Деревенский мороз
— Да, мороз-то вон как крепчает, — прохрипела юрко подлетевшая к ней другая синичка. Видно было, что она уже видела всякие холода и потому старательно прикрывала крылышками заиндевевшие бочка, прихваченные усилившимся морозцем и колким ветром.
— Где же это и зачем только мороз столько лютости набирается? — вопросительно прочирикала маленькая синичка, то и дело помахивала крылышками, чтобы не замёрзнуть. И две синички стали рассуждать.
— Наверное, мороз появляется на земле тогда, когда об этом позаботятся снегири. Ведь только с их прилётом зима полноправно вступает в свои права, — гадала маленькая синичка, боясь сказать что-нибудь невпопад. — А когда зима, тогда и мороз. Вот и в прошлом году так было!
— Сколько себя помню, — сказала та, что постарше, — мороз и правда появляется чаще всего зимой. Уже три года — одно и то же: как зима, так снегири, как снегири, так мороз. Ни разу не было иначе. Значит, так устроена зима! И нам, синицам, надо позорче следить за появлением снегирей. Прозеваем — замёрзнем!
— Чи-чи-чи-да! — согласно чирикнула в ответ маленькая птичка, продолжая раздумывать над тем, что заботило её сейчас больше всего:- что же всё-таки такое есть мороз? — И откуда он появляется вместе со снегирями? Какой он? Есть ли у него крылышки? Быстро ли он летает? -расспрашивала первая синичка свою случайную собеседницу. — Разве такие маленькие птицы, снегири, способны принести с собой столько холода? — удивлялась она.
— Я вот что тебе скажу, — объясняла синичка, посматривая на окоченевшего большого кота на заборе. — Мороз, он и есть мороз! Он живет где-то там, очень высоко. Даже нам, синицам туда не долететь. Он вместе с белыми снежинками начинает спускаться на землю. В каждой снежинке спрятано немножко мороза. Погляди, видишь, сколько снега кругом! Вот столько вокруг и мороза. Он тут повсюду. Ты уж так не дрожи. Летай — и не замёрзнешь!
Закончив свои рассуждения, синичка вспорхнула и перелетела на крыльцо деревенского дома, из высокой кирпичной трубы которого столбом поднимался неторопливый дым.
Мороз быстро усиливался. Вечерело. Собравшись семьями у русских печек, уютно потрескивающих горячими дровами, люди пили чай. Изредка они поглядывали в разукрашенные морозом окна и уже в который раз дивились зиме и проделкам мороза.
А пришедший на землю мороз осмотрит землю, накрытую снежным покрывалом, и примется за работу.
Тонкий лед на водоемах он поспешит усилить, чтобы рыбы в студеной воде не промерзли, чтобы деревенская ребятня, без опаски могла нарезать коньками зеркальную поверхность новенького льда.
Землю покрепче скует, чтоб все на зиму замерло, да не пострадало от непогодной хвори. Похлопочет мороз и искусным художником, нарисует причудливые узоры на стеклах деревенских изб, хлевов и бань. Дым из трубы столбом к небу поставит, уроки нерадивым хозяевам преподаст.
Кому к следующей зиме присоветует печь поправить, кому прохудившийся двор утеплить, кому собачью будку смастерить, а кому прогнивший венец колодца обновить.
Как следует проморозит заболевшие деревья, срубы домов и всяких построек. Повсюду загубит заведшийся разрушительный грибок, образовавшийся от осенней слякоти и излишней влаги. Постелет плотный наст на полях и лугах, чтобы следы птиц и лесных обитателей было не так то просто обнаружить на нетронутом снегу.
И каждой зимой мороз обязательно удивит тонкую человеческую душу. Он такую красоту наведет в округе, что как будто неожиданная и долгожданная сказка пришла. Мороз нарядит каждое деревце в роскошное платье невесты, щедро припудрит инеем каждый кустик, а каждую засохшую травинку, выглядывающую из пушистого нетронутого сугроба, превратит в замысловатый набросок художника.
Поближе к деревенским избам, на украшенных деревьях, мороз рассадит красногрудых снегирей. Чтобы каждый, кто увидит это, мог по-настоящему восхититься внезапно возникшей чудесной картиной.
А ещё мороз подкрасит инеем ресницы прохожих, пощиплет их за нос и уши, наведет румянец на щеках здоровых ребятишек. И, наконец, когда мороз закончит всю эту свою работу, довольный, он отправится к себе на небеса. До следующей зимы.
Синички, отогревшись возле тёплого человеческого жилья, снова вернулись на высокую берёзу.
— Смотри, смотри, — взволнованно прошептала молодая синичка. Мне кажется, вон он идет по полю! И маленькие птички, перегоняя друг друга, понеслись на встречу с настоящим морозом.
Свидетельство о публикации №212032801834
Тимофей Аникст 22.06.2012 22:29 Заявить о нарушении