А нельзя ли без них?

             Ещё до короткого периода жизни в статусе абитуриента я слышала (нет, читала!) смешной,  бесхитростный и  невинный  анекдотик о  педагогической профессии. Вычитала я это  из любимой в детстве книжки, которую мы  маме на 8 Марта подарили, а потом  сами же  ( три дочки) эту  толстенную книжищу  до  неузнаваемости и затрепали, каждый  день вычитывая для «ржания-ухохатывания» что-нибудь весёленькое. «Книга весёлой мудрости». Название  многозначительное. Я  теперь  точно  знаю, что мудрость унылой и  не бывает. Только весёлой.

      Так вот. В книжке этой  встретилось  следующее.
      Юноша поступает в пединститут. Ему на экзамене  задают вопрос:
      – А почему Вы решили поступать  в педагогический?
      Абитуриент радостно отвечает:
      – Три причины: июнь,  июль, август.

      Вообще-то я пришла в профессию вовсе не из-за этих причин. Случайно попала. Получилось,  как у  любимого Грибоедова: «шёл в комнату – попал в другую». Ведь пошла на исторический факультет университета с очередной  умопомрачительной идеей «хочу» : «хочу быть археологом». Пошла на исторический, хотя сначала очень хотела на журналистику. Пошла  потому, что в те  стародавние времена существовал смешной закон: чтобы поступить на  факультет  журналистики, нужно было иметь два года рабочего стажа и   «творческие наработки» в какой-нибудь  газете. Ну, с творческими наработками было полегче: графоманская страсть вспыхнула у меня  ещё в раннем  детстве, в  нашей районной газете появлялись  периодически  мои  статеечки о том о  сём. А вот откуда  было взять шестнадцатилетней девчонке «рабочий стаж» сразу после школы? На моё решительное намерение идти его  зарабатывать (стройка, вожатство, санитарка  – самые простые способы)  мама  грозно свела брови и сказала не менее решительно:
      – Валя, у  тебя  золотая медаль…  Ты пойдёшь   работать?  В шестнадцать лет? ( Я тут вставлю своё замечание: как будто  бы мама сама не работала с четырнадцати…) Мы с отцом   хотим, чтобы ты получила высшее образование. Мы  болеем, стареем. Что  будет  через  два года – никому неизвестно. Никаких «работать» – поступать и учиться!!!

       ( В скобках надо заметить,  что  была ещё одна  причина маминой решительности:  мама к журналистам-репортёрам питала некий род неприязни – писаки-враки,  дескать…)

       Вот  тут и возникла  идея, раз  в «журналюги» пока не получается поступать, попробовать поприще археологии.  Наивная Валечка поступила на истфак Харьковского университета, не понимая, что из  курса в сто  человек археологами  станут только двое-трое, именно   парни, потому что какой толк в археологии  из  этого слабого пола? То  рожать начнут,  то  детей  воспитывать…  Так уж куда  ему, этому полу,  в поле – на раскопки…
Впрочем, не  так уж сильно я и расстроилась, когда  поняла,  что  археологом  мне не бывать.  Ну, как говорят,  вернёмся к нашим  овечкам.  Я потому  так подробно рассказываю обо всём  этом «выборе профессии»,  чтобы понятно  было: об учениках я не  мечтала.  Никогда не мечтала.  В   школу попала случайно, с надеждой на то,  что годик-два…  Ну,   в крайнем  случае три года, обязательных после университета,  –  по распределению.

     Однако… Однако…
 
     И вот  спустя  десятки лет сижу я в своём кабинете на каникулах. ( Это ученики на каникулах отдыхают, а учителя    отрабатывают  своё призвание и на каникулах.) Сижу, значит, просматриваю кое-какие материалы, наслаждаюсь тишиной и покоем.   Вспомнила про  это «июнь, июль,  август». Радуюсь,  что учительский  отпуск исключительно   только  летом, когда  мозги от жары расплавляются и работать  всё равно всем  невмоготу. А кроме того, есть  ещё   ноябрь, январь и март.  То есть  осенние, зимние и весенние каникулы, когда хоть и приходится работать  в тишине своего родного  кабинета,  но отдых от уроков-конспектов-планов-заседаний тоже  получается ничего себе… Такой… Нормальный.

      Сижу,  значит,  радуюсь великой  радостью.  Сама собой  любуюсь:  спокойная, смирная, тихая, уравновешенная, жизнерадостная.  Хоть  в рамочку вставляй и на стеночку вешай – портретик-то… И осеняет меня простая мысль,  из самых простейших… А как  же  без них, учеников, выявить в себе то,  что скрывается за  благостным образом  каникулярного учителя? То есть   ведь в   человеке есть  и гневливость,  и раздражительность, и   уныние, и прочие-прочие гадостно-греховные накопления, но  как   он  это поймёт, если  будет  сидеть среди цветов на  лесной полянке? Нет, поместить  человека надо  туда,  где «обстановочка»; где орут и  носятся; где не хотят  учиться,  а хотят  жениться;  где  перестановка  слагаемых  даёт  совершенно разные суммы; где дважды два не четыре, а корень слова может стать  корнем  двойки; где   имя  Параша, которое Пушкин неосмотрительно ввёл в  поэму «Медный всадник», пишется с маленькой буквы и вызывает смех в самый неподходящий лирический момент на уроке литературы… Короче говоря, надо отправить человека в школу –  именно тогда,  когда  в  ней  есть ученики.  И не просто ученики, а те, которые на переменке будут орать как резаные, а на уроках спать как  убитые.  То есть нормальные ученики.

       Ага, вспомнилось тут  мне  литературное произведение.  На уроках-то, когда  «проходили»,  ассоциации  не возникло, а  тут – нате, пожалуйста, тут как тут!  Салтыков-Щедрин!  Эк,  батенька, как  это Вы  врезались  мне в память  –профессиональную.  И на каникулах  без  Вас нельзя…

      Есть у  Михаила Евграфовича замечательная сказка.  "Дикий помещик".
Ну, помещик там  всё просил Бога, чтобы Он его от мужика ( дурно пахнущего) избавил.  Бог просьбам дармоеда не внял, а вот когда мужики застонали,  дескать, притесняет  нас  барин,  жить не даёт, небо с овчинку стало,  то  Бог их пожалел: роем и улетели от помещика. Тот и одичал, шерстью оброс, на зайцев  кидаться стал, по деревьям лазить…  У нас сейчас такая ситуация: сидим тихо по своим кабинетам, учеников-то нет – каникулы…  Как бы не одичать…

     Вот  я и подумала: "А нельзя  без учеников…" Просится  и у меня  на белый свет рассказик с фантастическими элементами и реальными компонентами.  Что бы такое  могло  быть, если бы каникулы вдруг превратились в вечные, если  бы  ученики навсегда из  школы  исчезли?  Нет, нельзя нам  без учеников, без  них мы что-то вроде человеческих полуфабрикатов: надо   нас доводить до совершенства  – ум уроками  оттачивать,  характер  пониманием смягчать, а  сердце любовью согревать.

        Ладно, через три дня каникулы  закончатся – придут наши любимчики.  Никуда не  денутся. Роем в неизвестном направлении, как мужики у Салтыкова-Щедрина, не улетят. И слава Богу, что они есть, наши ученики!  Вот смотрите, как  здОрово о них  поэт-педагог А.М.Тихонов сказал… Не читали  ещё? Читайте!
 
Ученикам
Александр Тихонов
Не вас учили мы –  у вас
учились чувствовать мгновенье.
От ваших плутоватых глаз
не унижались мы до тленья.

От вас учились уходить
от обывательской рутины
и, выпуская жизни нить,
у вас спасались от кручины.

От вас проблемы разрешать
учились весело и просто,
мы вас учились понимать,
чтоб отлетала лет короста.

Коль с вами – мы не старики.
Спасибо вам, ученики!
© Copyright: Александр Тихонов, 2007

( Александр Михалыч, прости, я без  твоего ведома  стихотворение «стянула»))) Да  ещё и  тире в первой строфе вставила, чтобы выразительнее  «антитеза» звучала.  Ты же знаешь, знаки препинания – моё хобби))).
СПАСИБО ВАМ, УЧЕНИКИ!


Рецензии
Как мне всё это понятно, Валюша! К концу мая так устаю, что каникул жду больше, чем мои ученики. А к концу августа понимаю, что соскучилась ужасно. Да, мы многому, благодаря им, учимся, даже у таких крох, как мои.

Ирина Зарницына   18.09.2016 19:21     Заявить о нарушении
Ира, здравствуйте! Я уже не работаю, так что теперь к концу мая устаю только от самой себя)))Светло и с благодарностью вспоминаю очень многих...

Валентина Яроцкая   19.09.2016 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.