4. Кихильку даяй!

"КИХИЛЬКУ ДАЯЙ!"  - та же комната, ширма, кроватка. Меня только что  искупали на ночь в металлическом корыте, поставленном прямо на печку(для тепла). Завернули в простыню и отправили "досыхать" в кроватку за ширму. Бабушка Люся занялась Танюшкой. Таню она обожала( к слову сказать, она на нее больше похожа и названа в честь ее мамы,оставшейся вдовой после ареста и расстрела ее мужа, бабушкиного отца. Я же больше похожа на папу - в калитинскую родню). Бабушка слишком нежно воркует с Таней... в ангельской душе младенца вспыхивает совсем не безгрешное чувство ревности (помните: "мама, брось Таню..."?), я начинаю отвлекать ее от Тани: "Кихильку даяй!" - В переводе с детского - " дай, пожалуйста, кефир!"   Бабуля не реагирует, и я делаю это своей шаманской молитвой, повышая голос и повизгивая:"Кихильку даяй-кихильку даяй..." Наконец откуда-то появляется дедуньчик(так я называла дедушку Павла) с бутылочкой кефирчика. Он ласково укоряет меня (по-другому он просто не умел говорить): "Ай-я-яй, Ирочка, как некрасиво, ты же просто рычишь, как дикий зверь." На минуту  я прислушиваюсь к деду Павлу, а он продолжает, со смехом в голосе обращаясь уже к бабушке - " А ведь надо все делать в меру, то есть девочке надо ласково и нежно тоненьким голосочком просить -"дайте мне, пожалуйста, кефирчика! Да. Люсенька?" Они начинают хохотать, а я, допивая кефир, свирепеть, понимая, что меня обвели вокруг пальца и вовсе не этого я хотела(бабуля- то все еще агукает с Таней!) Стратегия с тактикой, унаследованные от далеких предков, разом проявляются в "безгрешном" младенце, и с победным воплем "Кихильку даяй!Бааабуууля!" я со всего маху прикладываю бутылку с кефиром о прочную металлическую палку, придерживающую сетку моей детской кроватки... и остаюсь с зажатой в кулачке резиновой соской, из которой торчит осколок, разбитой бутылки с кефиром... Охи и ахи дедуньчика, испугавшегося, что я порежусь об осколки и бабушкина мыльная  рука из-за ширмы  с долгожданным шлепком ("Наконец-то, она на меня обратила внимание!")
Я часто слышала этот рассказ и от дедушки, и от бабушки, неизменно поражаясь противоречивой гамме чувств "невинного младенца". Я-то отлично помню, что прежде чем расстаться с бутылочкой, я внимательно  посмотрела - все ли я допила, т.к. кефир обожала и без него не засыпала. Часто в будущем я вспоминала этот случай, сталкиваясь с проявлениями детской ревности и непредсказуемости, казалось бы. Говоря о том, что дети не умеют рассчитывать свои поступки вперед, взрослые забывают о том, каковы они сами были детьми. Маленькие дети понимают гораздо больше, чем мы можем предположить. Если они умудряются до года освоить основы человеческого языка, научиться нас понимать, требовать то, что им хочется, управлять и манипулировать нашей любовью и привязанностью, стоит подумать о том, что  они не так простодушны и бесхитростны, как нам кажется. Однажды мы обсуждали одну запретную политическую тему (в 70-е годы), а старшая наша дочь Наташа (родилась в 1974 г.) играла рядом. Случайно поймав ее взгляд, я почувствовала такое понимание себя, что поежившись, сказала мужу:"Поговорим потом,(и не называя имени дочери, не глядя на нее)- а вдруг она все на ус мотает?" Каково же было наше изумление, когда мы услышали:"Еще как мотаю!" А далее в детском изложении - в двух-трех примитивных по лексике фразах, был дан анализ всего нашего спора! Привела я эти воспоминания потому, что иногда мы сами не знаем, откуда черпаем какие-то знания - о своих близких, о стране, политике и т.д., а они прочно сидят в нас. Думаю, у детей невероятные запасы памяти, просто хранилища ее, где есть свои сортировочные фильтры - "накопительная", "сортировочная", "аналитическая" и др. Семейный генетический ресурс - неисчерпаем, еще в детстве я думала, что если мы производное от наших предков в физическом смысле, то и в духовном тоже- ведь наследуем же мы генетические особенности, значит и грехи и достоинства своих предков тоже. И если твоя младенческая память вспыхнет в зрелом возрасте каким-то ярким эпизодом, кто знает, какую духовную генетическую прививку  она получила и от кого из далеких предков ?
----------------------------------------
фото: Москва. Октябрь 1951 г. Мне 4 месяца.


Рецензии
Ирина я тоже себя помню с очень раннего возраста, но стараюсь не говорить об этом, потому, как воспримут это за фантастику.

Анатолий Копин   24.02.2013 00:21     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий! Я помню себя, конечно же, не последовательно, а какими-то вспышками памяти, помню - сначала картинку, потом свои ощущения, таких эпизодов много, несколько человек со мной поделились тем же - и вам - Спасибо!

Ирина Каховская Калитина   24.02.2013 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.