5. 26

Как-то я была на службе в Храме Архангела Михаила, что рядом с метро «Юго-Западная». Случайно услышала разговор двух молодых женщин по поводу паломничества в Пюхтицу. Я в то время ни разу не была в паломнических поездках, и что такое Пюхтица я не знала. Но я повернулась к девочкам и сказала: «Возьмите меня с собой».
В то время я еще работала главным инженером проекта и скрывала свою принадлежность к Православию. Так было спокойнее. Однако зарабатывала я прилично и любую поездку могла себе позволить. Дело было перед Рождеством. Девочки оказались очень славные. Одна из них хорошо знала эти места, так как там жили ее предки. Ведь принадлежность этих мест к эстонцам весьма условна и принята в советское время. Мы на поезде приехали в маленький провинциальный городок. Потомок коренных жителей Наташа показала нам маленькую церковь, где начинал служить будущий Патриарх Алексий II. Потом мы на автобусе поехали в Пюхтицу. Монастырь сразу отличался чистотой и порядком, но явно не являлся древним. В его росписях не было византийских влияний. А я люблю всякую старину. Вскоре я узнала, что монастырь был основан на закате Российской Империи при участии святого Иоанна Кронштадского. Нас опекала молоденькая инокиня Мария, исполнявшая послушание медсестры монастыря. При освещении храма Свт. Иоанн поранил руку. Пролилась кровь. Прозвучало предсказание – быть кровопролитию. После революции монастырь оказался на территории государства Эстония. Эстонцы не убивали монахинь, но веяние времени коснулось и их. Для того чтобы монастырю сохраниться, были вынуждены переименовать его в трудовую коммуну. Однако прожили все эти годы без разорения и, не прерывая молитву. Снабжал себя всем необходимым монастырь сам. Это был трудовой монастырь. Монахини растят картофель, держат коров, заготавливают дрова на зиму.
Монастырь окружает лес. На опушке леса – Святой источник. Снега было мало и я накопала несколько кустиков печеночницы. Теперь по весне она цветет на моей даче.
Я помню звездное небо ранним утром перед началом монастырской службы и старца архимандрита идущего к храму.
Необычайно искусен хор монастырский. Распевы уникальные. Большинство паломников - из Питера. Добраться им тогда было легко на  автобусе.
Очень запоминающимся был день вмч. Варвары, именины настоятельницы монастыря. Большой трапезный храм уставлен столами и скамьями. Гостей много. По-моему все духовенство Питера, в то время еще официально называвшегося Ленинградом. День постный. Но блюда какие-то очень домашние, к которым мы привыкли с детства. Например, хворост. Так, как я его делала дома. Монахини в белых фартуках, похожих на школьные, подавали и убирали посуду. Один из Питерских белых священников поздравляя, сказал: «Вот они нас гнали столько лет, но церковь жива. А они где?»
Мне были близки и понятны эти люди.


Рецензии