Подросток на экране

                ПОДРОСТОК НА ЭКРАНЕ

                Сценарий киновечера

     Откуда эта жёсткость и эта жестокость? Непослушание в виде протеста? Протеста – против чего? Или, вернее, от чего?
     От пресыщенности благами, которые мы и создаём, беспокоясь о беззаботном детстве, или отсутствия всяческого внимания. Третьего не дано!
     Влияние улицы – только тогда, когда утрачен, превращён в пяль необходимый контакт (личностный контакт) в семье или он полностью отсутствовал с самого начала.
     Помните, как у Константинова и Рацера:
                Папа с мамой от ужаса белые:
                "Что с ребёнком улица сделала?"
                А ведь улица – дело пятое,
                Ведь не улица виноватая.
                Товарищи взрослые! Вы в ответе
                За всё, что делают ваши дети!
     "Улица" начинает учить и объяснять то, что не могут (или даже не хотят!) объяснить родители. Но каким языком происходит это обучение и на каких примерах?
     Люди, взрослея, обычно быстро забывают своё детство, вернее, те проблемы, которые их беспокоили в 13-16 лет. Не утруждая себя анализом состояния подростка, забыв, каким образом был найден правильный ответ на сложный (и что парадоксально – порой и на простой, элементарный) жизненный вопрос, взрослые не воспринимают всерьёз терзания юной души, страдания поисков. Именно в тот период, когда всё обостренно, напряженно, накалено недопониманием внешних и внутренних (!) причин.
     Перековка мировоззрения подростка совпадает с гормональной перестройкой организма. Процесс этот многогранен. Это своеобразный шаг через порог, за которым начинается длинная дорога Жизни!
     В журнале "Советский экран" № 18 за 1986 год кинооператор В.Нахабцев написал:    "Ускорение и перестройка – суть перемен, перестройка отношения людей к своему делу – пожалуй, это единственная возможность двигаться вперёд. В том числе и в такой сложной, тонкой сфере нашей общественной жизни, как культура, искусство, составной частью которой является, конечно, и кинематограф.
   Первым и решительным шагом должна стать отмена "табу" на экранное исследование некоторых областей нашей жизни, ранее считавшихся чуть ли не запретными для искусства. Искусство – образное постижение жизни, а жизнь – не райский сад в гармонии розового и голубого. Думается, что слово "гармония" иной раз неверно понимается когда речь идёт об общественных отношениях, о действительности, в которой все мы живём.
   Думаю, что общество, требующее от искусства правды и только правды о себе самом, не скрывающее, не затушевывающее своих недостатков, здоровое общество! Сколько фильмов сделано у нас на тему детского дома! И сколько в них сахарину при полном отсутствии боли художника за решение проблемы, за судьбы тех, кто послужил прототипом героев.
   Но вот появился фильм "Игры для детей школьного возраста", в котором показаны такие "картины", на которые и смотреть невозможно, хочется отвернуться от экрана. Однако это не вредный фильм, "смакующий теневые стороны жизни". Это – искренняя картина, сделанная с большим знанием предмета т пониманием социальной значимости поднятой проблемы, а главное – с такой стороны, с такой сердечной болью, что не остаётся и тени сомнения в том, что авторы – настоящие художники, настоящие граждане страны, для которых боль общества – их личная боль.
   "Если у человека хватит мужества взглянуть правде в глаза, то у него хватит сил переменить свою жизнь!"
   Как получилось, что подросток вырос озлобленным, не желающим признавать авторитетов? Как вышло, что родители для подростков стали совершенно чужими людьми?
   Фильм о взбудораженной совести, об ответственности, которую все мы несём за собственную жизнь и за судьбу своих детей".
     Вся суть воспитания подростков отрицательного или нейтрального восприятия мира от громадного "недо": НЕДОмолвки, НЕДОгляды, НЕДОпонимание, НЕДОвоспитание, НЕДОверие, НЕДОработки… Одним словом всё, что сделано в полсилы, в полслова, в полдела, всё, что оставлено частью на-завтра, часть – на-потом, частью – на-никогда. Оставлено – и забыто. Кем? Взрослыми. Но не детьми, ни подростками, которые в отличии от нас идут дальше и добираются до сути проблем, до глубины вопроса. Но зачастую окольными путями, не ведая, что рядом прямая и ровная дорога к истине.
     Мы пожинаем, что сами посеяли. Не перебрали зерно во время, трать драгоценное время для борьбы с сорняками. Поспешили и людей насмешили (это в лучшем случае, а в худшем – взрастили слёзы, горе, непоправимое!) Не надо отмахиваться  от вопросов детей, не говорить им "потом", "после". Надо задержаться, отложить любое дело и разъяснить, объяснить, исправить, разобраться с "подрастающим поколением", и "тогда не надо тратить столько денег на его перевоспитание", как сказа Аркадий Райкин в одном из своих монологов.
     Откуда берутся озлобленные, надменные и наглые подростки? Так называемые "трудные"? откуда в них столько нигилизма, слепого раболепия перед тем, что хоть чуть-чуть находится под знаком запрета? Откуда солько отрицания традиционных норм поведения? Где начало берёт модный сейчас "металлизм" во внешних проявлениях?
     Чем меньше контакта со взрослыми – умными, терпеливыми, понимающими или старающимися понять, тем больше зла, неверия, тем больше протеста против "всего и всех".
     Страшная геометрическая прогрессия этого процесса, если подросток убеждается в несоответствии (расхождении) слова и дела развратная жизнь проповедников чистоты – вот то, что формирует циников, нигилистов, преступников.
     Возьмём к примеру фильм "Подсудимый". Убийство Вешнева инвалидом войны Антоном Филимоновичем Скуловым, который был заслонён девушкой-санинструктором Анной, то же ставшей инвалидом. Ради неё он вывел новый сорт цветов, назвав их "Аня". Вешнев топтал на клумбе не только цветы, но и саму память об Анне. И Скулов потерял над собой контроль и спустил курок охотничьего ружья…
     "Трудные" подростки… Что делать с ними, попавшими в силу тех или иных обстоятельств под дурное влияние улицы, сломавшимися, свернувшими с нормального пути? Как попытаться уберечь их души от окончательного распада, предотвратить нравственную гибель ребят?
     Актуальной и сложной проблемой занимаются педагоги, органы охраны порядка, общественность. Пресса постоянно уделяет проблемам воспитания молодёжи, в том числе и "трудной", большое внимание.
     А.С.Макаренко в своё время написал очень мудрые слова:
   "…Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной".

Подготовил В.К.Цыкалов, 1987


Рецензии