Алина в царстве Существительном. Сказки русской гр

Алина в Царстве Существительном


      От автора

          «Алина в Царстве Существительном» — сказочное пособие по русскому языку для детей младшего и
      среднего школьного возраста.
          Приключенческая сказка включает в себя основные правила русской грамматики, которые ребенку пода-
      ются через образное восприятие. Героиня сказки девочка Алина, став учительницей, невольно совершает
      путешествие по царствам русского языка.
          Выбор тех или иных правил диктует сюжет сказки, потому что наша основная задача — научить ребенка
      грамотности посредством чтения книг, развить подсознание, на уровне которого в процессе чтения постоян-
      но происходит анализ написания слов. Читая в сказке слова: ПОехал, ПОбежал, ПОлетел, ребенок уже
      осознает, что приставки ПА не бывает. Встречаясь со словами: стАричок, бЕрЕга, где безударные гласные
      выделены, ребенок воспринимает сигнал возможной ошибки и мысленно подбирает проверочные слова: стАрый,
      бЕрег, поберЕжъе.
          Образы правил в книге созданы по принципу ассоциативно-пространственного восприятия. Например,
      под деревом с тяжелыми плодами дрожат фигурки неопределенной внешности. Это образ неопределенных
      местоимений. Падающие плоды — образ ударения. Плоды падают фигуркам на голову, значит, на первый слог,
      и поэтому все они — НЕкто, НЕчто. Девочка Алина из чувства сострадания снимает с дерева тяжелые
      плоды, и фигурки становятся невидимыми, потому что все они теперь — отрицательные местоимения и на-
      речия. А разве можно увидеть такие понятия, как НИкто, НИчто, НИкому, НИгде! Девочка-учительница
      делает вывод: под ударением в таких словах пишется Е, без ударения - И.
          Уроки Алины не пересказывают правила целиком - это задача учебника, который ребенок будет изучать
      помимо сказки. У девочки-учительницы другая задача - довести суть правила до понимания детей, облег-
      чить, упростить его, свести к мыслеформе, алгоритму. И после, читая правила в учебнике, ребенок не будет
      путаться между основной сутью и нюансами. Потому и объяснение терминов здесь носит сказочный, лож-
      ноэтимологический характер. Такие объяснения вызывают улыбку и заставляют читателя задуматься, найти
      логический сбой в сказочном царстве.
          Например, отправляясь в новую школу за речкой Туманкой, Алина попадает в Тумановые Джунгли, сби-
      вается с пути, допускает ошибку при построении мостика из однокоренных слов. Ошибка по имени Мосто-
      вой начинает действовать. Неологизм Мостовой попадает в Царство Существительное и пытается вместе с
      Драконовой Лошадью завладеть им. Прогоняя царя Букву, самозваный царь Мостовой начинает издавать
      ошибочные указы. Так, приказывает жителям царства «отвАритъ двери». Шпанские Курицы, следуя указу,
      срывают двери с петель и отваривают их в кипящих котлах. Разбойник Ошибка, читая указ «ПочИсти во
      дворце» (вместо почЕсти), обворовывает дворец.
          Творить бесчинства Мостовому помогает Драконовая Лошадь. Мостовой проигрывает ей дворец царя
      Буквы и попадает в подчинение. Вместе они пытаются создать Царство Представительное, где заправлять
      всеми царствами русского языка будут неологизмы.
          Алина вместе с умной черепахой Че и добрым Фавном из Пристанища Звуков спасают царя Букву и Цар-
      ство Существительное — самое главное из всех царств русского языка. Они борются с бомжами и разбой-
      никами, бродягами (в образе вводных слов), принимают на свою сторону Наречного Филина с Наречным
      Воинством, освобождают междометия.
          Им помогают Шипящие Бабочки (образ правила написания слов с шипящими буквами), Суффиксная Гу-
      сеница (образ правописания суффиксов ыва-ива, ова-ева), Чудище и Медведище...
          Словом, каждое правило в сказке имеет свою образную структуру и легко запоминается.


          Метод работы со сказкой

          Как вы уже поняли, читая сказку, ребенок невольно акцентирует внимание на выделенной в
      слове букве. Изображение слова фиксируется в памяти визуально.
          Каждая глава изложена довольно лаконично, и внимательное чтение не вызывает утомления.
      Грамматическое правило, воплощаясь в литературные образы, затем возвращается в свою перво-
      начальную учебную форму в конце каждой темы. Запоминание происходит по следующей схеме:
      ПРАВИЛО
                ФАНТАЗИЙНЫЙ  ТЕАТР  ЭТОГО  ПРАВИЛА
                ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
       ПРАВИЛО
          То есть от сухой академической структуры к живому образному представлению о правиле.
          Понятие «существительное» преобразуется в живое существо. Оно действует. Действие сущест-
      ва и есть глагол. Одно существо от другого можно отличить по его признаку. Признак как бы при-
      лагается к существу. Это есть прилагательное. Выделяются три основных царства в русском язы-
      ке: Царство Существительное, Царство Прилагательное, Царство Глагола.
          Географическая карта всех царств по степени их значимости располагается на панцире
      черепахи Че. Она из Пристанища Звуков. Звуки — нечто изначальное, основа всей речи. Проис-
      хождение их связано с неким таинством, движением воздуха в самой природе.
          От звука рождается буква. Буква - обозначение звука. Буквы складываются в слово. Слово —
      часть речи. Части речи складываются в целостное предложение. И вот, чтобы предложение было
      грамотным, а  речь — красивой, на помощь человеку приходят грамматические правила. Они тоже
      живые, как и все. на свете. Их характеры надо понимать и чувствовать. Ими стоит интересоваться.
      Их стоит любить.
          Сухое заучивание обычно вызывает у детей обратную реакцию — неприятие.
          Для впечатлительного и подвижного ума ребенка куда естественней выглядит не формальное
      заучивание правил, а как бы его собственное их открытие, выведенное в данном случае из сказоч-
      ной главки.
          Создание сказки «Алина в Царстве Существительном» - результат моей многолетней практиче-
      ской работы с детьми в области арт-педагогики.
                Вера Линькова

      Сказки русской грамматики

          …Иногда кажется, что правила русской грамматики очень сложные, сухие, скучные и
      непонятные. Но если подойти к пониманию правил творчески, то окажется, что всё совсем
      не так. Все части речи,  предлоги,  приставки,  корни, суффиксы, окончания, – это живые
      существа, со своими характерами,  приключениями –  все они живут в сказочном про-
      странстве и по своим правилам. Книга «Алина в Царстве Существительном» поможет вам
      иначе взглянуть на изучаемый в школе русский язык. А пока, увидев выделенную в слове
      букву, сконцентрируйте своё внимание на «возможной ошибке», вспомните правило!

Алина в Царстве Существительном
Как Алина стала учительницей.


          Однажды Кот Ученый прИгласил к себе Алину и скАзал: "Алина, ты уже бОльшая де-
      вочка, и я знаю, что ты любишь учить дЕтей. Так вот, за речкой открылась новая школа, и
      ты будешь там учительницей".
          Всю ночь Алина от радости не спАла и чИтала "Грамматику русского языка". Утром
      она сделала строгую прическу, надела очки, длинную юБку и пошла в школу.
          Но добраться до школы окАзалось не так просто.

Встреча с именем существительным.


          Мир за пОрогом ее цвЕточного домИка как-то странно измЕнился. Над речкой клуби-
      лись высокие Тумановые Джунгли, а на бЕрЕгу сИдел непОнятного вида стАричок. БО-
      рода у стАричка была переплетена цвЕтами и покрыта туманом, а в руках он дЕржал
      большие сЕребрЯные ножницы. Надо заметить, что он не просто дЕржал ножницы. Он
      щелкал ими у самой вОды и отрезал клубочки тумана.
          - Доброе утро! - скАзала Алина, порАвнявшись со стАричком, и, не дожИдаясь ответ-
      ного прИветствия, спрОсила: - А зачем вы ножнИцами пустоту режете?
          - Разве это пустОта? - возразил стАричок, отгОняя от себя отрезанные клубочки тума-
      на. - Это мАтерия.
          - Какая же это мАтерия? - засмЕялась Алина и потрогала складочку на юБке. - Вот то,
      из чего юБка сшита, мАтерия...
          - А я не так думаю, - тряхнул головой стАричок, и с бОроды его посыпался дождь из
      разноцветных цветочных лЕпЕстков. - Все на свете - мАтерия. Вот облАка упали на зем-
      лю и превратились в Тумановые Джунгли. А я их подстрИгаю, чтобы не пустили корни.
          - Вы шутите, - шИроко раскрыла глаза Алина, - у облАков нет корней!
          - А как ты считаешь, облАка - это слово? - поинтерЕсовался стАричок.
          - Слово, - соглАсилась Алина.
          - А у всякого слова есть корень, - мудро подметил стАричок. - А если много облАков,
      то это уже много-много корней. И представь себе, что все они войдут в землю! Тогда зЕм-
      ля покроется Тумановыми Джунглями, а у неба будет потерянное лИцо. Как же небу без
      облАков? Ведь оно их потеряет...
          Алина представила себе небо без облАков, землю в Тумановых Джунглях, и получился
      совсем непонятный мир, от которого в гОлОве все перепуталось.
          СтАричок еще раз щелкнул сЕребрЯными ножницами, подул на отрезанный клубочек
      тумана и дружелюбно сказал:
          - Для ясности надо познАкомиться. Вот ты - кто?
          - Я - учительница, - гордо вскинула гОлОву Алина.
          - Ну, прежде всего, - загадочно усмехнулся стАричок, - ты - существо. Значит - имя су-
      ществительное.
          Алина даже растЕрялась от столь неожиданного знакомства и, сняв Очки, протерла за-
      туманенные стеклышки.
          - Тогда и вы тоже имя существительное?
          - И я тоже, - соглАсился стАричок. - Как учительница ты дОлжна знать, что все пред-
      меты на земле, видимые и невидимые, - это существа...
          И тут Алина сразу вообразила свой первый урок в школе.

Уроки Алины.
Кто? Что?
СТАРИЧОК ОБЛАКО


          Это существа, потому что они существуют. А все, что существует - имя существитель-
      ное.

                ***
                ОБЛ..КОТИТЬСЯ
                А или О?

          Не гадай. У каждого слова есть корень.
          Какой корень у слова ОБЛ..КОТИТЬСЯ: ОБЛАКО или ЛОКОТЬ?

                ***
                СТ..РИЧОК
                А или О?

          Не надо угадывать. Измени слово так, чтобы безударная гласная оказалась под ударени-
      ем.
                СТАРЫЙ

          Найди в тексте слова с безударными гласными и проверь их ударением.

Воображаемый урок Алины с именем существительным.


          - Ребята, оглянитесь вокруг! Что вы видите? Правильно, вы видите предметы. Картина.
      Окно. Туман за окном. Река. Да и вы сами. Все это существа. Они самые главные в нашей
      речи. И у них есть общее название - имя существительное. А есть то, что вы не видите?
          - Конечно, есть!- согласились ребята.
          - Назовите мне эти невидимые существа! Правильно! НастрОение. Радость. Шорох...
      Нарисуйте мне существа видимые! Замечательно! Коза. Улыбка. Зонтик...
          А теперь - невидимые! В чем ходит РАДОСТЬ? Где гуляет ШОРОХ? Как выглядит НА-
      СТРОЕНИЕ?
          Все эти предметы, все эти существа умеют что-то делать. Но их действия - это уже дру-
      гая часть речи. О ней мы поговорим позже...

Уроки Алины.


          Кто? Что? - вопросы именительного падежа.
          Этот падеж обозначает только название предмета. СТАРИЧОК - существительное. Но и
      К СТАРИЧКУ это тоже существительное, только в другом падеже.
          Падежи нужны для того, чтобы строй слов в предложении был правильным. Ведь мы не
      скажем: «Глаза У СТАРИЧОК были синими». А как скажем?
          Значит, существительное надо изменить - подобрать к нему нужный вопрос: у кого? У
      СТАРИЧКА. Это уже родительный падеж. Всего падежей -  шесть. И к каждому есть свои
      вопросы.
          Но о них позже. А пока выпиши из главки существительные только в именительном па-
      деже.

Как Алина сбивается с пути.


          Алине захОтелось как можно скОрее провести свой первый урок, и она заторопилась.
      Но найти в тумане мостик через реку было очень трудно. И она спросила у старичка с се-
      ребряными ножницами:
          - А вы не знаете кОроткий путь на тот берЕг?
          - Короткий? ~ отрезал еще один клубочек тумана старичок. - Трудно сказать. В тумане
      все расширяется. И что сначала кажется ясным, потом становится туманным. Но ты по-
      строй мостик из однокорЕнных слов и попадешь в Царство Существительное. А там до
      другого берега - рукой подать!
          Алина поблагодарила старичка, нырнула в Тумановые Джунгли и на хОду стала состав-
      лять мостик из однокорЕнных слов. Мостик выглядел так:

          МОСТ,
           МОСТОЧЕК,
            ПОДМОСТКИ,
             МОСТОВАЯ,
              МОСТОВОЙ…

          Тут Алина понЯла, что ошиблась. Перепутала постового с мостовой. Но было  уже
      позДно, потому что появилось на свет новое существительное – неологизм. Существо не
      имело определенной формы и выглядело очень непонятно. Оно посмОтрело на учитель-
      ницу и взмахнуло регулировочной палочкой.

Уроки Алины.


           Составь несколько однокоренных слов со словом ДОРОГА. Подчеркни корень в каж-
      дом слове.
          Корень - это та часть слова, которая не изменяется. Только согласные на конце корня
      иногда меняются. Например: ПИРОГ - ПИРОЖОК. Чередуются Г и Ж.
          Есть словарные слова, которые никак нельзя проверить.
          Например: НОЖНИЦЫ. Такие слова надо искать в словаре и запоминать.
      Есть ли в прочитанной главе еще какие-нибудь словарные слова?
          БЕРЕГ, БЕРЕЖОК, ПОБЕРЕЖЬЕ, БЕРЕГОВОЙ
          Подчеркни корень.

Солнцемарина – имя собственное.


          Странно все получилось. Алина никуда не бежала, не выхОдила на другой берЕг, не
      шла по школьным коридорам, но сразу оказалась в классе, где начинался. ее урок.
          - Здравствуйте! - сказала она, счасТливо улыбаясь. - Меня зовут Алина Львовна.
          - А меня - Лев, - отозвался ученик с последней парты. - Я из-за вашего предмета третий
      год Здесь сИжу...
          - Рада познакомиться, - сказала Алина.
          - У Льва были длинные золОтистые волОсы и серые глАза. Словом, мальчик ей очень
      понравился.
          - Лев - имя собственное, - произнесла Алина, разглядывая своего первого ученика. -
      Собственное, потому что принадлежит тебе. И Алина - имя собственное, потому что при-
      надлежит мне. И у каждого из вас есть свое собственное имя. А у окна есть имя?
          - Нет, - сказали ребята, - У окна нет имени.
          - Значит, окно - существо нарицательное. Оно обычное, как все на свете окна. Нарицать
      - значит называть  предметы без имени одним словом.
          - Жалко окно, - всхлипнула девочка с первой парты. - Меня зОвут Марина, пусть и окно
      как-нибуДь зОвут...
          Все ребята засмеялись, а Алина сразу заметила, какая у девочки чуТкая душа, и пред-
      ложила найти окну имя.
          - Для всех людей, - улыбнулась Алина, - это обычное окно, а для нас оно будет с душОй
      и характером. Оно будет живым, одушевленным... Так как же мы назОвем наше окно?..
          - Солнцемарина! — выпалил сидящий рядом с Мариной мальчик. Мальчик был очень
      скромным и сам смутился от своей неожиданной смелости. Наверное, ему очень нрави-
      лась эта сидящая рядом девочка, похожая на солнце, которое смотрит в окно.
          - Солнцемарина... - мечтательно повторила учИтельница, - какое чудесное имя появи-
      лось у нашего окна! А вы знаете, что это имя не прОстое, а сложное?
          - Почему сложное? — первым поинтересовался Лев.
          - Потому что сложено из двух разных слов: Солнце и Марина, - объяснила учительница.
      - А еще какие сложные слова вы знаете?
          Ребята наговорили много разных слов. Но это были такие слОва, которые вы и сами
      знаете, поэтому нет смысла их перечислять.
          - А что видно сквозь нашу СолнцЕмарину? - спросила учительница, глядя в окно.
          - Речку! — закричал класс.
          - Просто речка, - заметила Алина, - имя нарицательное. А есть ли у нее свое название?
          - Туманка! - тут же закричали ребята, веДь они очень хорОшо знали свою речку.
          - Туманка - имя собственное, - не дожидаясь следующего вопроса, сказал Лев, - потому
      что оно принадлЕжит только этой речке.
          - Отлично, - сказала Алина. - Наш Лев просто умница.
          И она опять посмотрела в окно, где, подрагивая крохотными листочками, словно сереб-
      ряными крылышками, устремлялся в небо высокий тополь. - А как вы думаете, у топОля,
      который виден сквозь СолнцЕмарину, есть имя?
          - Нет, - грусТно вздохнули ребята. - Тополь - обычное дерево.
          - А ведь он, - сощурилась Алина, - тАкой стройный, высокий и похож на цАря. Он те-
      перь наш тополь. Мы будем видеть его каждый день. Так придумаем ему царское имя!
          - Меня зовут Екатерина, - поднЯлась со своего места похожая на птичку девочка. - А
      тополь можно назвать Петром Первым!..
          - Правильно, Петром Первым! - захлопал в лАдоши класс.
          - А на плачах нашего Петра Первого сИдят разноцветные вороны, - задумчиво произ-
      несла Алина. - Попробуйте разглядеть, что выражают глаза вон той пОлОсатой вОроны?
          - В ее глАзах - растерянность, - сказала Марина, - потому что она где-то села на свеже-
      окрашенную скамейку и теперь вся пОлОсатая...
          - В ее глазах - радость! - заявил Лев, - потому что она пОлОсатая, как мОрская тель-
      няшка, и не похожа на всех!
          - По этим двум ответам, - сказала Алина, - я узнала настрОение Марины и Льва. ВеДь в
      глазах других мы чаще всего видим то, что чувствуем сами.
          Когда прозвенел звОнок, Алина снова окАзалась в Тумановых Джунглях. Нет, она не
      закрывала классную дверь, не шла по кОридору, а как-то сразу очутилась в гуще событий
      другого мира, о котором думала и в котором теперь жила. Вы можете в это не верить, но
      такое бывает.

Уроки Алины.


          СОЛНЦЕМАРИНА, ПАРОХОД
          Сложным называется слово, которое сложено из двух разных слов. Соединительные
      гласные Е и О.
          МАРИНА -  имя собственное. Оно принадлежит только лично Марине.
          ДЕВОЧКА - имя нарицательное. Так называют всех девочек.
          Найди проверочные слова: СТ..КЛО, ..КНО, З..ВУТ.
          Выпиши из текста словарные слова: КОРИДОР, РЕБЯТА. Есть ли еще словарные слова
      в этой главке?
          Выпиши существительные в  именительном падеже. Вспомни, на какие вопросы отве-
      чают существительные в именительном падеже?
          КТО? ЧТО?

Мостовой и фигурки неопределенной формы под деревом
            с тяжелыми плодами.


          Алина огляделась вокруг. Место, где она находилась, было каким-то неопределенным:
      ни небо, ни земля, ни вода…
          Вдоль узенькой дорожки, клубясь и завиваясь, росли облака.
          - Странно, нигде никого нет, - растерянно произнесла Алина и тут же задумалась. - А
      как правильно написать: НИгде НИкого или НЕгде НЕкого?
          Правило о том, что безударные гласные надо проверять ударением, сюда не подходило,
      потому что менялся смысл.
          Облака, отдаленно напоминающие деревья, стали путать размышления Алины своей
      песенкой:

      НИгде не ищи, если НЕгде искать.
      Не жди НИкого, если НЕкого ждать.

          Песенка повторилась несколько раз и, вслушиваясь в нее, Алина поняла подсказку: Е —
      всегда под ударением, а там, где ударение падало на конец слова, по смыслу напрашива-
      лось И. Получалось: НИгде - отрицательное наречие и НЕгде - отрицательное; НИкого -
      отрицательное местоимение и НЕкого - тоже отрицательное, но уже с приставкой НЕ.
      Значит, все дело в ударении.
          Пока Алина думала, прямо перед ней совсем неожиданно предстал Мостовой. Форма, в
      которую он был одет, выглядела очень странно. На голове как-то нелепо сидела милицей-
      ская фуражка с полуоборванным козырьком. В руке дергалась полосатая палочка, похо-
      жая на кошкин хвост, а вместо форменных брюк и сапоГ грОмыхали кое-как слепленные
      друг с другом булыжники.  Мостовой грОхотал ими, вышибая искры, и грозно сердился.
          - Ты едешь не по правилам! - закричал он идущей навстречу девочке.
          - Я не еду, а иду, - поправила его Алина. - Вы неверно подбираете глАголы.
          - Это ты неверно подбираешь слОва! - еще громче закрИчал Мостовой. - Сейчас я пре-
      вращу тебя в булыжник!
          - Прежде чем кричать, - попробовала смутить его Алина, - вы должны хотя бы знать:
      кто вы есть и какие у вас права?
          Мостовой в самом деле смутился и пожал плачами:
          - Я - НЕКТО.
          - А что у вас и руке? - спрОсила Алина, взглядом показывая на пОлОсатую палочку-
      кошкин хвост.
          - НЕЧТО... - глупо ответил Мостовой и взмахнул рукой. И все получилось не как надо.
      Палочка изОгнулась, зашИпела и, выпустив коГти, прыгнула на дерЕво-недерево, которое
      рОсло вверх тормашками, то есть вверх кОрнямп. С кОрней свИсали продолговатые, за-
      остренные к низу плОды.
          - Как упадем! Как ударим! - шумели плОды, но не падали.
          - Кому это вы угрожаете? - рассердилась Алина.
          Но тут увидела внизу множество занятных фигурок. Они дрОжалн под деревом и бОя-
      лись совсем исчезнуть.
          - Зачем вы здесь стоите? - закрИчала Алина фигуркам неопределенной внешности. -
      ПлОды в любую мИнуту могут сорваться вниз и ударить вас!..
          - А нам стоять больше НЕГДЕ, - ответили фИгурки, - вот и стоим под ударением...
          - Мостовой! - позвала Алина. - Разве вы не видите, они стоят под ударением! Это опас-
      но! Освободите их! ВеДь это вы вИноваты... Если бы вы случайно не появились па мос-
      ту...
          - Достаточно обвИнять других! - грОмыхнул сапогом Мостовой и налепил себе на мун-
      дир пару выбитых булыжников, - Все это сотвОрила твоя  невнимательность.
          Где-то в душе Алина понимала, что прежде всеГо вИновата ее невнимательность, со-
      твОрившая Мостового. И теперь девочка-учительница думала, как все исправить. Прежде
      всего ей пришло в голОву, что Мостового надо сбить с толку. Тогда он бестОлково рас-
      сыплется по зЕмле и станет обычной грудой булыжников. А чтобы кого-нибуДь сбить с
      толку, лучше всего задать неожиданный бестОлковый вОпрос.
          - Простите, - обратилась Алина к Мостовому, - а у вас случайно нет красниковой резин-
      ки?
          - Ты хочешь меня зарезинить? - закричал Мостовой. - Не выйдет! Сейчас я тебя и без
      красниковой резинки превращу в неопределенное местоимение.
          - Ну и как ты меня без красниковой резинки в него превратишь? - вызывающе-
      насмешливо поесмОтрела на Мостового Алина. В общем-то она была не из пугливых де-
      вочек.
          - Просто! - взвизгнул разъяренный Мостовой. - Ударю палкой, и ты окажешься под уда-
      рением!
          Алина быстро сообразила, что делать. Она первая подпрыгнула, выхватила из рук Мос-
      тового пОлОсатую палочку-кошкин хвост и тут же опустила эту палочку на голову Мос-
      тового. Конечно, не просто опустила, а ударила изо всех сил...
          Под дерЕвом-недеревом на одну фигурку неопределенной формы стало больше. Фигур-
      ки по-прежнему дрОжали, боясь совсем исчезнуть.
          - Не стойте под ударением! - предупредила их Алина.
          - А нам стОять больше НЕГДЕ, - ответили неопределенные существа, - вот и стОим се-
      бе под ударением...
          - Но кто же вы? - в отчаянии спрОсила Алина.
          Ей казалось, что она опять опаздывает на урок, а дОрога в Царство Существительное
      потерялась...
          - Неужели не ясно? - с безразличием в голосе ответили фИгурки. - Мы все здесь - НЕК-
      ТО и НЕЧТО.
          - А чем вы занимаетесь?
          - СтОим себе под ударением, и заниматься нам больше НЕЧЕМ.
          В гОлОве Алины туг же созрел план действий. Она подумала, что если снимет с дерева
      все плОды, которые могут ударить по фИгуркам, то сразу избавится от неопределенных
      местОимений и выйдет на дОрогу к именам существительным. Забыв про то, что учитель-
      ницы не лазают по дЕревьям, она с ловкостью кошки взобралась на дерЕво-недерево с
      торчащими вверх кОрнями и сорвала с него все ллОды. ПлОдов набралось - полный по-
      дол!
          - Ну все, - обрадованно вздОхнула Алина и спустилась вниЗ. Она вывалила плОды на
      землю и с радостью сообщила неопределенным местОимениям:
          - Все! Я освободила вас от ударения!
          - Ну и напрасно, - услышала она вместо благОдарности. И тут же заметила, что НИГДЕ
      НИКОГО нет.

Уроки Алины.


      Урок на сообразительность

          Выпиши из главки слова, которые обозначали фигурки, стоящие под деревом с тяже-
      лыми плодами. Плоды падали им на голову и ударяли. Значит, фигурки стояли под ударе-
      нием. Какие это слова?
          Можно ли увидеть фигурки, которые убрали свои головы из-под ударения? Какими
      словами они обозначены в главке?
          Нарисуй свое дерево с тяжелыми плодами, а под ним - шесть фигурок.
          НЕкто НЕчто НЕкому                НИкто НИчто НИкому
          НЕчему НЕкем НЕ чем              НИчему НИкем НИ чем
          Почему в одном столбике все слова начинаются с НЕ, а в другом с НИ? Есть ли здесь
      какая-то загадка?
          Догадайся по смыслу, в каком столбике находятся два неопределенных местоимения, а
      в каком - только отрицательные?
          А теперь открой свой учебник и прочти в нем все про местоимения.

Как местоимения и наречия вышли из-под ударения.


          - Вы где? - крикнула Алина в Тумановые Джунгли.
          - НИгде, - послышалось в ответ.
          - Куда вы подевались?
          - НИкуда.
          - Почему вы все отрицаете?
          - Потому что мы стали отрицательными. Из-за тебя.
          - А что я такого сделала?
          - Нарушила гармонию, порядок.
          - А как можно этот порядок вернуть?
          - НИкак, если не вернуть наши ударения.
          - Почему?
          - Потому что когда мы были неопределенными, нас еще можно было разглядеть, а те-
      перь нельзя. Ты стерла нас с лица земли, и теперь мы - обычное отрицание. Верни ударе-
      ния!
          Алина кинулась под дерево-недерево, куда она только что высыпала тяжелые плоды. Но
      плодов НИгде не было. Успели куда-то закатиться.
          - Что же делать? - начала рассуждать Алина. - Когда я сорвала плоды с дерева, ударение
      пропало, а с ними пропала и буква Е. И вместо приставочки НЕ появилась приставочка
      НИ.  Это приставочка-невидимка. А что, если И заменить на Е? Тогда плоды-ударения са-
      ми вернутся. Только где найти Е? Ах, эти Тумановые Джунгли!

Уроки Алины.


      Урок на сообразительность.
      
                НИкак
          Негде         НИгде
          НЕкуда        НИкуда
          НЕоткуда      НИоткуда
          НЕкогда       НИкогда
          Нарисуй под деревом с плодами еще четыре фигурки. Словами из какого столбика ты
      их обозначишь?
          В этих двух столбиках - наречия. Рядом со вторым столбиком напиши в третий столбик
      те же слова, только без приставки НИ, и ты узнаешь, на какие вопросы отвечает часть ре-
      чи наречие.  Какие это вопросы?
          На самом деле ни местоимения, ни наречия не превращаются из неопределенных в от-
      рицательные. Так только в сказке бывает. Но в каждой сказке есть доля правды. Надо ска-
      зать, что на слух неопределенные и отрицательные местоимения различаются с помощью
      ударения.
          НЕкто - НИкто
          НЕчто - НИчто
          Теперь объясни, почему в первом столбике у наречий приставочка НЕ, а во втором -
      НИ.
          Идти нам НЕкуда, и мы НИкуда не идем…
          Придумай еще три примера, где в одном предложении встречаются два наречия. Только
      одно из них - с приставкой НЕ, а другое - с НИ.

В пристанище звуков.


          - Е можно найти в  Пристанище Звуков, - услышала Алина совсем рядом и чуть было не
      наступила на чЕрЕпаху.
          - Че, - представилась черепаха и протЯнула Алине правую переднюю лапу.
          - Вас так зовут? - утОчнила Алина и тоже протянула чЕрЕпахе правую руку.
          - Естественно, - сказала чЕрЕпаха и прикрыла глАза.
          - Ну, а я - Алина.
          - Знаю, - сказала Че. - Не тЯни время за хвост, поехали! -  И она подставила девочке-
      учительнице свой панцирь.
          Тут Алина заметила, что панцИрь похож на географическую карту. Только на карте
      этой обозначались не горы и дОлины, а граничили друг с другом территории частей речи.
      В центре панциря самое большое пространство занимало Царство Существительное. По
      обеим стОронам этого царства расположились еще две бОльшие территории - слева Цар-
      ство Прилагательное, справа - Царство Глагола. Дальше было еще множество всяких гра-
      ниц, но Алина не успела их разглядеть. Че, как ледокол, врезалась в густой туман и при-
      чалила к каменному уступу, вдоль которого на тонких стебельках дрОжали разноцветные
      шАры воздуха.
          - Все, приехали, - сказала чЕрЕпаха. - Пристанище Звуков.
          Едва Алина слезла с чЕрЕпахи, как ее тут же облепили крохотные звенящие существа.
      Они забирались под очки, прыгали по ресницам, щекОтали кОленки...
          - Отстаньте от меня! - отмахивалась Алина от звуков, но они не отставали и все время
      сливались в одно слово:
          - Урок! Урок!..
          - С ними надо провести урок, - подсказала Че.
          - Со звуками - урок? - удивилась Алина.
          - Да, - настаивала на своем Че, - они очень любознательные. Это с них все начинается.
      Весь мир переполнен звуками. Они летают в воздухе, словно прозрачные пчелы, потом
      сплетаются в созвучья. Созвучья соединяются в слОва, а слова разделяются на части ре-
      чи...
          Че легла на бок и представила невидимым ученикам для обозрения свой панцИръ с рас-
      положением частей речи. Алина взЯла указку и обвела территорию Царства Существи-
      тельного.

Уроки Алины.


          ПАНЦИРЬ ЦЫПЛЕНОК
          После Ц всегда пишется И. Кроме:
          а) ЦЫПЛЕНОК, ЦЫГАН, НА ЦЫПОЧКАХ, ЦЫП-ЦЫП, ЦЫКНУЛ;
          б) на конце слова: УЛИЦЫ, КУРИЦЫ, КУНИЦЫ, СИНИЦЫ, СЕСТРИЦЫ;
          в) когда слово отвечает на вопрос:   чей?
      КУНИЦЫН, СЕСТРИЦЫН, КУРИЦЫН, СИНИЦЫН.
          Буква -  это значок, которым обозначается 3ВУК.
          Найди проверочные слова: УТ..ЧНИТЬ, ГЕОГР..ФИЧЕСКАЯ, ОБОЗН..ЧАЛИСЬ,
      РАЗГЛ..ДЕТЬ, З..ЛЕНЫЕ, СТ..БЕЛЬКИ, ОБЛ..ПИЛИ, ОТСТ..ВАЛИ, СЛ..ВАЛИСЬ.
          Выучи словарные слова: ТЕРРИТОРИЯ, КОЛЕНКИ, ЧЕРЕПАХА.

Урок по черепашьему панцирю.


          - Смотрите сюда! Что означает Царство Существительное?
          - Существа! - зазвенели звуки.
          - НазОвите какое-нибуДь существо!
          - Лев! - пронеслось по цветному воздуху.
          - Очень красивое существо ЛЕВ, - одобрительно кивнула Алина, - но без какого-нибудь
      признака это существо выглядит скучно...
          И  Алина обвела на панцире Че Царство ПрилАгательное.
          Здесь живут прилагательные для Льва. ПрилАгателъные как бы прилагаются к сущест-
      ву. Становятся его признаком. Найдем признак льва.
          - Фонарный! -  на разные гОлОса прокричали звуки.
          Сначала Алина удИвилась такому неожиданному определению-признаку, но тут же со-
      образила, что урок должен похОдить на веселую игру. И сразу задала вопрос:
          - А что умеет делать Фонарный Лев? - и она обвела на панцИре чЕрЕпахи Царство
      ГлАгола. - Здесь живут глАголы. Они производят действия.
          - Съедает! Съедает! - рассыпались в воздухе радостные звуки.
          - Фонарный Лев съедает... - собрала Алина фразу из прилагательного, существительного
      и глагола. - Но нам не ясно, что съедает Фонарный Лев?
          - Фонари! - запИщали звуки и стали кувыркаться в воздухе, дурачиться.
          - Тише! - прикрикнула на них Алина. - Смотрите, что у нас получается: Фонарный Лев
      съедает фонари. Давайте это нарисуем, а потом придумаем сказку!
          Но тут все звуки исчезли, и стало очень тихо. ВеДь звуки не умели рисовать...
          Алина только руками развела. В последний мОмент ей показалось, что где-то далеко
      прозвенел звонок, звуки превратились в мальчишек и девчонок и убежали. Но это уже где-
      то в другой стОрОне мира, в другом пространстве...
          - Они устали, - сказала Че и вернула свой панцИрь в горизонтальное полОжение, то есть
      встала на свои четыре лапы. - Устали и улетели...
          - А  где же мне их теперь искать? - растерянно спросила девочка-учительница.
          - Прежде, чем их искать, - поучительным тоном сказала Че, - надо понять их происхож-
      дение. ПроисхОждение звуков можно увидеть за трОстниковой стеной, которая растет вот
      за этими шАрами воздуха. ТорОпись, а то шАры перезреют на стебельках и улетят...
          ЧЕрЕпаха торопливо зашлепала лапами по замшелым кАмням. Она передвигалась так
      быстро, что Алина едва за ней поспевала.

Уроки Алины.


          Кто? ЛЕВ - существо,  существительное.
          Какой? ФОНАРНЫЙ - прилагается к существу, прилагательное.
          Что делает? СЪЕДАЕТ - действие существа, глагол.
          Что? ФОНАРИ – существительное.
          Найди проверочные слова: ЗВ..НОК, ОЗН..АЕТ, СМ..ТРИТЕ, ЗАКР..ЧАЛИ, УД..ВИ-
      ЛАСЬ, ПОК..ЗАЛОСЬ.
          Найди корень в слове ПОЛЕТ и придумай несколько однокоренных слов.
          Запиши словарное слово: ФОНАРЬ.

Портной отрезает волну.


          За тростниковой стеной находился край острова, край Пристанища Звуков. На краю
      острова у самой вОды сидел пОртной. ПОртной ловко чикал ножницами и зачем-то отре-
      зал волны.
          - Что это вы делаете? - кинулась к нему Алина.
          - Как видишь, -  не прекращая работу, ответил пОртной, - ищу изображение звука В.
      По-моему, он скрывается в вОлне... Вот вОлна катится, катится... Длинная такая. Тебе не
      надоело ждать, когда она закончится?
          - Надоело, - согласно кивнула Алина. Она не заметила, как от нетерпения забрела в во-
      ду, и теперь ее длинная мокрая юбка запуталась в нОгах и хОлОдила кОленки. И очки ку-
      да-то по вОлне понеслись. Да-да, это вОлна поднялась вверх и сорвала с Алины очки,
      чтобы она очень-то не разглядывала. Волнам, особенно длинным, не всегда нравится, ко-
      гда их разглядывают.
          - Вот и мне надоело, - сказал пОртной. - Сейчас я эту вОлну - чик! И готово! Смотри,
      какая короткая, всего два бугОрка. Вот и получился мой любимый звук И. Вернее, его
      изображение. Стоит только трОстинку слева приставить...
          - Здорово! - восхитилась Алина. - А ну-ка и я попробую!
          Она взяла у пОртного ножницы и тоже отрезала вОлну всего в два бугОрка.
          - Чистая работа! - похвАлил пОртной. - Какая точность!
          - Волшебство, - умываясь отрезком вОлны, сказала Че, и на ее сморщенных щеках из-
      под стекающих брызг проявился зОлОгистый румянец.
          - В! В! В! - запрыгал над трОстником только что появившийся на свет звук. - Празднуем
      мой день рождения!
          - А вы не мОгли бы мне звук Е найти? - спрОсила Алина у пОртного.
          Но пОртной почему-то сник. Снял с себя фартук, закопал в песок ножницы...
          - В слове ВОЛНА нет звука Е, - сказал он очень усталым голОсом. - Ищи его в другом
      месте. И вообще, каждый сам должен отыскивать происхождение нужной буквы...
          - Не сердись, - шепнула чЕрЁпаха Алине, - он переутОмился. Всякая работа требует
      внутреннего напряжения... Пойдем в клАдовую острова! Там найдется что-нибудь подхо-
      дящее.

Уроки Алины.


          ПО-МОЕМУ, ПО-ПРОСТОМУ, ПО-ЛИСЬИ, ПО-НЕМЕЦКИ, ПО-АНГЛИЙСКИ
          Слова, оканчивающиеся на ОМУ-ЕМУ, СКИ-ЦКИ, ЬИ, с приставкой ПО пишутся через
      дефис.
          Подбери проверочные слова: В..ЛНА, ВЗД..ХНУЛ, КЛ..ДОВАЯ, БУГ..РОК,
      ВОЛШ..БСТВО, С..РДИТЫЙ.
          Поищи в главке словарные слова: П..РТНОЙ. А еще?

Лестница в кладовой острова, или странный аукцион.


          Стены клАдовой острова были сделаны из плотного пОлОсатого тумана. Посередине
      кладовой в кресле из ракушек сидела пышногривая лошаДь с лесТницей. Вокруг нее суе-
      тились прозрачные, все время измЕняющиеся звуки.
          - Начинаем аукцион! -    топнула копытом лошаДь. - Кто придумает лучшее предложе-
      ние со словами ЛОШАДЬ и ЛЕСТНИЦА, тому достанется лесТница.
          - Кому нужна лесТница? – пожала плечами Алина. – И зачем поэтому поводу устраи-
      вать аукцион?
          - ЛесТница нужна прежде всего тебе, -  шепнула Че. - Из нее может получиться много
      звуков. А лучшим будет звук Е, потому что он ударный.
          - Итак, - стукнула кОпытом лошаДь, - первое предложение, с которого может начаться
      самая необыкно венная история про лесТницу и лошаДь!
          Звуки зашумели, стали переворачиваться в воздухе и складываться в слова. И вот уже
      по клАдовой острова галопом пронеслось первое предложение:
          ЛОШАДЬ ЛЮБИЛА ЛЕСТНИЦУ.
          Тут же последние слова предложения вытеснили первые и получилось:
          ЛЕСТНИЦА ЛЮБИЛА ЛОШАДЬ.
          - Здесь нет ничего необычного, - скучно зевнула лошаДъ, закрывая рот кОпытом.
          - Все что-нибудь любят...
          Звуки опять зашумели, стали складываться в слова, вытягиваться в ряды:
          ЛОШАДЬ СЪЕЛА ЛЕСТНИЦУ. ЛЕСТНИЦА СЪЕЛА ЛОШАДЬ.
          -  Невкусно, - скорчила гримасу лошаДь, раскачиваясь в ракушечном кресле. - Все что-
      нибудь едят...
          Звуки опять засуетились, и вот появились новые предложения:
          ЛОШАДЬ УДАРИЛА ЛЕСТНИЦУ. ЛЕСТНИЦА УДАРИЛА ЛОШАДЬ.
          - Обыкновенная драка получилась, - опять зевнула лошаДъ.
          - И ничего здесь особенного. Все дерутся иногда.
          - Твоя очередь! -  подтолкнула Че Алину. - Надо выиграть аукцион.
          Алине совершенно ничего не приходило в голОву, тем более необыкновенного. Но
      мысль, что она совсем заблудится и не вернет неопределенные местоимения, не пройдет
      через Царство Существительное и не попадает в школу на урок, заставила ее громко вы-
      палить:
          - ЛошаДь взбиралась по пожарной лесТнице на крышу дворца, где скрывался сбежав-
      ший Фавн.
          ЛошаДь качнулась в ракушечном кресле и тут же навострила уши:
          - Прошу разъяснения. Зачем лошаДь взбиралась по пожарной лесТнице? И почему
      Фавн скрывался на крыше дворца?
          - А  это уже начало необычной истории, о чем вы и просили, - ответила Алина и напом-
      нила лошади условия аукциона: «Пусть каждый сочинит свою историю, которая начина-
      ется с этого предложения».
          - Аукцион закончен, - клацнула зубами лошаДь и протянула Алине лесТницу.
          - Благодарю, - поклонилась Алина под звучные аплОдисменты.
          Но по всему было видно, что лошади не хОтелось расставаться с лесТницей, и хозяйка
      аукциона стала отгОваривать Алину:
          - Ну зачем тебе эта лесТница? С ней очень трудно путешествовать. Лучше я отдам за
      нее деньги.
          - Она тебя покупает, - шепнула Че. - Купишься - останешься в клАдовой навсегда...
          ЛошаДъ хищно улыбнулась. Наверное, она была из породы Драконовых Мустангов -
      себе на уме.
          - Я беру лесТницу, - сказала Алина. - Нельзя менять условия аукциона и свои решения.
          Как только Алина взЯла выигрыш, лошаДь взмАхнула хвОстом и улетела сквозь пОтО-
      лок. Плотные тумановые стены стали пОлОсато рассеиваться.

Уроки Алины.


          Гласные буквы обозначают звуки, у которых есть голос:
      А, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю, И.
          Согласные буквы - это те, которые соглашаются с гласными, образуя слог.
          Одни согласные -  звонкие, другие – глухие:
      Б-П, Г-К, Д-Т, 3-С, Ж-Ш, В-Ф;
      Ц, Ч, Щ, X - глухие;
      Л, М, Н, Р - звонкие.
          В некоторых словах звонкие и глухие согласные можно перепутать, например: ЛО-
      ШАДЬ.
          Чтобы не ошибиться в написании звонкой или глухой согласной, надо изменить слово
      так, чтобы за согласной стояла гласная: ЛОШАДЬ - ЛОШАДИ, ПЛОЩАДЬ - ПЛОЩАДИ.
          Придумай еще подобные слова.
          Есть согласные непроизносимые: СЕРДЦЕ - СЕРДЕЧКО.
          Слово ЛЕСТНИЦА нельзя проверить. Его надо запомнить.

Урок с лестницей.


          - Алина Львовна! Алина Львовна! Зачем вы с лесТницей ходите?
          Тут только девочка-учительница понЯла, что она уже не в Тумановых Джунглях, а в
      своем классе, ходит по этому классу взад-вперед в обнимку с лесТницей.
        - Ничего особенного, - сказала Алина, легко приподняв лесТницу, как какую-нибудь
      куклу, - я вам принесла новый предмет, новое имя существительное. В лесТнице жИВет
      много разных слов. Давайте их разглЯдим!
          Тут Лев соскочил с места и подхватил лесТницу:
          - Алина Львовна, - сказал он, - раз в лесТнице много разных слов, значит, она тЯжелая,
      и я вам помОгу ее держать.
          - И я помогу! - соскочила со своего места отзывчивая Марина.
          - И я! - закричали другие ученики. И все стали носиться с лесТницей по классу, сгиба-
      ясь под тяжестью разных предметов, которые получались из букв, содержащихся в слове
      ЛЕСТНИЦА.
          - В ЛЕСТНИЦЕ живет ЛЕС! — сказал Лев, и все тут же согнулись под тяжестью ЛЕСА,
      который внезапно вырос на деревянных перекладинах.
          - Скорей придумайте что-нибудь новое! - испугалась Алина, - а то мы все сейчас надор-
      вемся!
          - СЕТИ! — выкрикнула Екатерина.
          Лес исчез, но зато весь класс вместе с лесТницей тут же запутался в длинных рыбацких
      сетях. Пытаясь выпутаться, ребята смеялись, визжали и запутывались еще больше.
          - Новое! Новое! - кричала Алина. Она тоже барахталась в сетях, будто и не была учи-
      тельницей.
          - СЕНИ! - выкрикнул скромный мальчик, которому очень нравилась Марина.
          И все оказались в длинных сенях, где витали запахи сушеных грИбов, малины, парного
      мОлОка... Конечно, это были сени в деревенском доме. И совсем не хОтелось отсюда вы-
      хОдить. Но кто-то нашел новое слово и поспешил сказать его вслух:
          - ТЕНИ!
          И все стали легкими-легкими... Даже лесТница превратилась в собственную тень и по-
      неслась за другими тенями. Тут еще ветер разыгрался и унес тени далеко-далеко, в страну
      ФОнарного Льва.
          Это была страна из другого мира. Все здесь казалось зыбким и дрОжало оттенками, от-
      блесками, мерцанием на серебряных листьях, расплывчатыми фонарными столбами без
      фОнарей... Где-то в глубине этой страны плакал ФОнарный Лев. Ему было жалко съеден-
      ных фОнарей... Тени плыли беззвучно, таинственно, словно стая лунных пылинок. Над
      каждой тенью покачивался дрожащий фОнарь. Тень лесТницы придвинулась к тени фО-
      нарного столба, и тень Алины забралась по ней наверх. Тень вернула фОнарному столбу
      его сияющий от счастья фОнаръ.
          Так же поступили остальные тени. И уже должно было случиться что-то такое...
          Но кто-то произнес новое слово:
          - ТАНЕЦ!
          И ребята закружились на огромной танцплощадке, размером в половину земного шара.
      И все было так хорошо, но у Марины закружилась гОлОва, и она опять произнесла слово,
      которое уже было:
          - СЕТИ!
          И весь класс снова забарахтался в сетях. На шум прибежал рассерженный директор и
      строго спросил:
          - Почему вы так крИчите?
          Но тут же сам запутался в сетях, да еще его слегка ударило лесТницей.
          - Спаси нас, Солнцемарина! – прошептала девочка-учительница, повернувшись к окну.
      И все исчезло.

Уроки Алины.


          Чтобы не ошибиться в написании глухих и звонких согласных в корне, слово надо из-
      менить или подобрать родственное слово так, чтобы после этих звуков был гласный.
      Подбери проверочные слова:
                СЕТКА - СЕТОЧКА

                ЛЕГКАЯ -
                СЛАДКАЯ -

                ГЛАДКАЯ -
                БЕРЕГ -

          Измени слово так, чтобы  непроизносимая согласная стала произносимой:
                ЖАЛОСТЛИВАЯ - ЖАЛОСТЬ
                ГИГАНТСКИЙ -
                ЧЕСТНЫЙ -

          Найди проверочные слова:
                ВЫКР..КНУЛА - КРИК
                В..ЗЖАЛИ -
                ДЕР..ВЕНСКИЙ -
                ТАИЦПЛ..ЩАДКА -
                З..МНОЙ -

          Выпиши из трех последних главок все словарные слова: ДИРЕКТОР, ЛАДОНЬ,... И дру-
      гие.

Как Фавн помогает Алине.


          По камешкам застучали кОпытца, и из Тумановых Джунглей вышел Фавн. Несмотря на
      свою кОзлиную бороду, Фавн выглядел очень симпатично. Правда, под мышкой он дер-
      жал зубастую ножовку, что очень испугало Алину. Ей даже захОтелось спрятаться под
      черепаший панцирь.
          - Но-но, - остановила ее Че, - будешь так трястись, начнется землетрясение.
          - Здравствуйте, девочки! - приветливо сказал Фавн и подошел к Алине.
          - Здравствуйте, - сдерживая страх,  сказала Алина. - Только зачем вы с нОжовкой при-
      шли?
          - А, - засмеялся Фавн, вытаскивая ножовку из-под мышки, - это в знак благодарности.
      Ты помогла мне попасть в необыкновенную историю, а я помогу тебе распилить лесТни-
      цу.
          - Спасибо. Только зачем распИливать лесТницу? - удивилась Алина.
          - Буква Е, которую ты ищешь, живет в распиленной лесТнице, - пояснил Фавн и быстро
      распилил лесТницу
          Получились две симпатичные буквы Е, потому что лесТница состояла из трех перекла-
      дин.
          - Вот, - сказал Фавн, протягивая Алине Е, - как раз под ударением. Своим ученикам мо-
      жешь задать вопрос: «Какие еще звуки живут в распиленной лесТнице?»
          Алина ничего не успела ответить, потому что и Фавн, и чЕрЕпаха сразу исчезли, а сама
      она оказалась под деревом-недеревом с плОдами-ударениями, под которым дрОжали су-
      щества очень неопределенной внешности. Алина больше их не жАлела, потому что неоп-
      ределенные местоимения сами выбрали себе такую жизнь, которая им даже нравилась.
      НЕКТО и НЕЧТО хОдили в обнимку и распевали песенку:

      НЕКТО и НЕЧТО
      Пошли на почту.
      НЕКТО и НЕЧТО
      Залезли в конверт.
      Сказать было НЕЧЕГО,
      Писать было НЕЧЕМ,
      НЕКТО и НЕЧТО
      Спалили конверт.
      А все было ночью.
       Привет!

          Алина поняла, что эта приветственная песенка посвящена ей в знак благодарности от
      неопределенных местоимений. Естественно, что и песенка звучала неопределенно, и бла-
      годарность в ней тоже была неопределенная. Но что можно ожидать от неопределенных
      местоимений?
          Алина помАхала им платочком и побежала через мостик в Царство Существительное.
      Но что за ужас ожидал ее в этом царстве!..

Уроки Алины.


          Найди в главке сложное слово, которое сложено из двух слов с помощью соединитель-
      ной гласной.
          Подчеркни корни в сложных словах: САМОЛЕТ, ПЫЛЕСОС.
          Подбери проверочные слова:
                РАСП..ЛИЛ - ПИЛКА
                ЗАСМ..ЯЛСЯ -
                ПОМ..ГЛА -
                УД..ВИЛАСЬ -
                Ж..ЛЕЛА -
                Х..ДИЛА -
                ПОМ..ХАЛА -
          Найди в тексте неопределенные местоимения: НЕКТО, НЕЧТО... И другие.

Царь Мостовой приказал отварить двери!


          Все дОма в Царстве Существительном стОяли без дверей, а со двОров, словно кОсми-
      ческие спутники, улетали в небо плотные клубы пара.
          Алина хотела войти в какой-нибудь дом, но не знала, как можно войти, не постучав-
      шись в дверь. Дверей-то нигде не было... Наконец один-единственный домик с дверью она
      все-таки увидела. Только собралась постучать, как две Шпанские Курицы сняли эту дверь
      с петель.
          - Ни в коем случае! - закудахтали курицы наперебой, оттаскивая от Алины дверь. - Мы
      и так забегались, позже всех выполняем приказ. Вот, читайте! - и они протЯнули Алине
      бумажку, на которой кривым почерком было написано: «Немедленно всем отвАрить две-
      ри и проветрить дОма! Царь Мостовой».
          Шпанские Курицы уже развОдили огонь и опускали только что сорванную с петель
      дверь в чан с водой.
          - Не надо! - попыталась остановить их Алина. – У приказа иной смысл. Царь Мостовой
      приказал всем отвОрить двери, чтобы проветрить дОма. В слове ОТВОРИТЬ он перепутал
      корень. ОтвАр и затвОр - не одно и то же...
          - Мы выполняем то, что написано, - сказали Шпанские Курицы, опуская двери в кОтел.
      - А то, что здесь написано, всякой курице ясно. И никаких кОрней!
          - Но ведь надо и о смысле думать, - попробовала убедить их Алина.
          - Что вы хОтите этим сказать? - подозрительно покосились на Алину хозяйки дома.
          А за забором уже топорщились и шевелились на ветру длинные усы разного калибра.
      Как будто там, за забором, был усатый пАлисад.
          Усы перемахнули через забор и громко закричали:
          - Это оскорбление чести и достоинства царя Мостового! Взять ее!
          Алине скрутили руки за спину и повели... Шпанские Курицы сочувственно кудахтали
      вслед.

Уроки Алины.


          ОТВОРИТЬ дверь. Корень ТВОР: заТВОР, сТВОРка.
          ОТВАРИТЬ мясо. Корень ВАР: ВАРка, наВАР.
          В словах КУРИЦ.., УЛИЦ.., после Ц пишется И или Ы? Почему?
          Найди корень в слове ЗАКРИЧАЛ. Придумай несколько однокоренных слов.

Яства – строго обязательны!


          Алину привели к Мостовому, но тот не обращал на нее никакого внимания. Мостовой
      сИдел в беседке дворцового сада с салфеткой на шее и с вилкой в руке перед пустой тА-
      релкой.
          На стене беседки висел новый указ: «ЯВства строго обязательны!»
          Конечно, Мостовой имел в виду яства. И в ожидании вкусного обеда он улыбался. Но
      тут к беседке дворцового сада повалили жители Царства Существительного. Каково же
      было возмущение Мостового, когда он не увидел в руках посетителей серебряных подно-
      сов, ломящихся от яств, то есть вкусной еды.
          - Где мой обед? - кричал Мостовой, жуя салфетку и бешено колОтя вилкой по тарелке.
          - Но в указе ничего не сказано про еду, - удивился Шляпных Дел Мастер. - Там написа-
      но ЯВСТВА. Это значит: ЯВИТЬСЯ, ЯВКА, ЯВЬ. И в Царстве Существительном все это
      знают. Указ надо было написать так: «Яства строго обязательны!». И тогда мы все при-
      шли бы к вам с яствами на серебряных подносах.
          Мостовой от негодования не в силах был гОворить. Он визжал и царапал на уцелевшем
      уголке салфетки следующий указ: «Всех - в дом презрения!».

Уроки Алины.


          ЯСТВА, ЯВСТВОВАТЬ
          Не путай эти слова! Они имеют разные значения: ЯСТВА - это вкусная еда.
      ЯВСТВОВАТЬ - это ЯВЛЕНИЕ, ЯВЬ, ЯВКА, ЯВИТЬСЯ.
          Например, выражение: «Отсюда явствует». Это значит - становится яВным, очевидным.
          НИКАКОГО - это отрицательное местоимение или неопределенное?
          НИКАКОГО, НИКОГО, НИЧЕГО
          В окончании никогда не пиши В вместо Г.
          В слове ОБЕД почему на конце Д, а не Т? Как проверить?
          Найди проверочные слова:
                УЦ..ЛЕВШИЙ - ЦЕЛЫЙ,
                В..ЗЖАЛ -
                Г..ВОРИЛ -
          Запомни словарные слова: БЕСЕДКА, ТАРЕЛКА.

Дом призрения.


          Прочитав указ, верноподданные Мостового с почтением пригласили всех посетителей в
      левое крыло дворца. Там были очень хорошо меблированные комнаты, уютные гостиные.
      Верноподданные исполняли то, что было написано в указе. Ведь ПРИЗРЕНИЕ означает
      ПРИЮТ. Мостовой, конечно, имел в виду ПРЕЗРЕНИЕ, что значит ПРЕЗИРАТЬ.
          Алину повели в левое крыло дворца вместе со всеми, поскольку в указе так и говори-
      лось: «Всех - в дом призрения!».
          Две Шпанские Курицы, Шляпных Дел Мастер, три Брата Стеклодува, Крольчиха Бело-
      швейка и Алина попала в одну очень уютную комнату с голубыми шелковыми пОртьера-
      ми, белыми кОлоннами и кустами роз в мраморных вазах. Получившие приют рассели-
      лись на пуховых дИванах с атласной обивкой и некоторое время прихОдили в себя от не-
      виданной красоты.
          Первой высказала свои чувства Крольчиха Белошвейка:
          - Ах, наш новый царь - просто душечка! Даже в негодовании он дал нам такой приют.
      Какая делИкатность! Какое великодушие!..
          - Да-да! — закудахтали Шпанские Курицы. – Это к перемене погоды.
          - А при чем тут пОгОда? - переглянулись Братья Стеклодувы.
          - Что же тут непонятного? — высказала свои соображения Крольчиха Белошвейка. -
      Ведь царь приказал отварить все двери, и дома остались без дверей. А возможно похОло-
      дание...
          - Я был о нем худшего мнения, - публично раскаялся Шляпных Дел Мастер.
          И все облегченно вздохнули.
          Алине не терпелось их переубедить, сказав, что Мостовой просто неграмотный про-
      хвост. Но она успела лишь произнести:
          - Прохвост...
          - Вы что-то хОтели сказать про хвост? - спросила одна из Шпанских Куриц. - Про мой
      хвост? Что, он не прибран?
          - Да нет, - высказала свое предположение Крольчиха Белошвейка. - Видимо, девочка
      что-то знает о готовящемся указе про хвосты...
          - Ну, конечно, - вступила в разговор другая Шпанская Курица, - я что-то слышала о дру-
      жеском обмене хвостами. Но это предположительно...
          Алина подумала, что если сказать им про неграмотность царя Мостового, то придется
      признаться и в собственной ошибке. Ведь это из-за ее торОпливости появился на свет
      Мостовой, прокрался в Царство Существительное и все здесь перепортил. Уж лучше рас-
      спрОсить о том, куда подавался прежний царь и нельзя ли его вернуть?
          - А как звали вашего прежнего царя? – спросила она между прочим.
          - Царь Буква, - ответил Шляпных Дел Мастер. - Но он ушел и не вернулся.
          «Понятно, - отметила про себя Алина, - наверное, Мостовой подсыпал настоящему ца-
      рю снотворное. Надо найти и разбудить его».

Уроки Алины.


          ПРИЗРЕНИЕ, ПРЕЗРЕНИЕ
          Не путай эти слова: ПРИЗРЕТЬ - приютить. ПРЕЗРЕТЬ - осудить.
          Здесь приставки ПРЕ и ПРИ пишутся в зависимости от значения слова.
          Много РОЗ. Почему на конце З?, а не С? Как проверить?
          ХУДШИЙ. Почему в этом слове Д, а не Т?
          Слова: ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗГИ (НИ ЗГИ не видно), ЗДОРОВЬЕ надо запомнить.
          Найди корни в словах: ВЕЛИКОДУШИЕ, СТЕКЛОДУВЫ, БЕЛОШВЕЙКА.
          Словарные слова: ДИВАН, ГРАМОТА.

Почисти во дворце.


          Вдруг со стороны дворцового сада раздался невероятный шум. Это шла разбойничье-
      вОрОвская компания. Впереди нее двигался могучий глАварь с перечеркнутым глазом.
      ГлАварь по имени Ошибка. В вытянутых руках он нес новый указ царя Мостового: «Ожи-
      даем царя Глагола. Почисти во дворце!».
          - Почистим во дворце! Почистим во дворце! Исполним просьбу нового царя! Раз-два! -
      распевала ошибочная разбойничье-вОрОвская компания.
          По команде «раз-два» она дружно ввалилась во дворец, за несколько минут почистила
      все сундуки с драгОценностями и отправилась обратно в Тумановые Джунгли.
          Когда привратники попытались задержать грАбителей, главарь Ошибка показал им
      царский указ: «Почисти во дворце!».
          Привратники не смели ослушаться царя и выпустили из дворца грабителей со всем д
      Обром.
          Алина воспользовалась всеобщей суматохой и перебежала в другое крыло дворца, что-
      бы там отыскать настоящего царя. По пути она повторяла самое простое правило, которое
      не удосужился выучить самозваный царь Мостовой.
          Пробираясь в дворцовое подземелье, она составила план действий.

Уроки Алины.


       БЕЗУДАРНАЯ ГЛАСНАЯ В СЛОВЕ ПРОВЕРЯЕТСЯ УДАРЕНИЕМ: ПОЧЕСТИ -
      ЧЕСТЬ. ПОЧИСТИ - ЧИСТИТЬ.
          Придумай однокоренные слова с корнем  ЧИСТ (ЧИСТить) и с корнем ЧЕСТ(ЧЕСТь).
          Из каких корней сложено слово ДРАГОЦЕННОСТЬ! Почему в середине этого слова
      пишется буква О, а не А?
          Проверь ударением безударные гласные в словах: ГЛАВАРЬ, ГРАБИТЕЛИ, ДОБРО.
      Найди эти слова в тексте и поставь к ним нужные вопросы.
          МИНУТА - словарное слово.

Мальчик с обидным прозвищем.


          Алина брела по темному душному подземелью, то и дело наталкиваясь на паутину. Ка-
      кой-то подземельный жук величиной с разъевшегося кОта все время крался за ней, будто
      оборотень.
          Потом с глухим шумом с потолка сорвался пыльный круг паутины и стал приближаться
      к ее гОлове...
          - Солнцемарина!  Окно! Окно! — задыхаясь, прошептала Алина. И мир снова перевер-
      нулся, как пасочные часы.
          Она стоЯла в своем классе у окна. Дверь чуть приоткрылась, и просунулась гОлова
      мальчика.
          - Входи, входи, — пригласила его Алина.
          Мальчик неловко протиснулся в класс. Вид у него был очень подавленный и пИджачок
      не по моде.
          - Здравствуйте, - сказал мальчик и задрОжал, будто его собираются облить холодной
      водой.
          - Здравствуй! - хором ответил класс.
          - Как тебя зОвут? - спросила Алина.
          - Ботан, - попытался улыбнуться мальчик, но вместо этого чуть не заплакал. - Ботаник
      значит.
          - Это потому, что ты ботанику любишь? - переспросила Алина.
          - Нет. Это прозвище, - ссутулился мальчик, и пиджак его некрасиво поморщился.
          - Забудь это прозвище! - как можно ласковей сказала Алина. - Прозвище - это не имя
      собственное. Имя собственное только то, которое тебе дали папа с мамой, а всякими слу-
      чайными именами не стоит пользоваться. Так как тебя зовут?
          - Олег... - неуверенно сказал мальчик и почему-то стал в себе сомневаться. - А может, я
      и вправду похож на свое прозвище?
          - Сейчас проверим, - улыбнулась Алина. - Как ты напишешь: ОТВАРИ двери или ОТ-
      ВОРИ!
          - Ну зачем же двери варить? - не совсем уверенно, но все же засмеялся Олег.
          И весь класс сразу забыл прозвище «Ботан». А на распрямившихся плЕчах мальчика
      новенький пИджак больше не выглядел скучно-морщинистым.
          Алина рассказала ребятам о дЕлах в Царстве Существительном, об очередных глупо-
      стях самозваного царя Мостового.
          - А теперь, — сказала она ребятам, - пора строить мост из однокоренных слов. Ваша
      помощь может пригодиться в Царстве Существительном. Построим мостик изо льда!
      ЛЁД,
        ЛЕДОВЫЙ,
           ПОДЛЁДНЫЙ,
               ЛЕДОКОЛ,
                ЛЕДЕНЕЦ,
                НАЛЕДЬ,
                ЛЕДОРУБ,
                ЛЕДЫШКА.
          - ЛЕДМЕНЬ! - вдруг выкрикнула маленькая, похожая на мышку, девочка с третьей пар-
      ты.
          И с чего это слово ей пришло в голову? Перебирала бы себе молча цветные вкладыши
      от жвачек, так нет, захОгелось проявить активность...
          По классу со звоном полетели сосульки и ледяные осколки. Странное существо разру-
      шало почти готовый мост в Тумановые Джунгли, в Царство Существительное, в иной мир,
      куда попасть так не просто.
          Алина лишь успела произнести:
          - Растопите Ледменя! - и слова ее тут же утонули в звоне крошащихся сосулек, ледяных
      кирпичиков, летящих с почти построенного мОста.

Уроки Алины.


          Подчеркни корни слов, из которых построен ледяной мостик. Почему эти слова назы-
      ваются однокоренными'?
          Из какого корня можно возвести водяной мостик? Попробуй его построить!
          Какие корни перепутал самозваный царь Мостовой, приказав ОТВАРИТЬ двери вместо
      ОТВОРИТЬ!
          Проверь ударением безударные гласные: о ДЕЛАХ, ВЫГЛЯДЕЛ, на ПЛЕЧАХ. Найди в
      них корни и построй мостики из однокоренных слов.

Царь Буква не расстается со сном.


          Царя Букву Алина обнаружила в самой отделенной комнате подземелья. Он спал, свер-
      нувшись калачиком, рядом с большой бочкой. Наверное, в этой бочке сОлили огурцы на
      зиму. Белые локоны царя рассыпались по сырому заплесневелому полу. По манжетам лег-
      кой шелковой рубахи ползали сонные мОкрицы.
          - Проснитесь! - затормошила его Алина. - Вы можете простыть. Здесь сыро!
          Но царь Буква только перевернулся на другой бок и продолжал спать.
          - Вашим царством завладел прохОдимец! Он не знает правил. Он заставил всех жителей
      ОТВАРИТЬ двери. Он не знает, как пишется слово ЯСТВА. Вместо ПОЧЕСТИ написал
      ПОЧИСТИ. И ваш дворец ограбили...
          Алина захлебывалась, перечисляя все неграмотные поступки Мостового, но царь Буква
      продолжал крепко спать.
          Алина хОтела вынести его на воздух. Может быть, там, на солнечном ветру, улетит его
      сон?.. Но царь был таким тяжелым, а Алина маленькой и хрупкой... Она даже не смогла
      его приподнять.
          В отчаянье она кинулась в Пристанище Звуков. Может быть, там мудрая Че и сообрази-
      тельный Фавн подскажут ей, что делать?
          Она выбралась из дворца, пробежала по мостику. НЕКТО и НЕЧТО опять спели ей
      свою песенку в знак приветствия. Но Алине было не до них.
          - Че! Че! - кричала она на бегу. Но в густых Тумановых Джунглях ничего нельзя было
      разглядеть.

Уроки Алины.


                -ИК- - -ЕК-
                КАЛАЧИК - КАЛАЧИКА
                МОСТИК - МОСТИКА
                КУЛИЧИК - КУЛИЧИКА
          Есть КЛЮЧИК. Нет (чего?) КЛЮЧИКА.
          Есть ЗАМОЧЕК. Нет (чего?) ЗАМОЧКА.
          - ИК - пишется, когда в родительном падеже гласная не выпадает.
          - ЕК - пишется, когда в родительном падеже гласная выпадает.
          Родительный падеж отвечает на вопросы: кого? чего?
          Есть ли в прочитанной главке слова, отвечающие на эти вопросы?
          Безударную гласную поставь под ударение:
                С..ЛИЛИ - СОЛЬ
                М..КРИЦЫ -
                ПЕРЕЧ..СЛЕНИЕ -
                Т..ЖЕЛЫЙ -
                РАЗГЛ..ДЕТЬ -

Черепаха и Фавн спешат на помощь.


          Алина бежала, запнулась за какой-то камень и упала, И услышала рядом знакомый, не-
      множко ворчливый голос:
          - Вечно кто-то об меня спотыкается. Не успеешь забыться, как на тебя тут же наступить
      нОровят...
          - Че! Че! - обрадовалась Алина и кинулась обнимать черепаху. - Я тебя так искала, так
      звАла...
          - Ну и зачем ты меня звАла? - трЯхнула сонной гОлОвой черепаха.
          - Помоги! В Царстве Существительном Мостовой ужасы творит...
          - Мостовой? - переспросила черепаха. - Это то существо, которое ты нечаянно приду-
      мала?
          - Да.
          - А где настоящий царь?
          - Настоящий царь - Буква. Его усыпили в подземелье, и я не знаю, как разбудить его.
          - Так, - стрЯхнула остатки сна черепаха, - садись на меня - и за Фавном. На бегу сооб-
      ражать будем.
          Алина ехала верхом на черепахе и рассуждала вслух:
          - Если его имя Буква, то помочь могут...
          - Звуки, - подсказала Че.
          - Но звуки, происходящие из самой природы. Это должны быть звуки...
          - БУ и КВА, - подсказала Че и врезалась в столБ.
          - Чтоб вас! - огрызнулся столБ. - Несутся, как по трассе...
          - Фавн, дорогой! А мы тебя ищем! – воскликнула Че. - В Царстве Существительном бе-
      да! Там недоумок Мостовой правит. Царя Букву усыпили, не разбудить никак. Помоги
      нужные звуки найти: БУ и КВА.
          - А, это в один момент! - с готовностью согласился Фавн. - КВА произнесет моя при-
      ятельница лЯгушка.
          - А ударим перекладиной от лестницы по бочке - такой БУ получится!
          - Тогда надо в клАдовую за бочкой! - предложила Че.
          - Не надо в клАдовую! - остановила ее Алина. - Разворачивайся! Бочка в подземелье
      стоит, прямо рядом с царем. Не теряй времени!
          - А надо еще КВА найти, - замешкалась черепаха.
          - КВА у меня в кармане сидит, - сказал Фавн и застучал кОпытцами по направлению к
      Царству Существительному.
          - Тогда все в порядке! - обрадовано вздОхнула Алина.
          - Не совсем, - вдруг озадачено произнес Фавн. - Кажется, туда направилась лошадь из
      породы Драконовых Мустангов. Она своим аукционом все царство разорит. Прибавим хо-
      ду!

Уроки Алины.


          Слова с удвоенными согласными надо запомнить: ТРАССА, КЛАСС, МАССА, РЕЖИС-
      СЕР.
          Найди корень в слове ПРИДУМАЛА. Назови несколько слов с таким же корнем.
          Безударную гласную поставь под ударение:
                Б..ЖАЛА - БЕГ
                Н..РОВИЛА -
                ПОМ..ГИ -
                ТР..ХНУЛА -
                ПЕРЕСПР..СИЛА -
                Д..РОГОЙ -

                ВНИМАНИЕ!
                ОБНИМАТЬ, ЗАНИМАТЬ, ВЫНИМАТЬ, ПОДНИМАТЬ, СНИМАТЬ
          В этих словах всегда пишется буква И.

Драконовая лошадь забавляется с Мостовым.


          Когда Драконовая Лошадь прискакала в дворцовый сад, гОлодный Мостовой все еще
      продОлжал стучать вилкой по пустой тарелке.
          - Что за шум? — спросила у него лошадь, кокетливо закусив прядку пышной гривы.
          - Есть хочу! — закричал Мостовой.
          Драконовая Лошадь огляделась вокруг и заржала:
          - Смотри, сколько вокруг тебя яблок и груш, а ты и встать не можешь.
          - Не могу, - плаксиво взвизгнул Мостовой, - у меня ноги каменные...
          - А, ноги каменные, - довольно оскалилась лошадь, - тогда поиграем в аукцион. Поду-
      рачимся с приставками. Как только ты придумаешь что-нибудь веселенькое, я даю тебе
      яблоко, а ты мне продаешь пять квадратных метров своего дворца. Идет?
          - Идет! - воскликнул Мостовой. - Есть хочу!
          - Итак, - приступила Драконовая Лошадь к своему аукциону. - Приставка ПЕРЕ. Созда-
      вай существо!
          - ПЕРЕкошки! - крикнул Мостовой.
          Как только он это крикнул, из-под стола в беседке с визгом выскочила перекошенная
      кошка. С воплем она вылетела за вОрота и скрылась.
          Лошадь кинула Мостовому яблоко и поудобнее расположилась в кресле-качалке.
          - А теперь - с приставкой ЗА!
          - ЗАкоза! - выкрикнул Мостовой, проглотив яблоко целиком.
          Никто не поЯвлялся. Тогда Драконовая Лошадь задала наводящий вопрос:
          - Что умеет ЗАкоза?
          - ЗАкоза все время прячется за спину козла, - нашелся Мостовой. - Давай еще яблоко!
          В беседке появился ободранный козел в репьях, а из-за его спины мелькнула ЗАкоза. И
      вместе они умчались за ворота.
          - Вот яблоко, - сказала лошадь, - а тридцать квадратных метров твоего дворца мои!
          - Тридцать! Тридцать! - жадно разгрызая яблоко, подтвердил Мостовой.
          - Приставка РАС! - громко сказала Драконовая Лошадь.
          - РАСкорова! - ответил Мостовой так же громко.
          - Что умеет РАСкорова?
          - Кататься на колесе. Она всем коровам - РАСкорова!
          Тут же по садовой дорожке промчалась РАСкорова на колесе.
          - Твое яблоко! - сказала лошадь. - Мои двести метров твоего дворца!
          Драконовая Лошадь заметила, что Мостовой совсем не умеет считать, и пользовалась
      этим, как хотела.
          - Приставка НЕ!
          - НЕсобака!
          - Лови яблоко! Почему НЕсобака?
          - Потому что она хрюкает!
          Из-под беседки с хрюканьем вырвалась НЕсобака. Помахивая хвостиком-завитушкой,
      она выбежала за ворота.
          - Грушу! - закрИчал Мостовой.
          - Лови грушу! - сказала лошадь. - Твоя груша, мои четыреста метров дворца. Еще раз -
      приставка НЕ?
          - НЕдворец!
          - Правильно! Для тебя это уже не дворец. Потому что теперь это мой дворец! Ты его
      проиграл. Следующая приставка... Играем на сад!
          Так они производили всякие нелепые существа, которые моментально населяли Царст-
      во Существительное, занимая дома его прежних обитателей. Лошадь метила на царство.

Уроки Алины.


          РАСКОРОВА  неологизм : (нео - новое; логос - слово).
          ПРИСКАКАЛА. ПРИ - приставка.
          Приставка - это часть слова, которая пишется перед корнем.
          Приставка ПРИ обозначает: приближение - ПРИШЕЛ;
      неполноту действия - ПРИСЕЛ;
      близость к чему-то - ПРИДОРОЖНЫЙ (при дороге).
          Приставка ПРЕ употребляется в значении очень:
      ПРЕКРАСНЫЙ - очень красивый.
          А также в значении ПЕРЕ. ПРЕРВАТЬ - то есть ПЕРЕРВАТЬ.
          ТРИДЦАТЬ
          ДЦАТЬ - означает ДЕСЯТЬ: ДВАДЦАТЬ, ДВЕНАДЦАТЬ, ВОСЕМНАДЦАТЬ, ОДИННА-
      ДЦАТЬ.
                РАСПОЛОЖИЛИСЬ - корень ЛОЖ
                РАСПОЛАГАТЬСЯ - корень ЛАГ
                РАЗЛОЖИЛИСЬ - корень ЛОЖ
                РАЗЛАГАТЬСЯ - корень ЛАГ
          Корень ЛОЖ всегда пишется с О; ЛАГ - всегда с А.

Пробуждение царя Буквы.


          Пока Мостовой развлекался с Драконовой Лошадью, Алина, черепаха и Фавн добрались
      до самой дальней комнаты подземелья.
          - Бедный, - вздохнула Че, увидев царя Букву на сыром заплесневелом полу, покрытом
      мОкрицами. - Так бы и помер во сне...
          - Не отвлекаться! - приказал Фавн. – ГрусТные мысли только мешают делу. ЛЯгушка,
      будем звать тебя Ква, лезь в бочку!
          - Но там рассол, - заглядывая в глубину бочки, возмутилась Ква. - Что, вы меня засО-
      лить решили?
          - Да, сОленых лЯгушек нам только не хватало, - покачал гОлОвой Фавн. - Если будешь
      делать все как надо, не успеешь просОлиться.
          ЛЯгушка нырнула в бочку, как самая настоящая дрессированная лЯгушка. Фавн грох-
      нул лестничной перекладиной по раздувшемуся бочкиному боку. Раздалось гулкое БУ.
      Гул подхватила лягушка в бочке. Получилось очень громко:
          - БУ-КВА!
          Алина изо всех сил тормОшила царя Букву. Но царь открыл глаза и тут же закрыл их
      снова.
          - Повторяем! - скОмандовал Фавн.
          - Если он не проснется, я превращусь в сОленый огурец! - протестующе крикнула Ква
      из бочки.
          - В сОленую лЯгушку, - поправил ее Фавн. - Но сначала в малосольную. Повторяем
      снова!
          - БУ! - удар по бочке.
          - КВА! - в ответ лЯгушка.
          - БУ! - удар по бочке.
          - КВА! - в ответ лягушка.
          - Что, уже завтракать пора? - приподнялся на локтях царь Буква. Он так прогОлодался
      за время долгого сна, что моментально вскочил на ноги и, забыв, что он царь, запустил
      руку в бочку, выхватил лЯгушку и поднес ее ко рту. - Хоть огурчик съесть...
          - Но-но, сам ты огурчик, - вырвалась лЯгушка и спрыгнула на пол.
          - Какой огурчик скользкий, гОворящий... - протЯнул царь Буква и собрался было падать
      в обморок.
          Но Алина и Фавн вовремя подхватили его.
          - Больше не падайте! - крикнули они одновременно.
          - Это не огурчик, это наша Ква, - пояснила черепаха. - Мы из Пристанища Звуков.
      Пришли вас будить на царство.
          Тут царь Буква вспомнил, что он - царь, и решил наградить своих спасителей по-царски.
          - Возьмите сундук с бриллиантовыми запятыми! - махнул он манжетом рубашки в сто-
      рону одного из сундуков.
          - Поздно, - сказала Алина, - все ваши сундуки уже разбойники почистили.

Уроки Алины.


                ГРУСТНЫЙ - ГРУСТИТЬ
                ПОЗДНО - ОПОЗДАТЬ
          Для проверки не забудь поставить гласную после непроизносимой согласной!
          Безударную гласную проверь ударением:
                ЗАС..ЛИТЬ - СОЛЬ
                НЕ ХВ..ТАЛО -
                Г..ОВОРЯЩИЙ -
                ПО..СНИЛА -
                НА Л..КТЯХ -
          Словарные слова: ОГУРЕЦ, ЛЯГУШКА, ЗАПЯТАЯ, ЧЕРЕПАХА.

Драконовая лошадь и Мостовой затевают дело.


          Драконовая Лошадь раскачивалась в кресле, а Мостовой проигрывал дворцовый сад,
      когда со двора донеслось громкое: БУ-КВА!
          - Кончай жевать! - прикрикнула на Мостового лошадь. - Грушевые деревья ты мне уже
      проиграл!
          - Тогда дай яблочко! - канючил ненасытный Мостовой.
          - Не дам! - топнула копытом лошадь. - Яблони ты мне тоже проиграл. Кстати, что там за
      шум несется из дворца?
          Мостовой прислушался. Из дворца доносилось громкое БУ от бочки и лягушечье КВА.
          - Да это кто-то прежнего царя Букву будит, - зевнул Мостовой.
          - Царя Буквы нам только и не хватало! - щелкнула зубами Драконовая Лошадь и под-
      хлестнула Мостового хвостом. - Бежим!
          - Куда бежим? У меня же ноги каменные...
          - И мозги тоже, - заметила лошадь. – Прячемся в подвал, ищем подземный ход и ночью
      уходим!
          - Зачем уходить? - икнул Мостовой. - Здесь хОрОшо. Царствуй себе и царствуй, издавай
      указы...
          Но Драконовая Лошадь не стала его слушать, схватила за руку и потащила. По пути она
      хотела щипнуть пучок сочной травы на гАзоне.
          - Кушай, кушай, - угодливо произнес Мостовой, видя намерения лошади.
          - Отравить меня вздумал! - рассвирепела лошадь, наткнувшись на табличку «Отрава». -
      Отраву насажал и... кушай-кушай.
          - Это не отрава, - попробовал успокоить ее Мостовой. - Это «О, трава!» написал я в мо-
      мент лирического настроения.
          - Вот бездарь! - заржала лошадь. - Всякий осел знает, что О - это междометие и пишется
      отдельно от слова ТРАВА.
          Из дворца снова донеслось: - БУ-КВА!
          - Прячемся скорей! - потЯнула лошадь Мостового.
          - Никуда я отсюда не пойду, - заупрямился Мостовой. - Я здесь - царь.
          - Не упрямься, - подтолкнула его лошадь, - сейчас Буква разберется, кто здесь царь. Да-
      вай лучше затаимся и будем обдумывать, как им дальше вредить. Затеем дело...

Верный указ царя Буквы.


          - Как же быть? - растерялся царь Буква, выбираясь с новыми друзьями из подземелья.
          - Ведь

   (продолжение следует)


Рецензии
Здравствуйте, Вера! Рада познакомиться ещё с одним коллегой.Я тоже пишу книги-сказки для разных предметов.Одна из них недавно вышла в издательстве "Серебряная нить", как и Ваши.

Чувствуется, что Вы не только хорошо знаете предмет, но и знакомы с образом мышления маленьких ребят,поэтому Ваши сказки удивительным образом раскрывают саму суть правописания.Они обязательно помогут ученикам, если они будут внимательно читать.

Всего доброго и успехов в творчестве!!!

Еремеева Валентина Владимировна   27.11.2015 18:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.