Как мы потеряли Арстанбап
провели выездные круглые столы и встречи с жителями двух сел Арстанбапа и Кызыл-Ункура. Туда мы поехали вместе с Ысааком Эргешовым, ветераном-лесоводом Кыргызстана, долгие годы возглавлявшим лесхоз «Кызыл-Ункур».
Обыкновенно, конференции и выездные семинары в этом районе проводятся в летние месяцы, но,именно,зимой хорошо видны наиболее острые проблемы наших орехоплодовых лесов. Напомним, что пока не удается нашими лесоводам и экологам предотвратить деградацию этих лесов, более того,за годы независимости разрушительные процессы только ускорились.
Во времена СССР хотя бы существовал порядок и действовали - пусть и несовершенные, - но законы. Cегодня не существует никаких сдерживающих факторов, и человек выживает, как может, предоставленный самому себе. То, что происходит сегодня - это все тоже движение к пропасти, по инерции. Колхозы и совхозы уничтожили добрую половину всего лесного покрова страны еще вначале прошлого века, хотя при этом создавались и лесхозы и заповедники, призванные охранять природу, они даже приносили пользу, но сама основа советского подхода к природе была, еще раз повторимся, порочной и разрушительной по отношению к матери–природе. Совсем не то, принципиально иной подход мы видим сегодня в таких странах как Германия, Франция, Швейцария, где можно сказать, достигнуто гармоничное сосуществование человека и природы.
Пока даже специалисты лесного хозяйства Кыргызстана не видят свет в конце тоннеля наших лесных проблем, не говоря уже о руководстве страны, у которого просто руки не доходят до того, чтобы заняться лесом. Если Временное правительство назначило на должность главного лесничего страны известного правозащитника, не имеющего никакого отношения к проблемам леса, то новые власти поступили примерно также, поставив на эту должность однопартийца, который сегодня активно занят подбором своей команды. А поскольку он сам не специалист,то и команда его комплектуется из неспециалистов,а специалисты увольняются.
Это тоже прямое следствие авторитарного стиля управления,хотя в годы советской власти, будем же объективными,работники культуры не назначались руководить лесом или, наоборот, лесники - директорами Дома культуры.
Президенту страны и премьер-министру даже в голову не приходит, чтобы во главе лесной отрасли поставить не просто опытного специалиста в этом деле, но человека, способного спасти мать-природу, который обладает соответствующими знаниями и стратегическим видением.
Такие люди,конечно, в нашей стране есть, но если их трудно отыскать,то было бы разумно пригласить специалиста из той же Германии, чтобы он сделал все за нас. Но наши власти заняты лишь сиюминутной борьбой за влияние и ресурсы и не желают смотреть дальше своего носа.
По словам Ырысмамата Кыпчакова, ветеран труда из лесхоза «Арстанбап-Ата,
в зоне этих лесов в Базар-Коргонском районе проживает 45 тысяч человек.
Все они выпасают скот,рубят лес,чтобы согреть дома зимой, все это приводит к деградации леса. Дашманский массив орехоплодовых лесов в Арстанбапе, который считался одним из самых богатых и плодородных, в настоящее время, согласно выводам экспертов, является фактически погибшим лесом. Сохранилась только видимость леса, при полной потраве подлеска, кустарника, сохранились только старые орешины, при это даже у них стволы, кора и крона безжалостно изъедены скотиной. Пройдет несколько лет, и эти старые и больные деревья высохнут - и образуется обширная поляна на месте некогда обильного леса, где помимо грецкого ореха произрастала дикие яблони, груши, алыча, барбарис.
А вот что сказал Торогелди Дооронбаев, главный лесничий лесхоза «Кызыл-Ункур»:
- Сегодня только 10 процентов жителей, проживающих в зоне орехоплодовых лесов в Базар-Корнонском районе пользуются углем для согревания домов в холодный сезон года, который в зоне орехоплодовых лесов длится дольше, чем в долинных районах юга Кыргызстана и Приферганья. Таким образом, подавляющее большинство жителей Арстанбапа и Кызыл-Ункура вынуждены согревать свои дома 4-5 месяцев году только лесом и ничем больше. Среди сжигаемой в тысячах печах древесины, как вы, наверное, уже догадались, преобладает ценная орешина, потому что ее больше, чем других дерев, однако в тех регионах, где преобладают фисташковые, миндалевые или другие деревья -- идут в топку стволы этих тоже весьма ценных дерев.
По словам ветерана лесничего Ысака Эргешева, сказываются и недостатки менталитета. Ведь как заведено у тамошних кыргызов,они собирают древесину каждый день,чтобы сжечь ночью,а утром идти за новой порцией в близлежащий лес. Было бы намного лучше, если бы жители этих сел занимались заготовкой валежника и высохших веток и дерев еще летом, потому что заготовка лесного сухостоя зимой намного более пагубное занятия. Высохшие стволы и деревья очень трудно бывает выявить и многие заготовщики, чтобы не ходить далеко в лес по сугробам, рубят то, что попадается им на руки. Понятно,что здоровая орешина,у которой зимой отрубают ветвь,будет обречена на высыхание и гибель.
Как лошади стали жирафами
К этому надо добавить, что у жителей орехоплодовых лесов нет пастбищ или их очень мало, и домашний скот пасется прямо в лесу и тоже привык безжалостно поедать кустарник, молодой лес,а лошади приноровились поедать кроны деревьев. Таких явлений вообще-то никогда не было в прошлом, чтобы лошадь объедала кроны деревьев или корова грызла стволы орешника.Этим отличались в прошлом только козы, то теперь, судя по всему, произошел апокалипсический сдвиг в сознании наших братьев меньших, когда они в буквальном смысле слова стали уничтожать лес. По причине отсутствия другой кормовой базы.
Конечно, в этом не виноваты домашние животные, за все в ответе человек, который хочет нарастить количество скота, чтобы резать скотину на мясо, употреблять этот продукт не столько ради выживания,сколько для потакания излишне затратным национальным традициям приема почетных гостей с обязательным закланием барашка, а иногда и жеребца. Не говоря уже об обычаях резать крупный рогатый скот или лошадь – иногда в большом количестве, - во время проведения похоронных процедур, на свадьбах, юбилеях и так далее и тому подобное. Люди не задумываются о пагубных последствиях этих расточительных традиций, потому что живут только сегодняшним днем,подобно тому бедолаге из Кызыл-Ункура, который идет собирать лес на растопку, только после того, как выпадает снег.
По словам Маматали Субанова, главного лесничего лесхоза «Арстанбап-Ата», пагубные последствия для леса можно уменьшить, если будет обеспечена своевременная поставка угля для жителей этих сел на отопительный сезон. Переход на отопление углем в десятки раз сократить потребление древесины, к тому же уголь держит тепло в доме гораздо лучше древесины. Жители Арстанбапа и Кызыл-Ункура охотно будут закупать уголь, если только он начнет продаваться поблизости
По словам Ысаака Эргешова, подойдет и вариант полного перехода на электроотопление, если будет обеспечена бесперебойное и качественное электроснабжение, люди перестанут жечь дрова, оборудовав у себя дома вполне экономные отопительные устройства и даже не потребуются скидки и льготы за использование электроэнергии.
Намного сложнее будет решить вопрос с регулированием численности домашнего скота и запретом на выпас скотины в лесу. В этих горных селах, как и повсеместно в регионах страны, царит жуткая безработица и люди просто не имеют другой возможности для выживания кроме как разведения домашней скотины, пусть даже и в лесу. С другой стороны лес тоже кормит. За каждой семьей в Арстанбапе закреплены примерно 10 соток орехоплодового леса, где они могут собирать грецкий орех. Жители Кызыл-Ункура «арендуют» по полгектара и даже по гектару леса. Это, в общем-то, не мало. Можно собирать на этом участке достаточное количество грецкого ореха, чтобы обеспечить выживание семьи и даже определенный уровень процветания.
Однако необходимо диверсификация и развитие экологических форм современного производства, чтобы снизить зависимость тамошних жителей от леса.
Оптимальным решением данной проблемы, по мнению уроженца этих мест лидера Патриотической партии Нышанбека Назарова, было бы объявление всей зоны этих лесов в Базар-Коргоне национальным заповедником, что привело бы не только к запрету охоты на диких животных, но и выпаса скотины в лесу. При этом, необходимо предусмотреть программу поэтапного переселения жителей из этих заповедных мест путем создания рабочих мест и строительства жилья в более низменных землях и населенных пунктах Базар-Коргонского района.
По словам Ысаака Эргешево, свободной земли и возможностей у нас в принципе очень много и вовсе не обязательно выпасать скот в лесах Арстанбапа и Кызыл-Ункура, подвергая их смертельной опасности.
В том же Базар-Коргонском районе можно ввести в эксплуатацию сотни и тысяч гектаров неиспользуемых земель для развития земледелия или пастбищного животноводства. Необходимо только решать проблемы орошения, кстати, вода также имеется в достаточном количестве. Важно также поддерживать развитие деревообрабатывающих производств, легкой и плодоовощной промышленности, мебельной индустрии, современной инфраструктуры туризма.
Чтобы ресурсы наших уникальных лесов использовались грамотно и рачительно, а не просто сжигались в печке в качестве топливо в холодное время года, как это происходит уже на протяжении нескольких десятилетий. Международная помощь также, Эргешев имеет в виду многолетний проект лестного сотрудничества между Кыргызстаном и Швейцарией, потерпел полную неудачу. Были растрачены свыше 20 миллионов долларов, но в результате все средства были фактически расхищены или ушли в песок.
Тем не менее, нам следует активнее сотрудничать с другими странами мира, которые добились больших результатов в деле сохранения леса, потому что своими силами и средствами, нам уже не удастся спасти Арстанбап.
Свидетельство о публикации №212032801120