Из школьного 1991-1995 годы

* * *

Эй! Ты знаешь дорогу туда,
Где есть пустота,
И звёзды, и ночь,
Ещё ковыли, и заброшенный холм
С дорогой, бегущей
Вдали среди гор?

Послушай! В колодце,
Что в детстве моём,
Вкуснее вода,
Чем в природных ключах.
Дай руку!
И мы побежали б вдвоём –
Ты слышишь, мы можем! –
Босые, туда …

Но детство прошло.
Теперь холода.
Обгоданной костью
Белеет душа.
Я тысячу лет бы
Вперёд отдала,
Чтоб в первые десять
Опять убежать …

1991 г.


* * *
 
Час розы

Последний поцелуй и капельку росы
Ты отдаёшь мне, нежная, немая …
Хоть скоро истекут навек твои часы,
Красе твоей угаснувшей внимаю.

1991 г.


* * * М.Ю. Лермонтову

Расплываются звёзды
В тьме ночной тишины.
Растворяются слёзы
По воде, солоны.
Сказок милый обманщик,
Ты не плачь! Лучше пой!
Здесь склонились, как раньше,
Над рекой золотой
Две звезды. Словно очи,
С поднебесья глядят,
Каждой светлою ночью
Здесь поют, говорят.
Две звезды, как две птицы,
Как два странных огня.
Никому не приснится
То, что видел здесь я.
Ни свои, ни чужие,
Никому не нужны,
Две звезды золотые
В свете ломкой луны.
От болотных угаров
Духи в полночь летят,
Над берёзою старой
Звёзды с неба глядят.

Что тоскуешь, волшебник?
Где ты скрылся, поэт?
Горы шепчут молебны
Тихим эхом в ответ.

30 июня 1991 г.


* * *

Как-то по просьбе одноклассниц я пыталась подражать Тютчеву. На уроке нам надо было рассказывать наизусть стихи, а какое там наизусть!.. Никто даже книжки не принёс. Всем грозили двойки... Но обошлось. А это стихотворное недоразумение у меня осталось.

Весенний гром стучался в окна
Разбитым эхом. Как старик,
Он гулко кашлял, тяжко охал,
Грозой срывался в грозный крик.
А майский дождь смеялся в листьях,
Улыбкой шлепал по цветам,
И допьяна давал напиться
Бегущим по буграм ручьям.

1991 г.


* * *

Стать бы маленькой точкой,
Глупой мухой, бессмысленной строчкой,
Чёрной кляксой, ленивой лягушкой –
Только бы не печальной кукушкой.

Стать бы хвоинкой ели смолистой,
Или росинкой чистой, лучистой,
Или рассвета живой красотою …
Только не стать бы одной пустотою.

Стать бы травинкой, жужжащей пчелою,
Соком берёзовым ранней весною.
И, хмелем природы наполнив уста,
Забыть, что душа безнадёжно пуста,

И в каменной клетке, в толпе миражей,
Уснуть, улыбаясь из пёстрых сетей.

конец 1993 г.


* * *

Я люблю это небо, огонь, деревья, камни и воду.
Я люблю лица людей и мусор на сером асфальте …
Но какой-то прощальной любовью – словно каждый миг умираю,
Словно чувствую, что исчезаю, что законы бездушны и грешны.
Я обожаю жизнь, само ощущение, что я существую и чувствую.
Я отрекаюсь от зла, лжи, униженья, обиды.
Но получилось так, что создана жизнь нелепо,
Небо, огонь, земля, камни, асфальт и люди –
Всё пропитано злобой, ненавистью и злом.
Я изменить не в силах даже частицу мира,
Мне остаётся только мгновенья ловить с любовью.

… Сколько дано мне прожить – я не знаю,
Но в каменной клетке своей каждый миг умираю.


* * *

Капают слезы с талых сосулек,
Не холодны и не горячи.
В синих заплатах небо рисует
Кто-то при свете полночной свечи.

Синие пятна на белоснежном,
Быстро и просто вымаран холст.
Где же здесь чудо, грех и надежда,
Где здесь загадка и тайный вопрос?

В полночь глухую, полярную зиму,
В грубой избушке, при свете свечи,
Синее небо кто-то рисует,
Сгорбившись тихо у тёплой печи.

Капают слёзы с талых сосулек,
Чёрная бездна  над миром висит.
В синих заплатах небо рисует
Кто-то при свете полночной свечи.

5 ноября 94 г.


* * * На смерть Олеси Кариной

Падала жизнь с ладони,
Как одуванчик пушистый,
Словно пахучий ландыш,
Как голубой колокольчик,
Падала алым маком,
Падала хрупким звоном,
Падала жизнь с ладони
В тесный, холодный ящик.

май 1994 г.


* * * Ушедшим друзьям
 
Прочь уходит наше детство семимильными шагами,
Впереди чужое небо и неведомые дали.
Расстаётся детство с нами, и не ведаем мы сами,
Отчего глаза нам щиплют слёзы горестно и странно.

Мы отчаянно ликуем, школы покидая стены.
Рвемся мы, узды не чуя – в мир, где властвуют проблемы.
Но уже печаль налётом пыли стёрла все улыбки –
Те, что нам дарили раньше фото детские, открытки …

осень 1995 г.


* * *

Плетутся слепцы по пустыне,
Им чудятся бездны и ямы,
Им кажутся запахи ядов
И бряцанье острых кинжалов,
Верёвка на высохшей шее
И шёпот зловещий соседей.
И всюду им мнятся интриги,
И ужас их в путь подгоняет.
Обходят оазис и воду,
Спешат к самым жарким барханам …
И ядом пропитаны души
Слепцов, что бредут по пустыне.


* * *

Старуха

Ах, если б молодость проснулась
В моих дряхлеющих чреслах,
Живящей влагой обернулась,
Как дождь на высохших лучах!..
Но нет. По застарелым жилам
Не хлынет молодая кровь,
И даже древняя любовь
Усталой стала, стала хилой,
Не кровь свежа – свежа могила,
Моя единственная новь.
               
1994 г.


* * *

“Год-чудовище”, – молвил древний житель китайской равнины,
Дверь затворяя и прячась за ширмою ветхой.
На его языке это слово едино в звучанье.
Смысл понимаешь совпаденья как будто слепого,
Если вдруг начинают, как срезаны острой косою,
Падать друзья или великие люди,
Цель твоего восхваленья и мыслей твоих неустанных.
Что же останется после? Или с другими падёшь ты,
Или, случайно оставшись, будешь стоять одинокий –   
Колос на скошенном поле …

3 февраля 1994 г.


* * *

Я сама понимаю – лучше мне умереть,
Но не в силах я ужаса преодолеть.
Я молиться не смею, я не верю богам.
Мы уходим лишь в землю, наше место
                лишь там.

Жаль, что Бог – это сказка. Лучше б это не знать.
Отчего мне так страшно навсегда засыпать!
Я исчезнуть хотела незаметным дымком,
Разорвать свою плоть серебристым ножом.

В моем теле богиню заточила судьба,
В этой клетке нескладной замерла Красота.
Нет, смешной незнакомец, мне не нужен совет,
Уходи, не погасишь равнодушия свет!

Я пуста, я печальна, я устала страдать.
Мне осталось по капле жизнь свою отдавать.

13 мая 95 г.


* * *

Забытая капля росы, потерянный лучик …
Мы вспомним об этом …  Когда?
В последней предсмертной тоске.

Ах, шубы, перчатки – что хуже, что лучше?..
Как мы выбирали и мучились
Как! Но зачем?..

Мы золото бросим, рванёмся к простому бутону …
Всё поздно, а жизнь словно только шагнула вперёд.
Как больно смотреть на деревья и птиц: сейчас, такому живому,
А после... Вопрос лишь, кто первый уйдёт.

А впрочем, здесь нет ни загадки, ни тайны.
На этой земле каждый миг –
Родится, полюбит, не станет …

И наш драгоценный бутон под грубой
                подошвою сник …


* * *

Был чёрный день, и плакал снег кровавыми слезами,
Там, за окном, мела метель, безумная, как ночь.
Удары сердца бились в мозг, и плыл перед глазами
Бездонный мир, я не могла одна ему помочь.

Он надвигался на меня – в глазницах зеркала,
И были страшные глаза бездумны и пусты.
Я в зеркалах росла, росла, и моё сердце боль пила.
Я, Безымянная, одна смотрела суд толпы.
 

* * * 

Владивосток

Грязно-белое небо, как бельмо старика.
Он смотрит, усталый, на мир свысока.
Мы снизу кричим в ослеплённую муть.
И трудно заплакать, и нечем вздохнуть.

И, кажется, чувствуешь, мёртвую жуть
Небес, предвещающих горестный путь.

июль 1995 г.


...

Крик! Плачет младенец? Жертва рыдает в ночи?
Нет... Из тумана белая чайка кричит.


* * *

Реквием

Мы празднуем День Победы –
Великий праздник весны,
Мы поднимаем бокалы
За не пришедших с войны.

Мы полною грудью дышим,
Легко прожигаем дни,
А ветер цветы колышет
На могилах, где спят они.

Они – это наша гордость,
Они – это наш оплот.
И что бы там ни сказали
На тысячу лет вперед.

Их матери не заплачут –
Их больше на свете нет.
Полвека прошли – и смыли
Войны смертоносный след.

Мы празднуем День Победы –
Великий проздник весны – 
И тут же бросаем лучших
В кровавое жерло войны.

Идут из Чечни вагоны,
Колёса стучат : тук-тук.
И этот звук остановит
Материнского сердца стук.

В вагонах – кровавая каша,
В вагонах – не счесть людей.
И это кровь – расплата наша,
Кровь наших лучших парней.

Идут чередой вагоны,
Везя парнишек с войны.
Матери, сёстры, жёны,
Любимые – к вам пришли!

Вернулись! Вы их встречайте.
Ведь вы же устали ждать.
Да только не позабудьте
Всех их перецеловать.

Они стосковались по ласке,
Им так не хватало тепла.
Их детские слёзы и сказки
Война под корень смела.

Они ведь совсем не любили,
Им рано ещё отлюбить.
Они ещё мало грешили,
Им рано ещё грешить …

Эй, встаньте на День Победы –
Великий праздник весны!
Воевали и гибли деды,
Воюем и гибнем мы.

Мы поднимаем бокалы
За не пришедших с войны.
Мы празднуем День Победы –
Великий праздник весны!

6 мая 1995 г.


Рецензии