А нельзя ли без них?
Так вот. В книжке этой встретилось следующее.
Юноша поступает в пединститут. Ему на экзамене задают вопрос:
– А почему Вы решили поступать в педагогический?
Абитуриент радостно отвечает:
– Три причины: июнь, июль, август.
Вообще-то я пришла в профессию вовсе не из-за этих причин. Случайно попала. Получилось, как у любимого Грибоедова: «шёл в комнату – попал в другую». Ведь пошла на исторический факультет университета с очередной умопомрачительной идеей «хочу» : «хочу быть археологом». Пошла на исторический, хотя сначала очень хотела на журналистику. Пошла потому, что в те стародавние времена существовал смешной закон: чтобы поступить на факультет журналистики, нужно было иметь два года рабочего стажа и «творческие наработки» в какой-нибудь газете. Ну, с творческими наработками было полегче: графоманская страсть вспыхнула у меня ещё в раннем детстве, в нашей районной газете появлялись периодически мои статеечки о том о сём. А вот откуда было взять шестнадцатилетней девчонке «рабочий стаж» сразу после школы? На моё решительное намерение идти его зарабатывать (стройка, вожатство, санитарка – самые простые способы) мама грозно свела брови и сказала не менее решительно:
– Валя, у тебя золотая медаль… Ты пойдёшь работать? В шестнадцать лет? ( Я тут вставлю своё замечание: как будто бы мама сама не работала с четырнадцати…) Мы с отцом хотим, чтобы ты получила высшее образование. Мы болеем, стареем. Что будет через два года – никому неизвестно. Никаких «работать» – поступать и учиться!!!
( В скобках надо заметить, что была ещё одна причина маминой решительности: мама к журналистам-репортёрам питала некий род неприязни – писаки-враки, дескать…)
Вот тут и возникла идея, раз в «журналюги» пока не получается поступать, попробовать поприще археологии. Наивная Валечка поступила на истфак Харьковского университета, не понимая, что из курса в сто человек археологами станут только двое-трое, именно парни, потому что какой толк в археологии из этого слабого пола? То рожать начнут, то детей воспитывать… Так уж куда ему, этому полу, в поле – на раскопки…
Впрочем, не так уж сильно я и расстроилась, когда поняла, что археологом мне не бывать. Ну, как говорят, вернёмся к нашим овечкам. Я потому так подробно рассказываю обо всём этом «выборе профессии», чтобы понятно было: об учениках я не мечтала. Никогда не мечтала. В школу попала случайно, с надеждой на то, что годик-два… Ну, в крайнем случае три года, обязательных после университета, – по распределению.
Однако… Однако…
И вот спустя десятки лет сижу я в своём кабинете на каникулах. ( Это ученики на каникулах отдыхают, а учителя отрабатывают своё призвание и на каникулах.) Сижу, значит, просматриваю кое-какие материалы, наслаждаюсь тишиной и покоем. Вспомнила про это «июнь, июль, август». Радуюсь, что учительский отпуск исключительно только летом, когда мозги от жары расплавляются и работать всё равно всем невмоготу. А кроме того, есть ещё ноябрь, январь и март. То есть осенние, зимние и весенние каникулы, когда хоть и приходится работать в тишине своего родного кабинета, но отдых от уроков-конспектов-планов-заседаний тоже получается ничего себе… Такой… Нормальный.
Сижу, значит, радуюсь великой радостью. Сама собой любуюсь: спокойная, смирная, тихая, уравновешенная, жизнерадостная. Хоть в рамочку вставляй и на стеночку вешай – портретик-то… И осеняет меня простая мысль, из самых простейших… А как же без них, учеников, выявить в себе то, что скрывается за благостным образом каникулярного учителя? То есть ведь в человеке есть и гневливость, и раздражительность, и уныние, и прочие-прочие гадостно-греховные накопления, но как он это поймёт, если будет сидеть среди цветов на лесной полянке? Нет, поместить человека надо туда, где «обстановочка»; где орут и носятся; где не хотят учиться, а хотят жениться; где перестановка слагаемых даёт совершенно разные суммы; где дважды два не четыре, а корень слова может стать корнем двойки; где имя Параша, которое Пушкин неосмотрительно ввёл в поэму «Медный всадник», пишется с маленькой буквы и вызывает смех в самый неподходящий лирический момент на уроке литературы… Короче говоря, надо отправить человека в школу – именно тогда, когда в ней есть ученики. И не просто ученики, а те, которые на переменке будут орать как резаные, а на уроках спать как убитые. То есть нормальные ученики.
Ага, вспомнилось тут мне литературное произведение. На уроках-то, когда «проходили», ассоциации не возникло, а тут – нате, пожалуйста, тут как тут! Салтыков-Щедрин! Эк, батенька, как это Вы врезались мне в память –профессиональную. И на каникулах без Вас нельзя…
Есть у Михаила Евграфовича замечательная сказка. "Дикий помещик".
Ну, помещик там всё просил Бога, чтобы Он его от мужика ( дурно пахнущего) избавил. Бог просьбам дармоеда не внял, а вот когда мужики застонали, дескать, притесняет нас барин, жить не даёт, небо с овчинку стало, то Бог их пожалел: роем и улетели от помещика. Тот и одичал, шерстью оброс, на зайцев кидаться стал, по деревьям лазить… У нас сейчас такая ситуация: сидим тихо по своим кабинетам, учеников-то нет – каникулы… Как бы не одичать…
Вот я и подумала: "А нельзя без учеников…" Просится и у меня на белый свет рассказик с фантастическими элементами и реальными компонентами. Что бы такое могло быть, если бы каникулы вдруг превратились в вечные, если бы ученики навсегда из школы исчезли? Нет, нельзя нам без учеников, без них мы что-то вроде человеческих полуфабрикатов: надо нас доводить до совершенства – ум уроками оттачивать, характер пониманием смягчать, а сердце любовью согревать.
Ладно, через три дня каникулы закончатся – придут наши любимчики. Никуда не денутся. Роем в неизвестном направлении, как мужики у Салтыкова-Щедрина, не улетят. И слава Богу, что они есть, наши ученики! Вот смотрите, как здОрово о них поэт-педагог А.М.Тихонов сказал… Не читали ещё? Читайте!
Ученикам
Александр Тихонов
Не вас учили мы – у вас
учились чувствовать мгновенье.
От ваших плутоватых глаз
не унижались мы до тленья.
От вас учились уходить
от обывательской рутины
и, выпуская жизни нить,
у вас спасались от кручины.
От вас проблемы разрешать
учились весело и просто,
мы вас учились понимать,
чтоб отлетала лет короста.
Коль с вами – мы не старики.
Спасибо вам, ученики!
© Copyright: Александр Тихонов, 2007
( Александр Михалыч, прости, я без твоего ведома стихотворение «стянула»))) Да ещё и тире в первой строфе вставила, чтобы выразительнее «антитеза» звучала. Ты же знаешь, знаки препинания – моё хобби))).
СПАСИБО ВАМ, УЧЕНИКИ!
Свидетельство о публикации №212032801148
Ирина Зарницына 18.09.2016 19:21 Заявить о нарушении
Валентина Яроцкая 19.09.2016 11:32 Заявить о нарушении