22. ВИ. Агошков. Стан. Колодезь. Сакральная ист

22. ВИ. Агошков. Становой Колодезь.


САКРАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
СЕЛА СТАНОВОЙ КОЛОДЕЗЬ
 

 
Я привёл достаточное количество сведений о том, чтобы сказать, что колодцы играли в жизни наших предков важную роль, особенно там, где было мало воды. В верховье Оки на её недостаток стали жаловаться в последние десятилетия, а ранее воды, на первый взгляд, было много. Но следует иметь в виду, что недаром колодезь в трясинных местах называли «окно в бо-лоте».

А коль так, то и в средние века с обеспечением людей нормальною водою были проблемы, особенно, если учесть, что болота порождают ржавчину. Недаром, видимо, тот же Панкрат рыл колодезь, вместо того чтобы его просто найти у верховья реки или речки и огородить.

Помню, что мои родители в 50-е годы ХХ века жаловались на то, что вода в Пашином, соседском, колодце, стала исчезать. Тогда люди топились дровами, которые добывали в зарослях кус-тарника, расположившихся в верхах реки Стишь (Стижь).

Потом, когда вместо дров мои земляки стали использовать уголь, то лу-говой кустарник разросся, а местами даже появились высокие деревья. Они подтянули воду наверх, и – чудо – воды в колодце стало гораздо больше, чем раньше.

Поэтому, когда мы говорим, что в древние и не очень древние времена реки и речки были полноводнее, то это озна-чает и то, что тогда леса сплошным покровом устилали землю. Но не следует думать, что эта сплошная стена была как гора, ко-торая преграждала путь людям и животным. Нет, конечно.

Животные выбирали для передвижения на те же водопои
сухие, незаболоченные участки местности, которые находились на высоких местах. Или водоразделах, на тех землях, где были истоки, верхи рек и речек. Большая дорога в город Курск и про-ходила по водоразделу, по скату, по коньку «крыши». Водораздел хорошо продувался ветрами, был ближе к солнцу, и, следова-тельно, раньше высыхал в весенние недели. Следовательно, мы можем предположить, что Панкрат пришёл в Становой Колодезь по дороге, которую проложили …животные.

А животные проложили дорогу туда, где был водопой, т.е, колодезь. Зачем, в таком случае, Панкрат копал колодезь? Ре-шил, чтобы его кто ненароком не заметил у истока речки?! Тут, думается, сыграла свою роль и …Библия.

Наверняка, данный Панкрат являлся старообрядцем. В Сибирь он не поехал, а ре-шил жить под боком у власти, но таким боком, куда власть свой нос в течение полувека не совала.

Колодезь Панкрата – это и символ погружения в истину свободы, мечта о вольной, богатой  и справедливой жизни. Есть колодезь, есть водоносная жила, – значит, край позволит чело-веку жить и процветать.

Автор говорит о том, что Панкрат привёз в будущий Стано-вой Колодезь семью и поклажу на телеге. Ещё одна загадка дан-ной легенды. Следовательно, уже был тракт!

Поскольку Большая дорога в Курск проложена строго по водоразделу, то и поселился Панкрат недалеко от неё. Дороге и Панкрату разминуться было никак нельзя. В этом случае плохо верится в то, что Панкрата в течение 50 лет никто не обнаруживал…

Ну да ладно, не будем больше задавать вопросы автору ле-генды: она есть, она про наше село – и это замечательно!
 см.2


Рецензии