Правдивая история о Святополке. Эпизод 86

Небольшое фактологическое «лирическое отступление». В статье летописи датируемой 988 годом были упомянуты вдобавок к прежде указанным еще три сына - Станислав, Судислав и Позвизд. Про их мать (матерей) нигде не говорится. Во всех источниках существенно разнится число сыновей князя Владимира. Так, "Сказание о Борисе и Глебе", Никифоровская летопись, В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин называют десять сыновей Святого равноапостольного князя Владимира, С.М. Соловьев – одиннадцать, Новгородский и Киевский своды летописи– двенадцать, а родословная Екатерины II – тринадцать сыновей (Борис, Вышеслав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Изяслав, Мстислав, Позвизд, Святополк, Святослав, Станислав, Судислав, Ярослав). А в Ипатьевской летописи упоминается еще и четырнадцатый сын князя – Олег «Северные войны России», Александр Широкорад).

Исходя из анализа упомянутых в летописях имен сыновей, которые не получили уделов, или встречаемых весьма редко, мы считаем, что Станислав, Судислав, Позвизд и Вячеслав являются не сыновьями Владимира, а племянниками, сыновьями Ярополка и Олега- которые были приняты по обычая левирата в дом князя Владимира- взявшим заботу-попечение о их семьях- как и о грекине со Святополком. Ни в одном из привлеченных источников, кроме списка Екатерины II, не был упомянут Вячеслав. Зная, что родословие императрицы составляла группа талантливых историков того времени, можно предположить, что они сделали выборку из всех известных тогда источников. Есть предположения, что некоторые имена повторены дважды, так как сыновья могли иметь по два имени, полученные при рождении и при крещении. Но, вместе с тем, в большинстве списков отсутствуют имена Станислава, Судислава, Позвизда, Всеволода и Вячеслава, а в некоторых они не значатся в числе посадников.

Лесь, глядя на Позвизда, невольно задумался «что заставляет этого человека активно участвовать в многочисленных, совершенно отличных по целям и задачам  протестных акциях?», погружаясь и погружаясь в выслушивание своего собеседника- улавливая его микроэмоции, мимические движения, артикуляцию- все  ухватывая для того, чтобы сделать полнокровный вывод и составить общее впечатление о нем как о человеке, а не о том, о чем он все говорил и говорил.. его ничуть не утомлял собеседник-его радовала возможность читать собеседника, как открытую книгу. Лесь задумался: «Чем объясняется его одержимость борьбой, его граничащее с безрассудством бесстрашие? Какой в этом прок? Борьба ради борьбы? Вечный оппозиционер при любой власти, всегда с чем-то несогласный, неуживчивый или просто конфликтный тип?»

-Такое имя ему отец - Судислав. Такое имя наречение как корабль-ладью-струги назовешь, так он и поплывет. Назвали «Судиславом» -всю жизнь провел братец на цепи – с 1036 г. по 1059г.. Все в темнице-порубе и где нет никакого житья-говорят, через семь лет в одиночной камере люди с ума сходят. Разве это жизнь-такая изоляция? Родной брат заточил -родная кровь. Казалось бы, к своим почему нет доверия? Зачем это люди делают с людьми. Не с чужими, а с близкими? Почему говорят что лучше близкие соседи, чем  дальние родственники- потому что со своими серьезнее надо уметь дела устраивать. Нужно уметь договариваться и знать, кому доверять. Нужно доверяться тому, кто слово свое свято нерушимо держит и клятв вероломно не преступает. Просто болезненнее от родных получать тычки в спину и булавочные уколы. Когда не рассчитываешь и думаешь, что голос крови кого-то остановит-заставит задуматься.
-Но правду люди говорят, что нас не убивает –то нас делает сильнее. Стал ли Судислав от этого тверже- или стал пластичным и аморфным после заточения. «Свобода-это химера». Так спел и озаглавил одну из своих песен в «детском альбоме» Сергей Галанин.
-Расскажите это Судиславу.
-В истории со Святополком Ярославу нужна была визуализация врага-нужна его идентификация-показать-кто враг-подать знак. А то что брат его враг и это и говорило о его стремлении к справедливости-что он отверг даже мотивы родства и крови в угоду «общему интересу». Никто без этого не разберется- без противопоставления черного-белому. Нужно, чтобы народ сплотился перед лицом общей опасности. Без полутонов- без неоднозначного и двусоставного черного и белого, серого в конце-концов. Ярославу нужна была «маленькая победоносная война» и он о ней позаботился, будь спок.
-А как же битва на Альте?
Помолился (Ярослав) и сказал: "Братья мои! Хоть телом вы отошли отсюда, но молитвою помогите мне против врага этого - убийцы и гордеца". И после того как он это сказал, противники двинулись друг на друга, и покрыли поле Альтское множеством воинов. Была же тогда пятница, на восходе солнца сошлись противники, и бой был жестокий, какого не было на Руси, и, за руки хватая друг друга, рубились, и сходились трижды, так что по низинам кровь текла" (ПВЛ. Ч. 1. С. 297).
-Битва не на Альте, а Льте.  А по правилам старорусского написания читается не «Льта»- а «Лета»! Обратил внимание на летописное указание места событий. Как в древнегреческой мифологии –река Лета -река забвения! Река для того, чтобы все позабыли, что было на самом деле. Река, которая стерла всю историческую память-до деталей. Как в «men in black» . Народ, который не знает своей истории, обречен переживать ее вновь. Такие фальсификации с источниками разрушают неразрывную связь времен - путеводную нить, соединяющую древнейшие пласты истории Руси с нынешним днем, современностью. По словам К. Ясперса, "настоящее совершается на основе исторического прошлого, воздействие которого мы ощущаем на себе". Приобщение к историко-культурному наследию далеких предков дает нам не только понимание и осмысление прошлого, но и знание настоящего в свете того смысла, который мы усматриваем в будущем через эту ретроспективу. Недаром В.Г. Белинский писал: "Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем". Поскольку эпизод  летописи, рассказывающий  о заключительной битве на Альте, как считает большинство исследователей, является благочестивым вымыслом, о чем подробно пишет М.Х.Алешковский «Русские глебоборисовские энколпионы 1072-1150 годов.» // Древнерусское искусство. Художественная культура домонгольской Руси. М., 1972, с. 120.), а ситуация, при которой Ярослав Мудрый смог возвратить себе Киев, никак не раскрывается ни ПВЛ, ни «Сказанием...», в распоряжении исследователя, желающего выяснить имела ли битва место- судя по памятнику-расположенному на ее месте и по почетному наименованию воинского подразделения «Альтовская» мотострелецкая бригада- это все косвенное, вторичное. Нет ни одного ветерана- у которого бы в послужных документах было внесено в личное дело запись об этой битве. Битвы не было по документам. Была ли она вовсе. Празднуется ли она как день воинской славы? Сражение на Альте 1019 года - результат искусственных построений, основанных на всего-навсего принципе: зло наказано на месте преступления.


Рецензии