23. ВИ. Агошков. Стан. Колодезь. Сакральная ист2

23. ВИ. Агошков. Стан.Колодезь. Сакральная ист.

часть 2.


Безусловно, люди появились у верховий реки Стижь задол-го до Панкрата. Археолог Т.Н. Никольская, с кем я переписывал-ся, делала раскопки в Орловской области, на так называемом Курабе-городище в Кромском районе. Татьяна Николаевна ут-верждает, что люди жили в Курабе ещё 3000 лет назад. И этими людьми были скифы. Предположим, что древним историкам бы-ло трудно выговорить слово «скифы»: так, греки вместо «славяне» говорят «склавене», т.е. добавляют звук «к».

А поскольку в языке существует и метатеза, т.е. переста-новка звуков (сравни: ведмедь//медведь), то могли историки и писатели вместо «скифы» сказать «сфинксы» (переставив звуки «ф» и «к» и добавив «н»). Сфинксы – это финны?

Ничего удиви-тельного для тех, кто изучает историю, нет. По мнению исследо-вателей, река Ока – это финская река Йокка, река финского бо-га-громовержца. Славянские племена Вятичи и Северяне, придя в верховье Оки, расположились рядом с финнами, что-то у них заимствовали, что–то им привнесли своё. Считается, что славяне познакомили финнов с плугом. Появились славяне и в том мес-те, где сейчас находится храм села Становой Колодезь.

Почему именно здесь? Да потому что это самое высокое место в округе. Если сейчас от станции Становой Колодезь пойти к школе, то мы будем постоянно подниматься вверх, а уже от школы, от церкви, станем спускаться вниз.

Эта вершина находится между двух верхов реки Стижь. Храм и Священная роща видны издалека, так как они находятся на высоком месте. Мы уже давали этимологический срез слова «колодезь», выяснили, что в других языках оно, или его родствен-ные аналоги, обозначали следующее: холодный, колода, сруб, лес, лесок, роща, лесистый холм, груда дров, костёр, пень, корыто, толстое бревно, гроб, лафет, перелесок, рощица, дерево, ветвь, рубить, ударять, сечь, лесная тропа, тропинка…

Лесная тропа, тропинка тянулась вдаль, как и ручей, называемый колодезем. Видимо, колодезь, текущий из-под лесистого холма, был неотъемлемой частью Священной рощи. Человеку в процессе жизни нужно было освободить для своей деятельности пространство от деревьев, т.е. рубить их, сечь, сжигать на костре.

Потом, наработавшись и отдохнув, поселенец шёл в празд-ники в Святую рощу, к Святому, главному, становому, основному колодезю, чтобы поклониться своим богам за их щедрые дары. На деревьях, у колодезя, женщины развешивали разноцветные ленточки, как символ любви и привязанности рода к роднику, к этому благодатному краю.
 
Действительно, разве не чудо появление из земли бьющего вверх родника! Б.А. Рыбаков писал, что «основные языческие моления проводились не только в доме или внутри посёлка, а выплёскивались из села за околицу, в священные рощи, к свя-тым озёрам, к "кладезям многочестным".

Из истории известно, что православные храмы ставились на месте языческих капищ. Скорее всего, и нынешний храм села Становой Колодезь нахо-дится в священном для язычества месте. Это допустимо, по-скольку недалеко от церкви красуется красавица роща. Мы не знаем, было ли здесь Святое озеро, но небольшой ручей, он же колодезь =кладезь, несомненно… Впрочем, ручей вытекал из трясины, покрытой сейчас осокой. Значит, было когда-то и озерцо.


Рецензии