Правдивая история о Святополке. Эпизод 86. Часть 4

-Почему их слова песни так зацепили? – а ты сам посуди. Святополк ведь был язычник. «Вечно молитесь своим Богам и эти Боги все прощают вам»-это к православным, уже обращенным в новую веру, «ведь я ваш брат я человек»-не признаете вы мое родство-то что он подчеркнул что он сам «от двух отцов» -он этим уже противопоставил. И потом стал чеканить монеты печатью с двузубцем вместо трезубца-эмблемы Владимира. Каждая строчка в этой песне провоцировала конфликт и не могла пониматься однозначно. Это был  его вызов- такие камни он бросил  в наш огород.
- Смелости в его поступке ему было не занимать?
-Это не смелость. Это была дерзость одного против всех. Это были не «дешевые понты»-это была лакмусовая бумажка- как отреагируем. Смолчим? Стерпим? Пропустим мимо ушей вроде «напился-веди себя прилично?».
-Ну, там же охрана была- люди преданные, все свои были- все только братья были –постороннего, лишнего народу не было. Это предназначалось «исключительно для наших ушей», для внутрисемейного употребления»..
-Для  употребления в узком семейном кругу..
-Взрослые уже были все-надо было отвечать за свои действия и поступки. Не отца дергать за рукав, жаловаться друг на дружку –а принять меры общественного порицания.
-Ну и что было бы? Объявили бойкот? «Лишили сладкого», «сломали бы игрушки»?

- Ну, а помимо Святополка были ведь и другие «кровные враги».. Всеслав например.. История ведь  не всегда справедлива к своим героям. Одни из них были раз и навсегда возвышены, подняты на пьедесталы почета и прославлены, другие - оклеветаны и заклеймены, втоптаны в грязь. Мы сейчас прекрасно осведомлены, что История всегда писалась лицами, которые питались со стола правителей, отдельных деятелей и политических партий. В переосмыслении же нуждается она вся, от времен Киевской Руси, так как события Х - XI вв. не менее противоречивы. С одной стороны представлены венценосная Ольга, Святой Владимир, Ярослав Мудрый, с другой - Олег Вещий, Святополк Окаянный, Всеслав Чародей, а в центре - невинные жертвы: Улеб, Олег, Ярополк, Борис, Глеб и т. д. Искусственность исторических построений очевидна, но что-то держит нас в старых рамках. Возможно, это равнодушие, спящее национальное сознание, а может быть - результат извечного поклонения авторитетам. (Филист Георгий Михайлович «История "преступлений" Святополка Окаянного»). Вот  тебе и по правую руку Ярослав Мудрый- а против него-все остальные.

-Просто все историю Всеслава понимают слишком буквально- дескать, ясное дело «чародей», «оборотень». Он- оборотень не в смысле естества, сочетающего людскую и волчью породу -животного- зверя, а оборотень- в переносном смысле. Сам на государевой службе –сам олицетворяет собой официальную власть и полномочия и одновременно теневую сторону -ночью перевоплощается в босса мафии, короля преступного мира-настолько влиятельного и могущественного, что в период 1066–1071 гг. между Киевом и Полоцком велась борьба за обладание Новгородом и Всеслав был объявлен Киевской Русью «врагом государства номер один», «преступником номер один». Вот что следует понимать за «князем –оборотнем» а не слишком буквально- добавляв этот букет коктейль мистики и иррациональности, фантастики и вымысла -все почерпнутое из книги суеверных страхов  и досужих слухов-клеветнических измышлений. Борьба с Полоцком завершилась взятием Всеслава в плен во время мирных переговоров на реке Немиге и заключением его в «поруб» в Киеве. (В июле 1067 года Изяслав, Святослав и Всеволод послали звать Всеслава к себе на переговоры, поцеловавши крест, что не сделают ему зла. Всеслав почему-то поверил им, и не один, а с двумя сыновьями, без надлежащей охраны переплыл на челне Днепр. В ходе переговоров Изяслав приказал схватить Всеслава Чародея с сыновьями «Северные войны России», Александр ШирокораД). Поскольку этот стратегический успех был достигнут Ярославичами, и в первую очередь Изяславом, — в нарушение присяги, он вызвал бурную негативную реакцию общественности-недовольство оппозиционных СМИ. Но не дремали и победители, спешили расправиться с «неугодным». Как свидетельствует «Повесть временных лет» под 1068 годом, дружина советовала князю Изяславу Киевскому расправиться с заточником Всеславом, которого взбунтовавшиеся киевляне намеревались возвести на престол: «„Злое содеялось; пошли ко Всеславу, пусть, подозвав его обманом к оконцу, пронзят мечом”. И не послушал того князь» (перевод Д. С. Лихачева). В 1068 г. войска Ярославичей были разгромлены половцами на Альте, а когда Изяслав отказался продолжать вооруженное сопротивление, в Киеве началось массовое восстание, участники которого «вырубили Всеслава из поруба, в 15-й день сентября, и прославили его среди княжеского двора». Княжеский двор был подвергнут разграблению, а сам Изяслав бежал в Польшу. И вот Всеслав- за пять лет «пропитавшийся» идеями криминального мира и стал олицетворение сращения политической власти с криминалитетом. Это «заточение» лишь прибавило ему политического капитала- популярности и поддержки среди народа- дескать, «претерпел», «в тюрьме он за правду жестоко страдал»..
-Я этого никогда раньше понять не мог-как могут сотрудники правоохранительных органов, адвокаты или даже судьи слушать «шансон». Не в французском понимании «песенка-история»-а в отечественном. Они же борются с этим злом, с преступностью. И тут такая "романтизация преступного образа жизни" –даже не "блатная" музыка, а тюремная в полном смысле слова- с лексикой и содержанием.
-Общаться-то приходится  по воле случая с разными людьми, некоторые из них и отличаются от законопослушных граждан асоциальным поведением. Поэтому риск подвергнуться профессиональной деформации у адвокатов, правоохранителей и  даже судей, как ты говоришь, даже выше, чем у других специалистов, чья работа также связана с людьми- они перенимают преступный жаргон,  лексику- чтобы лучше понимать и говорить с «ними на одном языке», «входить в доверие», изъясняться доходчивей и проще-это же вовсе не означает двурушничества или симпатий к «жуликам» или «злодеям».
-Профессиональная деформация –«с кем поведешься, и от того и наберешься». Налицо  взаимопроникновение- взаимовлияние культуры- преступники начинают «чтить уголовный кодекс» по заветам Остапа Бендера- а эти правоведы- слушать криминальные сонеты..
-Ну это же оживляет, добавляет налета «бывалости».. Вот только чтением кодекса и со знанием фабул статьей так называемым «жуликам», к сожалению, не прививается правовая культура- она ведь не только в знании, но и в осмыслении, в соблюдении-только от того что эти нормы задекларированы на бумаге они должны работать на практике-стать законом и правилом для людей и даже великих князей.


Рецензии