит, что сделают твари, а затем соответственно этому дает указы? Нет, Он постановил все в Себе, не прибегая к действию каких-либо вторичных причин. Когда Он дал Свои указы? Прежде бытия мира, а не после того, как Он якобы увидел, будет Адам повиноваться или нет. В чем они состоят? Это только все хорошее? Нет, они «в отношении всех вещей»! Все вещи полностью включены здесь, и чтобы не осталось никакой тени сомнения, добавляется, что имеется в виду набор вещей «необходимых, случайных или зависящих от свободной воли со всеми их обстоятельствами». Что-то исключено отсюда? Нет, «все вещи и все их обстоятельства» не оставляют в уме читателя сомнений, являлись ли старые баптисты сторонниками абсолютного предопределения или нет.
Теперь добавим к этому ст.19: «Христос воскрес из мертвых и вознесся на небо, и имея всю власть на небе и на земле, Он духовно руководит Своей Церковью и также осуществляет Свою власть над всеми ангелами и людьми, хорошими и плохими, ко спасению избранных и осуждению и уничтожению их врагов». Обратите здесь внимание на две вещи. Во-первых, Христос явно осуществляет Свою власть над всеми; во-вторых, власть Его Царства пребывает в силе.  Люди, которые пережили годы жесточайших гонений, верили по Писанию, что Христос сейчас есть Царь. Они не ждали, что Он будет венчан на Царство через некоторое время. Нет, при Своем Вознесении Он воссел на престол Давида с тем, чтобы осуществлять власть его царства, пока Он не вернется и не предаст Царство Своему Отцу. Как власть Христа может осуществляться над всеми, если Он не есть Царь? Эта сила, которая правит всем сущим, правит не для себя, но   для сохранения и спасения избранных Своих и духовного управления Церкви. Христос, как Вечный Бог, не требует нашего содействия для защиты или сохранения Его Царства, но мы, как существа из праха, находимся под властью нашего Великого Царя, чтобы Он поддерживал нас в нашем земном странствии. Разве власть Христа осуществляется вопреки указу Бога? Скорее, все проявления этого указа во времени подчинены силе Царя Иисуса. Если мы должны ждать так называемого тысячелетия для того, чтобы Иисус стал Царем, то какое значение имеет Его власть для нас сейчас? Какой властью устояли мученики Христовы во всех гонениях и испытаниях на протяжении веков? Наш Царь царствует сейчас, и Его власть осуществляется ко спасению избранных, в каких бы обстоятельствах они ни находились. Он правит через Свою Церковь.
Последний пункт, на который мы должны обратить здесь внимание (хотя мы могли бы потратить больше времени на этот документ) – это ст.26: «Та же сила, которая возрождает нас во Христе, споспешествует душе во всех ее обязанностях, соблазнах, конфликтах и страданиях, и по благодати верующий ведется по пути послушания через все искушения». Здесь у нас есть четкое заявление, опровергающее мнение, что несмотря на то, что вечное спасение дается по благодати, во времени спасение дается по делам. Какая сила действует во Христе?  Дадим ответ словами наших отцов: «Это та же сила, что воскресила Христа из мертвых» (ст.24). Сила Вечного Духа, что воскресила Христа из мертвых – это та же сила, что продолжает духовную жизнь верующего. Какое место здесь отводится нашей воле после того, как Адам в саду Эдема получил возможность избрать добро и зло? Наше сердце по-прежнему, даже после возрождения, «лукаво и крайне испорчено», и его может вести ко спасению лишь сила Святого Духа. Начинать благодатью и заканчивать делами – это концепция, неизвестная нашим предкам и всем верующим, рожденным свыше. Есть ли у нас конфликты, страдания и искушения? Разве вы можете своими делами помочь себе, а не просите у Бога силы Его Духа, чтобы Он провел через испытания? Ходите ли вы в послушании? Тогда не вы делаете это, но Дух Божий работает в вас. Кокс в своем приложении к этому исповеданию говорит:  "все наше спасение даровано нам от Отца через Иисуса Христа, и ради Него". Видим ли мы здесь «условное время спасения»? Нет, ибо оно не было известно тогда, и рассматривалось бы нашими Церквами как большая ошибка или даже ересь.
Нам не хватает здесь места, но мы надеемся привлечь внимание к старым документам веры наших предков, в частности к Первому Лондонскому исповеданию. Мы можем и должны сопоставить все в нем с Писанием, ибо все же это документ людей, хотя и следовавших за Христом.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии