Литература и сетература. Кто кого?

Литература и сетература. Кто кого?

(Сокращено автором и адаптировано для читателей портала Проза.ру)

Заметки по ходу чтения статьи А. А. Яшина «Что написано пером…»

Алексей Афанасьевич Яшин – писатель, ученый и главный редактор литературного ежеквартального альманаха «Приокские зори» предложил авторам журнала включиться в дискуссию о соотношении традиционной и интернетной литературы. Статья, которую А. Яшин подготовил по этой теме и разослал коллегам, довольно объемная. Цитировать ее не буду, поскольку все желающие смогут познакомиться с ее содержанием на сайте Тульского госуниверситета. После выхода «Приокских зорь» (№2, 2012)  в бумажном виде и статья А. Яшина, и журнал в полном объеме размещены в формате PDF по адресу http://www.medtsu.tula.ru/PZ/Index_S.html
Я же коснулась лишь некоторых вопросов в предложенном обсуждении, изложив собственные наблюдения в виде обыкновенных заметок по ходу чтения статьи Алексея Яшина.

1.
(...)

2.
Дейтвительно, современный писатель – гедонист во всех смыслах. Хотя бы и потому, что практически все пишущие люди сейчас используют многофункциональный компьютер, который сегодня уже не является усовершенствованной пишущей машинкой. Это в умелых руках – почти полный цикл издательского производства. От набора, корректирования и редактирования текста, до его верстки, художественного оформления и распечатывания на той же бумаге (можно - и на вечном пластике) с помощью приставки-принтера.
В компьютерных программах для набора проще цитировать, например, скопировав соответствующее предложение из  первоисточника. Проще править написанное, воспользовавшись словарями, встроенными в компьютерные программы. Гораздо проще придать уже набранному произведению тот вид, который удовлетворяет те же эстетические потребности автора. Но именно поэтому большинство произведений приобретают скучное единообразие – унифицированные шрифты, которыми ты можешь пользоваться так же, как и твой коллега , унифицируют и мышление.  Писать роман ручкой (пусть даже авторучкой) – это иметь возможность снова и  снова возвращаться к уже зачеркнутому, отбракованному, то есть  возвращаться к тому месту, от которого  мысль потекла в новом русле. Не всегда зачеркнутое является ошибочным, зачастую слова, фраза могут быть использованы в другом контексте, где способны сыграть даже роль катализатора новой мысли. Впрочем, в компьютерном наборе также можно воспользоваться функцией зачеркивания, дабы не терять некоторых ориентиров на пути обдумывания сюжета, создания образов и т. п.

3.
Интернет-писательство в самом деле заставляет писать быстрее, поскольку сетевой автор часто ориентируется на плодовитость коллег по литературному сайту, выдающих на-гора новые и новые тексты. Здесь роль играет что-то вроде состязательности. Но эти соревнования на скорость и объем очень утомляют, и приходит время, когда сетевой писатель просто не в состоянии родить что-то путевое. Творческие кризисы у интернет-литераторов  случаются чаще и они более продолжительные, нежели у авторов, пишущих традиционные книги традиционным способом – сидя за письменным столом и выписывая каждое слово вручную на писчей бумаге. Не компьютер виноват в том, что многие авторы работают на вал, а именно возможность посредством Интернета наблюдать за скоростью творческого процесса коллег. Компьютер же позволяет точно так же, как и письмо вручную с обмакиванием пера в чернильницу, размышлять над каждым словом создаваемого текста, прочитывать фразы, дабы не впустить в их мелодику те звуки, которых в них быть не должно, те оттенки смыслов, которые допускать в них нельзя.

4.
Дискретный характер мышления развивается в большей степени не от влияния на процесс думания такого действа, как стучание по клавишам механической пишущей машинки или компьютерной клавиатуры. Кратковременное изменение мышления может наблюдаться у людей, еще не имеющих навыков набора текстов на этих устройствах, поскольку они отвлекаются на поиск нужной клавиши, функции и т.п., из-за чего мысль становится прерывистой, вплоть до исчезновения того, что мы привычно называем вдохновением. Впрочем, даже хорошо освоив набор на компьютере, имея приличную скорость печатания, предпочитаю стихи писать авторучкой, точно так же и художественные рассказы. Так получается быстрее и качественнее.  Создается впечатление, что мысль берет разбег и не останавливается до тех пор, пока не достигнет финиша. Но все же ручка – это, скорее, отработанный до мелочей ритуал, нежели необходимость. И если бы не было в доме авторучки, но появилась потребность изложить свои мысли, конечно, записала бы их с помощью компьютера. Отдаю предпочтение авторучке, видимо, потому что навыки письма у людей моего и более старших поколений все же превалируют над умением печатать. Кроме того, если рукопись объемна, то очень часто приходится возвращаться к уже написанному, дабы удержаться в русле логики повествования, сохранить его последовательность. Конечно же, в таком случае удобнее перелистать бумагу, нежели с помощью курсора и «мышки» «бегать» по массиву компьютерного текста. Именно поэтому «большую» прозу  всегда пишу ручкой. Но этап письма вручную обязательно переходит в этап набора и редактирования на компьютере. И в процессе перечитывания и печатания текста происходит его огранка. Именно печатный текст позволяет увидеть многие стилевые погрешности. Происходит что-то вроде сравнивания собственного текста с неким эталоном в виде воображаемой готовой книги.
Мнемоника, не как научная дисциплина, а как искусство запоминания, или технология запоминания, наверное, у каждого человека формируются индивидуально.  О себе я могу сообщить следующее: умышленно избегаю запоминания большого количества всевозможной информации, которую легко найти в справочниках, сборниках, записных книжках, в конце концов, задав поиск в Интернете. Мне кажется, форсированное запоминание чего-либо «на заданную тему» засоряет в наибольшей степени подсознание, ибо, если в ближайшем будущем тебе не понадобится информация о «морфологии динозавров», но ты попытался ее запомнить, то она обязательно осядет в подсознании и будет о себе напоминать самым неожиданным способом. Письмо вручную, осознанное чтение (но не механистическая «пробежка» по текстам, или, что еще хуже, по ссылкам, всплывающим на мониторе компьютера и «вплывающим» в подсознание)  – это действительно наиболее подходящая методика развить способности к запоминанию того, что способствует творчеству, мышлению как таковому.

Авторы сетературы зачастую напоминают мне одного знакомого, у которого от неумеренного потребления спиртных напитков, ускоренными темпами развивалась деградация личности. В «трезвое» время суток он был хмур, раздражен и очень плохо соображал. Но когда выпивал очередную дозу «стимулятора», становился оживленным и блистал эрудицией. Все бы ничего, но на самом деле блистал он остатками эрудиции – читал своим слушателям стихи, которые заучил назубок еще в школе. При этом с течением времени и усилением деградационных явлений в высшей нервной деятельности моего знакомого он все чаще сбивался, путался, в конце концов, его «эрудиция» дошла до декларирования единственной связной фразы, оставшейся в его сознании (а может быть, уже подсознании) подобием тлеющего уголька: «Плакала Саша, как лес вырубали». И сейчас, когда этого человека уже нет в живых, любой житель нашего небольшого городка помнит эту фразу как имя собственное.
Видя пьянчужку, алкоголика, мы частенько задумываемся:  что же привело человека к такому состоянию? Что случилось в его жизни? Что оказалось тем переломным моментом, после которого человек уже не смог вернуться к нормальному образу жизни? Как правило, ответ на поверхности: привычка – вторая натура. Но всегда ли этот ответ правильный? Некую грань многие ведь переходят даже не осознавая, что переступили ее. Но всегда есть начало движения к грани. И выявить это начало можно, если это кажется важным. Думаю, той личности, которая чувствует в себе призвание к литературному труду, необходимо эту грань разглядеть заблаговременно и не стремиться преодолеть упоминаемый условный Рубикон. Особенно при том состоянии дел, которое имеется в современной издательской сфере, во взаимоотношениях пишущих и издателей. 
Да, в нынешнее время трудно даже весьма талантливому автору попасть со своими произведениями в издательские планы. Поскольку большинство издателей, как это ни парадоксально, отдают предпочтение не собственно качественной художественной литературе ( о научной и познавательно-просветительской у меня нет данных), а скорее – «выгодным» креативным именам в литературе. (Об идеологических предпочтениях издателей не говорим, поскольку это отдельная тема). И получается так, что сейчас весьма условным становится разделение на интернетных и традиционных писателей, на сетературу и собственно литературу. Потому что креатив «традиционных» писателей создается повсеместно с помощью тех же интернет-ресурсов. Стоит лишь задать поиск в сети имени автора – и сразу же по количеству и смыслу ссылок можно определить, какой вес имеет писатель имярек у книжных издателей. Писатель, которого популяризуют его же издатели, представлен в Интернете на порядок-два-три чаще, нежели обитающий исключительно в Интернете его собрат. На портале Проза.ру, к примеру, зарегистрированы авторы, имеющие в своем активе десятки изданных книг, но все же не вполне удовлетворенные читательским вниманием и поэтому ищущие, привлекающие новых читателей, жаждущие обратной связи с читающей публикой. Как правило, такие авторы публикуют в Интернете преимущественно небольшие эссе и статьи, отрывки из давно написанных произведений. Свежие тексты в Интернете они лишь анонсируют, делая ставку на подогревание интереса к своему творчеству. Очень часто используют такой прием, как многократную публикацию одного и того же произведения в рамках одного и того же ресурса. Не является секретом и то, что писатели «традиционные» черпают идеи и даже занимаются откровенным плагиатом, используя рядовое воровство и последующую компиляцию из опубликованных в сети текстов, авторами которых являются их менее удачливые коллеги, не прошедшие «конкурс красоты» у издателей бумажной литературы.
И вот тут-то, наблюдая подобное, не нашедший себя в «издательских планах» автор способен впасть в состояние отчаяния и безысходности от невостребованности, от кажущейся непробиваемости издательских стен и дверей. Многие перестают писать. Многие сбиваются на конъюнктурные темы. Многие ищут поддержку (и могут найти) в Интернете среди себе подобных. Но слишком это трудоемкое и времяпожирающее занятие – находить близких тебе по духу людей. Да и убедиться в том, что приобрел единомышленника, искренне желающего и способного помочь (пусть для начала морально), можно все равно лишь после личного знакомства с человеком, который положительно отзывается о твоем творчестве. Впрочем, не всегда и личное знакомство оправдывает ожидания ищущего признания и интереса к собственному творчеству.
Времяпрепровождение в Интернете очень часто способно взрастить в сознании человека повальное недоверие к собеседникам, находящимся по ту сторону монитора. Блуждания в Интернете и склонность к заблуждениям становятся почти синонимами. Общение в сети, с одной стороны, способно оказать стимулирующее воздействие на творчество и мировоззрение автора, не имеющего возможности быть изданным (а причиной отсутствия издательских перспектив может оказаться возрастная немобильность пишущего, отсутствие средств на поездки к издателям, оплату издательских услуг). С другой стороны, внимание к твоему творчеству в сети требует практически ежедневного, по нескольку часов, просиживания у монитора, поскольку читатель интернета рассчитывает получить ответ на собственный положительный или иного рода отзыв. Таким образом, Интернет привязывает автора к дисплею и к эрзац-общению. Кто-то отвечает машинально, кто-то – выкладывается на пределе эмоциональных сил, видя в виртуальном собеседнике живую душу. В результате - эмоций не остается для творчества. О законе сохранения энергии и перераспределении ее необходимо всегда помнить, если в запасниках остаются нереализованные планы и замыслы.
Максимального общения с читателями требуют и современные издатели литературы на бумаге. Пробежаться хотя бы вскользь по интернет-ссылкам, указующим на передвижения интересующего тебя «традиционного» писателя – и можно сделать вывод о том, что Сизифовым трудом оборачивается для него участие во всяческих пиар-акциях, марш-бросках по читающим городам и весям. И это, очевидно, та же необходимость поддерживать популярность, которая продиктована отсутствием максимально разветвленной  и рационально организованной сферы книжной торговли и распространения книг по библиотечным коллекторам. А посему ждать от таких «вечно командированных» литераторов качественных текстов не приходится. Эта тенденция переросла уже в явление. «Звездочки» бумажной литературы после издания первой более-менее удачной книги все чаще и чаще разочаровывают читателей последующими наспех состряпанными текстами, сработанными без души и даже без видимых интеллектуальных усилий.
За почти три года, проведенные на портале Проза.ру и одновременно в более или менее активном общении с местными коллегами, у меня накопилось множество наблюдений и с той, и с обратной стороны «зеркала».  Вряд ли можно говорить о том, что авторы интернета и авторы «традиционной» литературы слишком уж отличаются друг от друга. Но можно говорить о том, что именно в Интернете сейчас находится та грань, которая отделяет одних от других. И грань эта  укладывается в формулировку следующего толка: «кто быстрее и надежнее закрепится в Интернет-пространстве». Очень многие пытаются в нем закрепиться собственным присутствием, забывая о том, что когда-то оно закончится так же, как заканчивается жизнь любого смертного. А вспомнят ли тебя по прошествии множества лет,  - зависит вовсе не от того, сколь активно ты осваивал Интернет или издательства.


Рецензии
Интересные и злободневные по сей день наблюдения, Ира.
Трудно пройти мимо, и захотелось добавить еще несколько слов
на эту тему.
В этой постановке вопроса - кто кого? решающую роль, как мне кажется, играет читатель. Столетиями тут все было понятно: автор пишет, читатель книги читает. Или не читает, тогда автор сдувается еще при жизни.
А ныне? Так же есть авторы, что издаются, их читает читатель, и не столь важно - на бумаге, или на электронной книге. Пусть этих читателей меньше, чем в былые годы, а все же достаточно много.
Но вот появилась неиздаваемая литература, литература в сети. Ее читает читатель бумажных изданий? Можно сказать, что нет, ибо доля таких совместителей очень мала.
Читают ли читатели сетературы бумажные издания? В большинстве своем - да.
Итак: есть читатель, что заточен только на издаваемую литературу, и есть, извиняюсь, "бисексуалы".
Стоит ли всерьез рассматривать эту боковую ветвь литературы? может, это временное и нежизнеспособное образование? Думаю, проигнорировать сетературу не удастся, ибо только на Прозе сотни тысяч читателей - а это совсем не мало по нынешним временам.
Какие же перспективы у этой сетературы, что прижилась параллельно литературному мейнстриму? Что-то мне подсказывает, что в читательском плане у этой литературы нет блистающих перспектив, а функция ее сведется к школе, к трамплину для единиц, что уйдут отсюда в литературу бумажную.

Александр Скрыпник   13.03.2016 00:21     Заявить о нарушении
Многие не уйдут, Саша, поскольку нет средств и возможностей издаваться. Или уйдут, но после того, как уйдут насовсем.

Ирина Мадрига   13.03.2016 19:47   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.